СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему " Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у младших школьников".

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у младших школьников".»

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка у младших школьников.

Сулоева И.И.

С тех пор, как строители Вавилонской башни заговорили на разных языках,

Общество стало нуждаться в переводчиках. Толмачи ценились везде.

До последнего времени иностранный язык был скорее хобби, чем

Жестокой реальностью. Но времена меняются…


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников учебно-воспитательного процесса. В этой связи особое внимание уделяется качеству образования, которое определяется достигнутыми образовательными результатами, носящими не только предметный, но и надпредметный и личностный характер. Важное место этим требованиям отводится в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в соответствии с которыми учебно-воспитательный процесс должен был построен на новых формах общности педагогов и учащихся, на новых способах и техниках педагогической деятельности и мышления.

Обновление содержания образования, его методической основы коснулось и изучения иностранных языков в школе. Это имеет большое значение и широкую перспективу использования, информационного поля и овладения важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни- навыками успешной коммуникации. Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции. Т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка – это основная цель изучения иностранных языков в школе.

Тот факт, что иностранный язык изучается со 2 класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач разностороннего развития личности в условиях полиязычного и поликультурного мира.

Интегративной целью обучения английского языка в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Четвёртый год я являюсь апробатором УМК по английскому языку серии «FORWARD» М.В. Вербицкой в режиме экспериментальной площадки. Данный УМК полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенции, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.

Один из принципов, лежащих в основе УМК является принцип социокультурной направленности, соизучение языка и культуры. Безусловно, формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников, позволяет расширить социальный опыт общения учащихся. На этом принципе я и остановлюсь.

Планируемые результаты по формированию социокультурной компетенции в данном УМК являются следующие:

Выпускник должен научиться:

Называть страны изучаемого языка;

Узнавать некоторых персонажей, детских, известных произведений, сюжеты популярных сказок, написанных на английском языке, небольшие произведения детского фольклора

Соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.

У выпускника есть возможность научиться:

Называть столицы стран изучаемого языка

Называть достопримечательности стран

Наизусть выучить стихи и песни на англ. языке

Искать информацию о стране изучаемого языка в пределах тематики, изучаемой в начальной школе.

Какова же моя роль в данном процессе? Я как учитель иностранного языка знакомлю детей с миром зарубежных сверстников через детский фольклор, образцы детской художественной литературы и традиции носителей изучаемого языка. Тем самым я веду ребёнка к пониманию того, что он живёт в многоязычном обществе. Уважение культуры других народов, развитие доверия и способности к пониманию других людей, других культур – не на это ли нацелено изучение иностранного языка?

В данном учебнике выбираны такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства.

Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги- поздравления: с днём рождения, с новым годом. С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем и в речевых ситуациях.

Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.

Работая с текстом об уникальной природе Австралии, беседую с3 классом о защите окружающей среды всего мира. При изучении раздела «Наша страна» акцентирую внимание учащихся на достижении великих людей России. Изучая тему « Что ты умеешь делать?» ребята с радостью рассказывают о своих способностях, талантах членов своей семьи.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться и связано с формированием универсальных учебных действий.

Итак, что же дают УУД? И как я применяю УУД на своих уроках.

-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты:

- создают условия развития личности и её сомореализации на основе умения учиться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую профессиональную и социальную мобильность:

- обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

На моих уроках они проводится в ходе выполнения заданий творческого и поискового характера, через учебное проектирование, комплексные работы на межпредметной основе.

Уже на начальном этапе обучения учащимся предлагаются разнообразные проблемно-поисковые задачи на учебном материале, которые обеспечивают овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Для выполнения личностных УУД в учебнике имеются следующие упражнения:

Прослушай и прочитай предложения. К какому из них нет картинки.

Как ты думаешь, что говорят эти люди? Прослушай и проверь удалось ли тебе угадать. ( с аудирования начинается каждый урок)

Чей это рисунок? Послушай и угадай, где чей рисунок.

Послушай и угадай, где чья еда для пикника?

Послушай песенку. Какие животные есть у старика Макдональда на даче.

Каждый урок начинается с аудиозаписи. При объяснении задания обязательно говорю учащимся, чему они научатся и что они узнают , если правильно выполнят данное задание.( что является регулятивным УД)

Учащиеся слушают иноязычную речь, стараются понять её и в течении урока выполняют задания.


Ответить на вопросы кратко.

На данном этапе выполнения упражнения у младших школьников проверяется владение диалогической формой иноязычной речи в соответствии с грамматическими и лексическими нормами английского языка. (для проверки форма контроля – форма коррекции –внести изменения)формируются коммуникативные УУД. У учащихся проверяется Умение вести диалог

Просмотрите текст и найдите нужную информацию.

Учащиеся читают письмо и определяют кто, кому, когда и откуда его прислали и когда его получил адресат. Таким образом, на данном этапе выполнения упражнения у детей формируются познавательные УУД, а именно поиск и выделение необходимой информации. (форма контроля и коррекции)

Проектные задания, которые я использую в своей практике, позволяют учащимся расширить и углубить изучаемый материал.

Вот, например, работа над проектом «Doll’s Theatre». Предварительно организую детей в группы, определяю цели и задачи предстоящей работы. На этом же этапе выбираем с учащимися сказочных героев для будущего театра. Театральных героев ребята готовят дома с родителями. На следующем этапе мы вместе с ребятами придумываем фразы для своих персонажей и готовим ситуации для их разыгрывания.

Развитие навыков поиска и сбора информации, работа с первоисточниками происходит во время подготовки презентаций при изучении определённых разделов УМК. (презентации выполняются совместно с учителем и родителями). Совместная деятельность позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии. Данный учебник предусмотрен на совместную работу учитель-ученик-родитель.

Учащиеся должны видеть свои ошибки и исправлять их. Прекрасным средством для формирования действия коррекции при развитии УУД является игровая технология, которой уделяю большое внимание в своей практике. На своих занятиях активно включаю лексико-грамматические игры из учебника и рабочей тетради и конечно же хорошо отработанные мною игры из других источников.

Играем в слова с мячом.

Давай поиграем в лото. Послушай слово, найди к нему рисунок и назови его номер по английски.

Осознание учеником того, как он хорошо научился говорить, понимать иноязычную речь на слух , читать и писать на английском языке, на каком уровне он находится происходит в рамках действий оценки\самооценки.

При изучении определённого раздела, учащиеся имеют возможность сравнить свою оценку с оценкой учителя и результатом контрольной работы на определённую тему. В рабочей тетради очень хорошие упражнения на закрепление лексико - грамматических навыков. В конце каждой четверти даны контрольные работы.

Форма контроля успешно проводится в форме игры или групповой работы.


Изучив историю работы с Портфолио по иностранному языку (Н.Д

Гальскова, З.Н. Никитенко), я определила для себя цель и задачи ученического портфолио. Основная психолого-педагогическая цель работы с «Портфолио» - это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию «Портфолил»


Задачи Портфолио:

- отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;

- исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;

- изучать особенности себя как личности и развивать самоуверенность;

- развивать письменные навыки;

- Обеспечивать преемственность в процессе обучения.

Структура языкового портфолио включает три раздела, а именно: «Языковой паспорт» (Language passport), «Языковая биография», (Language Biography), «Досье» (Dossier). Все работы собираются в хронологическом порядке.

Раздел 1 «Языковой паспорт» (Language passport): в нём дети анализируют свой небольшой опыт изучения языка через предложенную учителем анкету.

Раздел 2 «Языковая биография», (Language Biography) предназначена для самостоятельной оценки учащимся своего уровня владения английским языком. Сюда заносятся листы самооценки после изучения определённых тем и разделов, а также по итогам четвертей. В данном разделе содержится страничка для родителей, в которой они дают оценку работе своего ребёнка.

Раздел 3 «Досье» (Dossier) свидетельствуе об успехах учащегося в овладении языком. Поэтому он разделён на следующие закладки: «Мои творческие работы», «За пределами урока», «Контрольная работа. Достижения», «За пределами учебника». Сюда включены «Лучшие» письменные работы ( не обязательно с отличными оценками), тетрадь для контрольных работ с оценками. Автобиографические записи. Работы по чтению, словарные работы, стихи и рассказы. Написанные учащимся; индивидуальные и групповые проекты (фотографии, картинки, коллажи, слайды, видео), работы, выполненные на компьютере.


Дополнительно включаю в Портфолио ещё одну закладку «Коллектор» (Collector), где содержаться грамматические материалы в помощь при изучении определённой темы. Это-заготовка опорных таблиц и схем, которые учащийся может изменять по мере прохождения материала


Построение учебного процесса с активным использованием языкового портфеля как неотъемлемого компонента УМК способствует формированию у учащихся чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию навыков самооценки, стремления демонстрировать свои способности и умения.








Как гласит притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить его самого ловить рыбу, и тогда человек уже никогда не останется голодным.