СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

XI класс. Переходные экзамены по русскому языку в армянской школе. Билеты 16-20

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«XI класс. Переходные экзамены по русскому языку в армянской школе. Билеты 16-20»



Билет 16

  1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .



А) Что рассказала Настенька о себе?

Б) Б) Почему бабушка впустила в дом нового жильца. В)Как изменилась жизнь Насти с его приходом?



  1. Замените прямую речь косвенной.

. ,- сказал Миша, взяв меня за руку. - взволнованно спросила Надя.

-спросил мальчик.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Ալեքսանդր Սերգեևիչ Պուշկինը , որը համաշխարհային մշակույթի գանձարանը հարստացրել է գեղարվեստական խոսքի անմահ ստեղծագործություններով , դեռևս վաղ հասակից սիրել է բնությունն ու ճանապարհորդելը: Պուշկինի նշանավոր ճանապարհորդություններից մեկը եղել է 1829 թվականին Էրզրում գալիս: Իր ճամփորդական նոթերը նա հետագայում հրապարակել է ,, Ճամփորդություն դեպի Արզրում” գրքում:



4. Расскажите, что делается в вашем городе, в вашей школе для охраны природы.




Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет (а теперь мне семнадцать), учиться мы кончили…Ну-с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушки, свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин; вот и переехал к нам в мезонин новый жилец…

Так как он не торговался, то бабушка и пустила его, а потом и спрашивает: «Что, Настенька, наш жилец молодой или нет?» Я солгать не хотела: «Так, говорю, бабушка, не то чтоб совсем молодой, а так, не старик». – «Ну, и приятной наружности?» – спрашивает бабушка.

Я опять лгать не хочу. «Да, приятной, говорю, наружности, бабушка!» А бабушка говорит: « Я это, внучка, тебе для того говорю, чтоб ты на него не засматривалась. Прошло две недели; жилец и присылает сказать с Феклой, что у него книг много французских и что всё хорошие книги, так что можно читать; так не хочет ли бабушка, чтоб я их ей почитала, чтоб не было скучно? Бабушка согласилась с благодарностью, только все спрашивала, нравственные книги или нет. потому что если книги безнравственные, так тебе, говорит, Настенька, читать никак нельзя, ты дурному научишься.

Так ты, – говорит, – Настенька, смотри их не прочти. Каких это, – говорит, – он книг прислал?

– А все Вальтера Скотта романы, бабушка.

Вот мы и начали читать Вальтера Скотта и в какой-нибудь месяц почти половину прочли. Потом он еще и еще присылал, Пушкина присылал, так что наконец я без книг и быть не могла и перестала думать, как бы выйти за китайского принца.





Билет 17

1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .

А)Чем закончилась последняя встреча героев? Б)Как отнесся герой повести к замужеству Настеньки?.

2.Вставьте пропущенные знаки препинания.



К Витиному брату пришел товарищ и сказал Потерян у меня день Товарищ ушел, а Витя спрашивает у брата Как это может потеряться день Брат ответил Потерянный считается тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Արամ Խաչատրյանը վառ անհատականությամբ օժտված կոմպոզիտոր է: Խաչատրյանի արվեստի ակունքը Հայաստանն է, հայ երգը: Նա լայնորեն օգտվել է ժողովրդական երաժշտությունից , դիտել այն որպես անսպառ աշխարհ: Կոմպոզիտորը նորովի հնչեցրեց ժողովրդական մեղեդիները իր բազմաժանր ստեղծագործություններում:



4.Расскажите, что вы знаете о столице России-городе Москве.










Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман.

– Коли будет дождь, мы не увидимся! – сказала она, – я не приду.

Однако как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить все свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб все было весело, все смеялось. И как заразительна эта радость! Вчера в ее словах было столько неги, столько доброты ко мне в сердце… Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила мое сердце! О, сколько кокетства от счастия! А я… Я принимал все за чистую монету; я думал, что она… Но, боже мой, как же мог я это думать? как же мог я быть так слеп, когда уже все взято другим, все не мое; когда, наконец, даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь… да, любовь ко мне, – была не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание навязать и мне свое счастие?.. Когда он не пришел, когда мы прождали напрасно, она же нахмурилась, она же заробела и струсила. Все движения ее, все слова ее уже стали не так легки, игривы и веселы. И, странное дело, – она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась, если б оно не сбылось. Моя Настенька так оробела, так перепугалась, что, кажется, поняла наконец, что я люблю ее, и сжалилась над моей бедной любовью. Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается… Я пришел к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. Она пришла раньше меня целым часом. Сначала она всему хохотала, всякому слову моему смеялась. Я начал было говорить и умолк. – Знаете ли, отчего я так рада? – сказала она, – так рада на вас смотреть? так люблю вас сегодня.

– Я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня. Ведь вот иной, на вашем месте, стал бы беспокоить, приставать, разохался бы, разболелся, а вы такой милый!



Билет 18

  1. Прочитайте отрывок из романа И. Тургенева .



А) Что узнала Елена об Инсарове из рассказа Берсенева? Б)Чем занимался Инсаров в России? В) Взволновала ли Елену рассказ Берсенева? 



  1. Прочитайте, определите виды придаточных предложений.

А) Сосна растет там, где не может расти другое дерево. Б) С вершины скалы мы видели , как на солнце блещут озера. В) Туристы поднимались на гору, которая густо поросла кустарником.

Г) Я вернусь, когда раскинет ветви по-осеннему наш белый сад.

Д) Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.



3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Թատրոնը ծնունդ է առել հին Հունաստանում : Հայաստանում թատրոնը սկզբնավորվել է մեր թվարկությունից առաջ 95-55 թվականներին: Տիգրանակերտում թատրոն է կառուցել հայոց թագավոր Արտավազդ երկրորդը, որը նաև դրամատուրգ էր: Մեր թվարկությունից առաջ 53 թ. մայրաքաղաք Աշտարակում բեմադրվել է հույն դրամատուրգ Եվրիպիդեսի ողբերգություններից մեկը:



4. Любите ли вы читать? Расскажите о вашей любимой книге и любимом литературном герое.










— Впрочем, — продолжал Берсенев, — я должен оговориться. Я знаю одного студента, — правда, он не моего курса, — это действительно замечательный человек.
— Как его зовут? — с живостью спросила Елена.
— Инсаров, Дмитрий Никанорович. Он болгар.
— Не русский?
— Нет, не русский.
— Зачем же он живет в Москве?
— Он приехал сюда учиться. И знаете ли, с какою целью он учится? У него одна мысль: освобождение его родины. И судьба его необыкновенная. Отец его был довольно зажиточный купец, родом из Тырнова. Тырнов теперь небольшой городок, а в старину это была столица Болгарии, когда еще Болгария была независимым королевством. Торговал он в Софии, имел сношения c Россией; сестра его, родная тетка Инсарова, до сих пор живет в Киеве, замужем за старшим учителей истории в тамошней гимназии. В тысяча восемьсот тридцать пятом году, стало быть восемнадцать лет тому назад, совершилось ужасное злодеяние: мать Инсарова вдруг пропала без вести; через неделю ее нашли зарезанною. — Елена содрогнулась. Берсенев остановился.
— Продолжайте, продолжайте, — проговорила она.
— Ходили слухи, что ее похитил и убил турецкий ага; ее муж, отец Инсарова, дознался правды, хотел отметить, но он только ранил кинжалом агу… Его расстреляли.
— Расстреляли? без суда?
— Да. Инсарову в то время пошел восьмой год. Он остался на руках у соседей. Сестра узнала об участи братниного семейства и пожелала иметь племянника у себя. Его доставили в Одессу, а оттуда в Киев. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски.
— Он говорит по-русски?
— Как мы с вами. Когда ему минуло двадцать лет (это было в начале сорок восьмого года), он пожелал вернуться на родину. Был в Софии и Тырнове, всю Болгарию исходил вдоль и поперек, провел в ней два года, выучился опять родному языку. Турецкое правительство преследовало его, и он, вероятно, в эти два года подвергался большим опасностям; я раз увидел у него на шее широкий рубец, должно быть, след раны; но он об этом говорить не любит. Он тоже в своем роде молчальник. Я пытался его расспрашивать — не тут-то было. Отвечает общими фразами. Он ужасно упрям. В пятидесятом году он опять приехал в Россию, в Москву, с намерением образоваться вполне, сблизиться с русскими, а потом, когда он выйдет из университета…


Билет 19


1.Прочитайте отрывок из романа И. Тургенева .



А) Как характеризуют героя его поступки? Б) Почему Инсаров дорожил мнением Елены?



2.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу союзы.

Учился Пушкин легко, … не любил математику и немецкий, … уже в Лицее юноша начинает писать русские стихи, … вскоре его произведения появляются на страницах журналов.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Գյուտարար Թոմաս Էդիսոնի ծանոթները զարմանում էին , թե ինչու է այսպիսի դժվարությամբ բացվում նրա մուտքի դուռը: - Այնպիսի հանճարը, ինչպիսին դու ես, Թոմաս, կարող էր ավելի լավ դռնակ պատրաստել: -Իմ կարծիքով , դռնակը հանճարեղ է պատրաստված, -ասաց Էդիսոնը : Այն միացված է տնային ջրմուղի պոմպին , որպեսզի յուրաքանչյուրը, ով ներս է մտնում , տարողության մեջ մղի 20 լիտր ջուր:



4. Какие из проблем современной молодежи волнует вас?












Она заглянула в закутку, убедилась, что щенки живы и здоровы и что солому им постлали свежую, обернулась и чуть не вскрикнула: прямо к ней, по аллее, шел Инсаров, один.
— Здравствуйте, — промолвил он, приближаясь к ней и снимая картуз. Она заметила, что он точно сильно загорел в последние три дня. — Я хотел прийти сюда с Андреем Петровичем, да он что-то замешкался; вот я и отправился без него. В доме у вас никого нет: все спят или гуляют, я и пришел сюда.
— Вы как будто извиняетесь, — отвечала Елена. — Это совсем не нужно. Мы все очень рады вас видеть… Сядемте тут на скамейке, в тени.
Она села. Инсаров поместился возле нее.
— Вас, кажется, дома не было это время? — начала она.
— Да, — отвечал он, — я уходил… Вам Андрей Петрович сказывал?
Инсаров глянул на нее, улыбнулся и начал играть картузом. Улыбаясь, он быстро моргал глазами и выдвигал вперед губы, что придавало ему очень добродушный вид.
— Андрей Петрович, вероятно, вам также сказал, что я ушел с какими-то… безобразными людьми, — проговорил он, продолжая улыбаться.
— Что же вы подумали обо мне? — спросил он ее вдруг
— Я подумала, — промолвила она… — я подумала, что вы всегда знаете, что делаете, и что вы ничего дурного не в состоянии сделать.
— Ну, и спасибо вам за это. Вот видите ли, Елена Николаевна, — начал он, как-то доверчиво подсаживаясь к ней, — наших здесь небольшая семейка; есть между нами люди малообразованные; но все крепко преданы общему делу. К несчастию, без ссор нельзя, а меня все знают, верят мне; вот и позвали меня разобрать одну ссору. Я отправился.
— И трудно вам было?
— Трудно. Один все упрямился. Деньги не хотел отдать.
— Как? Из-за денег была ссора?
— Да; и деньги-то небольшие. А вы что полагали?
— И вы для таких пустяков за шестьдесят верст ездили? Три дня потеряли?
— То не пустяки, Елена Николаевна, когда свои земляки замешаны. Тут отказаться грех. Вы вот, я вижу, даже щенкам не отказываете в помощи, и я вас хвалю за это. А что я время-то потерял, это не беда, потом наверстаю. Наше время не нам принадлежит.
— Кому же?
— А всем, кому в нас нужда. Я вам все это так с бухта-барахта рассказал, потому что я дорожу вашим мнением. — Вы дорожите моим мнением, — проговорила Елена вполголоса, — почему?
Инсаров опять улыбнулся.
— Потому что вы хорошая барышня, не аристократка… вот и все.

Билет 20

. 1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .

А)Чем закончилась последняя встреча героев? Б) За что Настенька благодарна герою?.



2. Глаголы в скобках напишите в настоящем времени.

А) Я (учиться) в старшей школе. Б) Маша (приходить) из школы ровно в три часа В) Какую спортивную секцию ты (посещать)? Г) Сухие листья (белеть) в темноте. Д) Ученики девятого класса (готовиться) к экзаменам

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Մինչև տպագրության գյուտը գրքերը գրվում, արտագրվում ու բազմացվում էին ձեռքով և պատկերազարդվում էին մանրանկարներով: Միջնադարյան Հայաստանում և նրա սահմաններից դուրս գործել են մանրանկարչության բազմաթիվ կենտրոններ: Մեզ են հասել այդ դպրոցների այնպիսի տաղանդավոր գործիչների ստեղծագործու-թյուններ, ինչպիսիք են Մոմիկը, Թորոս Ռոսլինը, Թորոս Տարոնեցին և ուրիշներ:



4. Каким качеством , по-вашему, должен обладать лидер?










– Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Но Настенька не смотрела на облако, она стояла молча как вкопанная; через минуту она стала как-то робко, тесно прижиматься ко мне. Рука ее задрожала в моей руке; я поглядел на нее… Она оперлась на меня еще сильнее.

В эту минуту мимо нас прошел молодой человек. Он вдруг остановился, пристально посмотрел на нас и потом опять сделал несколько шагов. Сердце во мне задрожало…

– Настенька, – сказал я вполголоса, – кто это, Настенька?

– Это он! – отвечала она шепотом, еще ближе, еще трепетнее прижимаясь ко мне… Я едва устоял на ногах.

– Настенька! Настенька! это ты! – послышался голос за нами, и в ту же минуту молодой человек сделал к нам несколько шагов…

Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них, как убитый. Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих.  Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. – Письмо к тебе, батюшка, по городской почте почтарь принес, – проговорила надо мною Матрена. Я сломал печать. Это от нее «О, простите, простите меня! – писала мне Настенька, – на коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!» «О, если б он были вы!» – пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька! «Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете – коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите! Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь.





ԲԱՌԱՐԱՆ

Билет 1

Փլվել-был разрушен , Երկրաշարժ-землетрясение, Սյուներ- колонны, Վերականգնվել- был восстановлен ,Խորհրդանշել-символизировать

Билет 2

Թափվող-ниспадающий , Ամենահզորը- самый мощный Հայտնաբերել-обнаружить

Билет 3

Սահմանող-учреждающий, Շնորհվում է- присваивается, Որոշում-решение, Արարողություն-церемония, Պատվում են-чествуют

Билет 4

Հաշվումներով- по подсчетам, Դարաշրջան- эпоха, Երկրաբանական –геологически

Билет 5 Билет 6

Մտածել- думать Ցուցահանդես-выставка Ջանք թափել-приложить усилия Դիմանկար- портрет Մտածողություն –мышление Բնանկար-пейзаж Անմիջաբար- непосредственно, напрямую Արտասովոր-необычный

Билет 7 Билет 8

Իմաստուն-мудрец Բնակավայր- населенный пункт Տիրակալ-владыка Հիմնադրել- основать Հակառակորդ-противник Ծոռ-правнук

Билет 9 Билет 10

Այնուամենայնիվ-однако тем не менее Կեղծանուն-псевдоним Ոսկու տենդ –золотая лихорадка Վիպասան- романист Հիացած-восхищен Խորհուրդ-совет Հարաբերականության տեսություն Արտակարգ- особый -теория օтносительности

Билет 11 Կոթող –памятник. ,Հրապարակայի-публичное Խորհրդանիշ- символ Էյֆելյան աշտարակ- Эйфелевая башня , Նախագիծ –проект ,Տևել-длилась Յուրօրինակ-своеобразный, Ապշեցուղիչ՝ ճշգրտությամբ- удивительной точностью

Билет 12 Վազեց մարմնի վրայով- пробежала по его телу, լավություն կանեմ- добро сделаю». 
Билет 13 Հունգարացի – венгерский Ծնվում են –рождаются, Գողությունների մեծ մասը- большинство краж

Билет 14 Մեծ արագությամբ –на высокой скорости , Հնարավոր է –возможно, Տխուր- грвустно, Անուղղելի օրինազանց- Неисправимый правонарушитель

Билет15 Լայն ճանաչում-широкую известность, Ակնարկ-օчерк Հոդված-статья, Լույս տեսնելուց հետո- после выхода в свет

Билет 16 Համաշխարհային մշակույթի գանձարան -Сокрօвищниц мировой культуры , գեղարվեստական խոսք-художественное слово ճամփորդական նոթեր- путевые заметки, հրապարակել-опубликовать

Билет 1 7 Վառ անհատականություն- Яркая самобытность, Ակունք-исток Անսպառ-неиссякаемый , մեղեդի-мелодия օժտված- одаренный

Билет 18 Ողբերգություն- трагедия , սկզբնավորվել- положить начало բեմադրվել է -была постановлена

Билет19 Գյուտարար –изобретатель , հանճար- гений , մղել –качать հանճարեղ- гениально , տարողության մեջ - в ёмкость Билет 20 Պատկերազարդված- иллюстрирован , գործիչ – деятель մանրանկարներով-миниатюрами, միջնադարյան –средневековый մինչև տպագրության գյուտը- до изобретения печати