Выступление на РМО «Итоговое сочинение. Подготовка к ЕГЭ».
30 августа 2016 г. Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева и президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Дмитриевна Солженицына объявили открытые направления тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном году - см. минобрнауки.рф.
На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение размещены открытые направления тем и комментарии к ним, согласованные с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной.
Изменения в порядке проведения и критериях оценивания итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году отсутствуют.
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
К открытым тематическим направлениям дается краткий комментарий, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет». Итоговое сочинение пишут в первую среду декабря, в этом году это 7 декабря.
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. Рекомендуемое количество слов от 350. Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет» за невыполнение требований №1 (объем итогового сочинения) и «незачет» за работу в целом. Чтобы получить «зачет» достаточно выполнить два критерия: соответствие теме и аргументация с привлечением литературного материала.
Как правильно готовиться к сочинению?
Чтобы начать готовиться к сочинению, знать темы необязательно. Конечно же, следить за тем, какие задания попадутся выпускникам 2016 года, очень желательно, но в этом мало практического смысла – ведь задания точно не повторятся. А вот освоить технику создания хороших текстов вам не помешает, и для этого привязка к датам, темам и книгам совсем не нужна. Достаточно изучить основные приемы и отработать их на практике.
Итоговое сочинение: техника и секреты написания
Секрет хорошего сочинения – в балансе между его содержанием и формой. Уделив достаточно внимания первому и второму, ученик гарантированно получит качественный и интересный текст, в котором все акценты будут на своих местах.
Работу над сочинением следует начинать с самого главного – идеи. Четкая мысль должна лейтмотивом пройти сквозь ваш текст, собирая его части в единое целое. Приниматься писать стоит тогда, когда станет понятна логика размышления, которую предстоит развить в сочинении.
Рекомендуем детям хорошо продумать тему. Если есть возможность выбирать, необходимо прислушаться к себе. Какая-то из тем вызывает больше эмоций. Лучше писать о ней: если тема близка, текст получится более проникновенным и эффектным.
Выделяем главную мысль, то есть идею, которую нужно донести своим текстом. Основная проблема прозвучит уже в теме сочинения, однако выпускникам придется высказать собственное отношение к ней. Идея должна быть четкой, а для ее подкрепления потребуются аргументы (не менее одного произведения отечественной или мировой литературы). Ученик должен строить рассуждение, избирая свой путь использования литературного материала: от элементов смыслового анализа, например, тематика, проблематика, характеры до комплексного анализа произведения и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
Как мы работаем? Берем конкретное направление, вспоминаем произведения, в которых рассматриваются нужные вопросы. Выделяем нужные примеры, продумываем начало сочинения, заключение, обдумываем основную часть. В Сети есть много хороших высказываний известных людей на соответствующую тему, образцы сочинений.
Итоговое сочинение потребует большой концентрации внимания, поэтому к нему необходимо готовиться.