СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вытегра корабельная (краеведческая олимпиада)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края.Я и мои родные любим свою Вытегорскую землю. Вопросы сформулированы на основании статей местной газеты "Красное знамя" и материалов архива.

Просмотр содержимого документа
«Вытегра корабельная (краеведческая олимпиада)»

Вытегорский район


Конкурс «Вытегра - корабельная»


Вопросы.

  1. Когда было открыто плавание по Мариинскому водному каналу?

  2. Когда прекратила своё существование Мариинская водная система?

  3. Для провоза грузов на Мариинской водной системе использовали лодки-барки. Почему барки после каждого рейса разбирались на дрова и строительную древесину?

  4. Какова была длина Мариинской водной системы?

  5. Какова протяжённость основной трассы Волго- Балта?

  6. Что такое бечевник?

  7. Что Вам известно о «Каменном канале»?

  8. В давние времена многие предприниматели создавали галиоты. Да и на гербе города Вытегры изображение галиота. Что Вам известно об этом?

  9. Чем знаменита деревня Петровское?

  10. В честь кого назван каменный мост через реку Вытегру?

  11. Мариинка – чудо гидростроительства, а люди, которые строили, были трудолюбивыми и смекалистыми. Не все фамилии мастеров сохранились в архивных документах, но повезло талантливому андомскому мужику – Якову по прозвищу «Живой». Вот этот – то Яков Живой своей сметливостью, знаниями удивил голландцев. Чем же андомский мужик удивил голландцев?

  12. Архангельский тракт протяженностью 27 км соединяет город Вытегру и посёлок Депо. Это современное название тракта.

Как раньше назывался Архангельский тракт. И с каким событием было связано его «старое название»?

  1. Когда был открыт в городе Вытегре, мемориальный комплекс в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне?

  2. Расскажите о наиболее живописном с вашей точки зрения уголке Вытегорского района.

  3. О каком знаменитом человеке нашего Вытегорского края идёт речь? Инженер – контр-адмирал, создатель крейсерских подводных лодок типа «К». С 1935 -1942 год был главным конструктором. Родился в 1897 году, с 1916 года служил в Военно-Морском флоте, свыше 40 лет.

  4. Герой Советского Союза, Полный кавалер ордена Славы, уроженец с. Андома, Вытегорского района. В составе диверсионный группы в первые годы войны находился в глубоком тылу врага. Войдя в доверие к немцам, он дослужился до офицера связи, что позволяло оперативно передавать нашим секретные данные. Участвовал в боях за Крым, Донбасс. В 1945 году был в роте, на параде Победы.

Умер в 2008 году в г. Пестово (Новгородской области). Назовите имя этого человека.

  1. Когда была сформирована Онежская военная флотилия?

  2. Почему церковь в г. Вытегре носит название Сретенская?

  3. В Кировском саду г. Вытегры есть обелиск на нём пять фамилий людей, тех, кто в годы ВОВ погибли, защищая подступы к Вытегре. Назовите имена этих героев.

  4. У стены Сретенской церкви лежит камень. Существует поверье, что камень, если его погрызть, излечивает от зубной боли. Почему вытегоры считают этот камень священным, с каким преданием это связано?

  5. В честь какого события установлен памятник у первого Мариинского шлюза.

  6. Назовите главное средство буксировки судов?

Где живёт батюшка Онего?


Ответы на вопросы


Конкурс «Вытегра – корабельная».


  1. Официальное движение по Мариинской системе было открыто 21 июля 1810 года.

  2. До глубокой осени 1963 года по Маринке ходили суда. Это была последняя навигация отслужившей свой век Мариинской водной системы / краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 2, стр. 31/. Навигация на Мариинской системе закончилась 2 ноября 1963 года после 153 лет эксплуатации.

  3. В 18 -19 веке речное движение было «односторонним» это породило тенденцию к созданию так называемых «одноразовых» судов. Проводка барки порожняком на Волгу обходилась немногим дешевле постройки новой. Барки строились без применения железа, топорно. Они не выдерживали волнения на озёрах, и расточительность, которая вела к стремительному оскуднению лесных запасов Поволжья. / Альбом «Волго-Балт», от Волги до Балтики, инф-изд фирма «Лики России» стр. 45/

  4. Длина Мариинской водной системы была 1132 км./ Альбом «Волго-Балт», от Волги до Балтики, инф-изд фирма «Лики России», стр. 27./

  5. Протяжённость основной трассы 862 км от моста лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге до села Торово на Рыбинском водохранилище./ Альбом «Волго-Балт», от Волги до Балтики, инф-изд фирма «Лики России», стр. 174/

  6. Береговая полоса или прибрежье, обнажающееся вдоль реки после спада половодья. Название происходит от бечевы – каната, при помощи которого в прошлом тянули суда вверх по реке бурлаками / краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 2, стр. 32./

  7. Другое название Каменного канала – Девятинский перекоп. Часть Мариинской водной системы. Прорыт в конце 19 века у села Девятины для спрямления излучины реки Вытегры. Сократил путь судам на несколько км. Его длина 1,5 км. После постройки Волго-Балта, Девятинский перекоп осушён /краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 1, стр. 304/ В своё время Девятинский перекоп с несколькими шлюзами был признан выдающимся гидротехническим сооружением. /краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 2, стр.28/. «Строительство Перекопа №1 осуществлялось пять с половиной лет. Объём выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 – глинистого грунта и 76 – плитного и каменистого (доломитизированного) известняка… Перекоп обошёл излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстоянием между камерами по 125 сажен фактически были одним трёхкамерным шлюзом /краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 3, стр.283/

  8. Галиот – парусное озёрно-морское судно, первоначально сконструированное в Голландии. Озабоченный развитием отечественного торгового мореплавания Пётр 1 в 1714 году специальным указом, повелел, чтобы на верфях Русского Севера «делали морские суда галиоты». Это преимущественно грузовое судно имело длину до 30-50 метров, грузоподъёмностью – около 100 тонн. Галиоты использовались для каботажного плавания в Белом, Баренцевом и Балтийском морях, а также на Ладожском и Онежском озёрах /краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 1,стр. 52/

  9. Водораздел в районе деревень Верхний Рубеж и Старое Петровское – самый возвышенный и очень живописный участок водного пути. В 1808 году в деревне Петровское в память сооружения канала Мариинской водной системы был воздвигнут обелиск, который является памятником истории федерального значения (Постановление СМ РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года). «До сих пор в селе Петровском стоит обелиск в память о пребывании царя и его великом замысле соединения речных систем России. «Благоговейте, сыны России: Петрову мысль Мария совершила», - гласит надпись на обелиске /краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 3, стр. 288, 290; № 2, стр. 31/

  10. Именем графа Сиверса (главного директора департамента водяных коммуникаций)до сих пор называется мост через староречье реки в г. Вытегре «Сиверсов», который первоначально, в 1808 году был подъёмным, в 1901 году перестроен в постоянный / краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 3, стр.289/

  11. Строительство Маринки уже завершалось. Оставалось навесить ворота на уже построенные шлюзы, а эта работа требовала исключительной точности, большого знания и мастерства. Руководители стройки решили пригласить для выполнения её группу специалистов из Голландии.

Когда голландцы прибыли, они заломили неслыханную цену – 500 рублей серебром за каждые ворота. Но, даже выторговав для себя немалые деньги, голландцы не сумели организовать работу так, как требовалось. Им тоже не хватило сноровки и мастерства. Вот тогда-то местные власти и вспомнили о Якове Живом – все строители Маринки ласково называли его «наш Яша» - за трудолюбие и смекалку. Именно Яша стал главным консультантом у голландцев, немало удивил их своими незаурядными способностями.

Генерал Деволант, возглавлявший группу специалистов из Голландии, восхищённый способностями Якова Живого, по окончании работ «походатайствовал ему исключение из подушного оклада (налога на содержание армии), освобождение от всех крестьянских повинностей и присвоение звания шлюзного мастера» (районная газета «Красное знамя» № ксерокопия).

  1. Аминатова дорога. Около 1090 года на поселения русских в Прионежье напал отряд племени корела во главе с предводителем Аминатом. Русские разбили пришельцев на дороге, которую впоследствии долго называли Аминатовой дорогой /районная газета «Красное знамя», 14 апреля 1979 года.

  2. 22 июня 1974 года на Комсомольской площади (ныне пл. Победы) города был открыт памятник, на митинге (было зачитано письмо к потомкам в 21 век; в специальной капсуле замуровали в постамент) / районная газета «Красное знамя» № /

  3. По желанию ученика о любом природном объекте Вытегории.

  4. Рудницкий М.А. (районная газета «Красное знамя» № ксерокопия)

  5. Кузнецов Николай Иванов , полный кавалер ордена Славы, уроженец с. Андома, Вытегорского района. В составе диверсионной группы в первые годы войны находился в глубоком тылу врага. Войдя в доверие к немцам, он дослужился до офицера связи, что позволяло оперативно передавать нашим секретные данные. Участвовал в боях за Крым, Донбасс.В 1945 году был в роте, на параде Победы. Умер в 2008 году (сентябрь) в городе Пестово (Новгородской области). Ксерокопия материалов экскурсий.

  6. 7 августа 1941 года (ксерокопия материалов краеведческого музея г. Вытегры о боевых действиях Онежской военной флотилии)

  7. «Сретенье» - значит «встреча», встреча праведником Симеоном Мессии – Иисуса Христа, когда его младенцем родители несли в храм для посвящения богу. Сретенье празднуется на 40-й день после Рождества. Католическое название праздника – Очищение или Представление в Храм. Сретенская церковь произведение русско-византийского стиля, развивавшегося в русской архитектуре во второй половине 19 века.(ксерокопия)

  8. Младший лейтенант Иван Чеботарёв (улица в городе носит имя героя), краснофлотцы Ткаченко и Саликов, Борис Васильевич Одноочко, лётчик Кузьмин К.Г.(ксерокопия материалов экскурсий)

  9. «старые люди рассказали, что на этом камне в старину святые апостолы Пётр и Павел переезжали через Айнозеро. Возле этого чудесного камня и построили часовню первым апостолам, ученикам Христа…». Экскурсоводы рассказывают о том, что святые путешествовали по Онежскому озеру. Оценив географические особенности территории, возможно, они переправились по реке Андома вытекающей в Онежской озеро / краеведческий альманах Вытегра, выпуск № 1, стр.227/

  10. В честь соединения рек Ковжи и Вытегры. Надпись «Новый соединительный канал между реками Вытегрою и Ковжею. Начат в 1882 году, окончен в 1886 году в царствование Императора Александра III; «Ранее его венчал герб Российской империи – позолоченный Двуглавый орёл, но, со временем он был утерян. На противоположном берегу виден мост через Вянгручей в месте впадения ручья в реку Вытегру. /фотография памятника, ксерокопия материалов экскурсий)/

  11. Главным средством буксировки судов до появления пароходов были бурлаки. Они тянули барку бечевой только в тех случаях, когда это было возможно. Если же отмелый берег не позволял судну приблизиться к суше, - вдоль кромки воды тянулись болота, заросли кустарника, путь преграждали чистые ручьи и речки – судно против течения поднималось «завозом». С двух лодок попеременно забрасывали якорь на 200-300 метров вперёд. И к нему подтягивалась барка. На фарватерах с оживлённым движением нередко устанавливались специальные сваи, к которым «завозные» лодки крепили канаты. Бурлаки, разделившись на две команды, цепляли свои лямки от носа к корме, подтягивая судно. Для быстрого крепления и отдачи лямки было придумано простое и эффективное устройство в виде прочного ремня с шариком размером с грецкий орех на конце. Этот ремень захлёстывал бечеву и прочно держался в натянутом состоянии, что позволяло судовладельцу контролировать усердие каждого бурлака; при ослаблении тяги «шарик-замок2 переставал держать ремень, ленивый бурлак отцеплялся от бечевы и падал на палубу, так как, имитируя напряжение, должен был сильно наклониться. / Альбом «Волго-Балт», от Волги до Балтики, инф-изд фирма «Лики России», стр. 47-48/

  12. В Вытегорском районе развивается проект «Вытегория – обитель батюшки Онего». Есть множество фактов о том, что именно в этих краях он обитает.

«…есть ещё, по мнению народа какой-то особенный дух, которого здесь называют «Праведным». Он обитает только в лесах Прионежья и считается добрым духовным началом. Воображению народа он представляется седоватым мужчиною высокого роста, который с головы до ног закутан в белые одежды. Он делает только добро и помогает людям в их нуждах. Здешний народ питает к нему некоторое благоговение, страх и поэтому редко произносят его имя» /Олонецкие губернские ведомости 1874, 339-340/