Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
Выступление на втором заседании РМО учителей русского языка и литературы на тему:
«Подготовка учащихся к различным формам трансформации текста (сжатое изложение, конспект, реферат, доклад и т.д.) через освоение различных приемов»
Автор выступления: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 сл.Большая Орловка
Панчехина Инна Александровна.
15.11.2016 г.
Я являюсь учителем русского языка и литературы с 1997 года. Мой педагогический стаж составляет 19 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в 5в и 6б классах.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1. Совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
2. Использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;
3. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
4. Создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
5. Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
6. Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
7. Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
Моей темой по самообразованию является тема: «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». И как учитель, считаю, что главная задача моей нынешней педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, подойдя к итоговой аттестации, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, и, главное, уметь быстро и грамотно работать с текстовой информацией.
В основе работы с текстовой информацией лежат такие познавательные процессы, как понимание, запоминание, воспроизведение текста, а также преобразование информации в сознании и присвоение её. Успешность человека в учении и в профессиональной деятельности во многом зависит от его информационной культуры. В образовательных стандартах и первого, и второго поколения формированию информационных умений и навыков, в том числе овладению различными способами информационной переработки текста, придаётся особое значение.
Информационная переработка текста - одна из составляющих коммуникативной компетенции. К основным видам переработки (трансформации) текста относятся: реферат, доклад, тезисный план, конспект, презентация, сообщение, таблица, схема, сжатое изложение.
Эта работа требует от школьника умения выделять в исходных текстах микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения.
Одним из основных способов информационной переработки текста является компрессия (сжатие). Компрессия может быть содержательной (информационная переработка текста) и языковая (отбор лексических и грамматических средств, способных связно и достаточно кратко передать полученную информацию).
Я использую в своей работе некоторые методы, позволяющие сформировать у обучающегося устойчивые навыки информационной переработки текста на основе приёмов содержательной компрессии.
Я знаю, что существует два основных приёма содержательной компрессии текста:
а) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
б) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
В методических пособиях, предназначенных для подготовки к ОГЭ, приводятся различные упражнения, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста.
Например, я использую:
1. Упражнения, направленные на умение разделять информацию на главную и второстепенную, исключать второстепенную: Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию; помните: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. Используя прием свертывания, сократите текст.
2. Упражнения, направленные на закрепление умения находить главную информацию:
Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений, сверните эти предложения, выделив
1) только значение крылатого выражения;
2) только информацию об истории происхождения этого выражения
3. Упражнения, направленные на отработку приема «свертывания исходной информации за счет обобщения»: Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
4. Упражнения на трансформацию, моделирование, дополнение текста. Трансформация (сжатие или расширение) информации текста зависит от правильно воспринятого замысла высказывания.
Совершенствованию данного умения способствует следующее упражнение: Из отрезка текста (1абзац, 2-3 предложения) учителем выписываются все существительные, сохраняя число, в котором они употреблены в тексте, но в именительном падеже; на основе данных слов необходимо составить текст (можно менять падеж существительных, оставляя неизменным число, по необходимости проводится словарная работа, возможно определение тематических групп слов, выявление синонимов).
Следует отметить, что в учебниках, рекомендованных для обучения по ФГОС второго поколения уделяется особое внимание формированию информационных умений и навыков школьников, овладению различными способами информационной переработки текста. Уже в 5 классе обучающимся предлагаются следующие виды заданий, которые я активно использую в своей работе:
1.Изложение. Выпишите слова с пропущенными буквами. Выделите корни, объясните их написание. Изложите содержание текста, опираясь на выписанные вами слова.
2. Изложение-миниатюра. Озаглавьте текст, затем кратко его перескажите.
3. Устное высказывание. Подготовьте выступление на предложенную тему. Составьте план, используя оглавление.
4. Сформулируй тему. Сформулируйте тему каждого отрывка, придумайте заголовки, точно ее отражающие.
5. Обсуждение (вид работы с текстовой информацией, упражнение направлено на формирование познавательных и коммуникативных УУД). Объясните, как вы понимаете то или иное выражение.
- упражнение на трансформацию текста (сжатие, расширение).
6. Составление устного или письменного высказывания.
1) Прочитайте высказывания русских писателей. Объясните своими словами основную мысль каждого из высказываний.
2) Подготовьте рассказ о русском языке, используя эти высказывания как план.
- упражнение на трансформацию текста (расширение).
7. Упражнение с использованием различных видов содержательной компрессии текста. Прослушайте историю о знаменитом древнегреческом баснописце. О чем в ней рассказывается? Какова главная мысль этой поучительной истории? В каких значениях употребляется слово язык? Подкрепите свой ответ примерами из прослушанного текста. Заполните таблицу в соответствии с содержанием текста. Используйте данные слова и словосочетания.
Помимо упражнений, предложенных в учебнике, я самостоятельно разрабатываю для обучающихся различные задания, направленные на отработку навыков содержательной компрессии текста:
1.Подберите к абзацу прочитанного текста опорную фразу, являющуюся ключом к его пониманию;
2. Выделите опорные слова;
3. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания, изложите сжато содержание предложения;
4. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.
А также:
5. Cоставьте план, подберите к нему наиболее существенную информацию из текста; составьте план сжатого варианта текста.
6. Выделите в тексте смысловые части, в каждой определите главную мысль, озаглавьте каждую часть, запишите тезисы; «расшифруйте/разверните» текст, сравните с исходным вариантом.
7. Напишите сжатое изложение, дополнив его примерами из жизни.
Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, – одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. Поэтому залогом успешной сдачи итоговой аттестации в 9-м классе является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку.
Я хочу остановиться на работе по подготовке учащихся к написанию письменной работы – сжатого изложения. Для успешного выполнения этого нелегкого задания требуется формирование особых навыков работы с текстом: умение слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать.
Стараюсь воспитать ученика внимательным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить разные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определению лексического значения слова, различению контекстных значений многозначных слов, расширению словарного запаса учеников, знакомству с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткой передачи содержания текста, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, использования авторских ключевых слов и словосочетаний.
Ставлю перед учениками задачу добиться построения текста с максимально выраженным смыслом при минимальной затрате речевых средств. Сжатое изложение должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нет необходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологии свободное.
Формы и приемы работы с учащимися при подготовке к сжатому изложению:
1. Упражнения на сжатие текста.
2. Составление цитатных планов, конспектов статей учебника литературы.
3. Задание на сжатие текста упражнений учебника.
4. Аудиодиктанты (как текстовые, так и словарные).
5. Свободные диктанты.
Содержательные приемы компрессии текста:
1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2. Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
Я составила такой алгоритм работы учащихся над сжатым изложением:
1. Выделить в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найти среди них главную мысль.
3. Разбить текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделить микротемы.
4. Озаглавить каждую часть и составить план.
5. Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумать средства связи между частями.
8. Перевести отобранную информацию на «свой» язык, использовав приемы сжатия текста.
9. Записать этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, перечитать, исправить ошибки.
10. Переписать отредактированный текст на чистовик.
Я рассмотрела некоторые основные приемы обучения содержательной компрессии текста, благодаря которым на уроках русского языка формируется коммуникативная компетенция школьников.
Такая система работы помогает решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся: языковой, лингвистической, коммуникативной; позволяет ученикам преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Каждый педагог, творчески подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по их подготовке к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходимый результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к русскому языку, владеющей письменной и устной речью. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это осознание важности такой работы самим учащимся.
Информационная переработка текста является одной из важнейших целей изучения русского языка в школе, поскольку направлена на овладение обучающимися важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными). Это фундаментальное ядро содержания общего образования.