Тест по теме «Взаимодействие генов» (вариант 1)
1. Как называются гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом?
А) сцепленные гены;
Б) аллельные гены;
В) рецессивные гены;
Г) доминантные гены;
2. В чём проявляется неполное доминирование?
А) в подавлении доминантным аллелем рецессивного аллеля;
Б) в неполном подавлении доминантным аллелем рецессивного аллеля;
В) во влиянии ряда генов на формирование одного признака;
Г) доминантный аллель становится рецессивным.
3.Какой пример иллюстрирует множественное действие гена?
А) у гороха желтый цвет семян подавляет проявление зелёной окраски семян;
Б) развитие у гибридов нового признака;
В) влияние одного гена на проявление ряда признаков;
Г) полное доминирование.
4.Какой тип взаимодействия генов называют полимерией?
А) несколько генов влияют на развитие одного признака;
Б) один ген влияет на формирование ряда признаков;
В) один ген подавляет проявление другого гена;
Г) один ген вызывает гибель организма.
5. Назовите классический пример кодоминирования?
А) появление розовых цветков у ночной красавицы;
Б) наследование групп крови у человека;
В) рождение метисов и мулатов;
Г) появление гибридов 1-го поколения гороха с пурпурными цветками от чистых линий с белыми цветками.
6. Новообразование является демонстрацией проявления взаимодействия генов типа:
А) доминантность–рецессивность;
Б) комплементарное взаимодействие генов;
В) множественное действие гена;
Г) ген, сцепленный с полом.
7. Пестролистность у ночной красавицы и львиного зева, а именно три варианта окраски: неокрашенные, окрашенные и мозаичные листья, обусловлена:
А) сцеплением генов;
Б) множественным действием генов;
В) внеядерными генами пластид;
Г) взаимодействием доминантных генов.
8. «Комплементарность у кур»
Дайте ответы на вопросы к рисунку:
Трех петухов с ореховидными гребнями скрестили с курами, имеющими простые греб-
ни.
В одном случае все потомство имело ореховидные гребни, в другом – ореховидные и гороховидные, а в третьем – ореховидные, розовидные, гороховидные и простые гребни.
1. Определите генотипы всех указанных птиц, объясните ход ваших рассуждений.
2. Какой тип неаллельного взаимодействия генов наблюдается в данном случае?
9. «Доминантный эпистаз (12:3:1)»
Дайте ответы на вопросы к рисунку:
 | При скрещивании белоплодных тыкв с тыквами с зелеными плодами первое поколе- ние было с белыми плодами. Во втором поколении появились растения с белыми, жёлтыми и зелёными плодами. Каково будет расщепление по фенотипу и генотипу в F2? |
10. Свиньи бывают чёрной, белой и красной окраски. Белые свиньи несут минимум один доминантный ген J. Чёрные свиньи имеют доминантный ген Е и рецессивный j. Красные поросята лишены доминантного гена подавителя и доминантного гена Е, определяющего чёрную окраску. Какое потомство можно ожидать:
а) от скрещивания 2-х белых дигетерозиготных свиней;
б) от скрещивания чёрной гомозиготной свиньи и красного кабана.
11.У лошадей действие вороной (С) и рыжей масти (с) проявляется только в отсутствие доминантной аллели J. Если она присутствует, то окраска белая. Какое потомство получится при скрещивании между собой лошадей с генотипом СcJj?
12.Окраска мышей определяется двумя парами неаллельных генов. Доминантный ген одной пары обуславливает серый цвет, его рецессивная аллель - чёрный. Доминантная аллель другой пары способствует проявлению цветности, его рецессивная аллель подавляет цветность. При скрещивании серых мышей между собой получили потомство из 58 серых и 19 чёрных мышей. Определите генотипы родителей и потомства.
Тест по теме «Взаимодействие генов» (вариант 2)
1. Как называются гены, расположенные в одной паре хромосом?
А) сцепленные гены;
Б) аллельные гены;
В) рецессивные гены;
Г) доминантные гены;
2. Какие типы взаимодействия генов можно отнести к взаимодействию аллельных генов?
А) полное доминирование и эпистаз;
Б) неполное доминирование и плейотропность;
В) полное доминирование и кодоминирование;
Г) неполное доминирование и плейотропность.
3. При скрещивании между собой двух белоцветных форм гороха были получены гибриды, имеющие пурпурные цветки. Данное скрещивание иллюстрирует:
А) правило доминирования;
Б) промежуточный характер наследования;
В) явление сцепления генов;
Г) комплементарное взаимодействия генов.
4. Наличие у человека рыжей окраски волос, очень светлой кожи и веснушек является следствием взаимодействия генов типа:
А) доминантность–рецессивность;
Б) комплементарное взаимодействие доминантных генов;
В) множественное действие гена;
Г) ген, сцепленный с полом.
5. Какой пример иллюстрирует эпистатическое взаимодействие генов?
А) у человека цвет кожи определяется несколькими генами;
Б) при скрещивании тыкв с белыми и зелёными плодами все гибриды будут белыми, хотя в генотипе есть доминантный ген жёлтой окраски;
В) появление цветков пурпурного цвета у душистого горошка при скрещивании 2-х чистых линий с белыми цветами;
Г) существование системы АВО для определения групп крови у человека.
6. Какой пример иллюстрирует полимерию?
А) у человека цвет кожи зависит от числа доминантных аллелей;
Б) при скрещивании растений ночной красавицы с красными и белыми цветками у потомства появляются розовые;
В) у тыквы ген W подавляет проявление окраски;
Г) один ген в гетерозиготе всегда летальный.
7. Существование цитоплазматической наследственности обусловлено наличием генов, находящихся в:
А) пластидах, митохондриях;
Б) ядре, рибосомах;
В) пластидах, ядре;
Г) ядре, митохондриях.
8. «Комплементарность у душистого горошка (9:7)»
Дайте ответы на вопросы к рисунку:
 | У душистого горошка ген С обуславливает синтез бесцветного предшественника пигмента – пропигмента, если аллель с – пропигмент не образуется. Ген Р определяет синтез фермента, под действием которого пропигмент превращается в пурпурный пигмент. Если аллель p – фермент не синтезируется. При скрещивании двух сортов с белыми цветами все F1 имеет пурпурные цветы. Какие цветы и в каком соотношении по генотипу и фенотипу будут в F2? Определите генотипы родителей и F1. |
9. «Доминантный эпистаз (13:3)»
Дайте ответы на вопросы к рисунку:
 | При скрещивании двух пород кур белого цвета – леггорнов с плимутроками, все потомство F1 имеет белую окраску. Если же гибридов F1 скрестить между собой, то во втором поколении происходит расщепление по окраске в отношении 13/16 белых: 3/16 окрашенных. Определите генотипы родителей, F1 и F2. Поясните ход ваших рассуждений. |
10.У овса чёрная окраска семян определяется доминантным геном А, а серая окраска - доминантным геном В. Ген А эпистатичен гену В, и последний в его присутствии не проявляется. При отсутствии в генотипе обоих доминантных генов окраска семян белая. При скрещивании 2-х серосемянных растений получили растение с серыми и белыми семенами в пропорции 3:1. Определить генотипы родителей. Какое расщепление в потомстве было бы получено, если бы скрещивались дигетерозиготные формы.
11.При скрещивании растений одного из сортов тыквы с белыми и жёлтыми плодами всё потомство F1 имело белые плоды, При скрещивании этого потомства между собой в F2 было получено: 204 с белыми плодами, 53 с желтыми и 17 с зелёными. Определить генотип родителей. Тип наследования.
12.У кроликов окраска «агути» определяется доминантным геном А, а чёрная окраска его рецессивным геном а. Оба признака проявляются только при наличии доминантного гена J, я его рецессивная аллель подавляет цветность. При скрещивании кроликов «агути» с альбиносами получилось расщепление в потомстве: 3 «агути», 1 чёрный и 4 альбиноса. Определить генотипы родителей.