СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи школьного образования в Швеции

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание школьного образования в Швеции. Достоинства и недостатки. 

Просмотр содержимого документа
«Задачи школьного образования в Швеции»

Основные задачи школьного образования в Швеции.

Система образования в Швеции.

Краткое описание.

Обучение в шведской школе разделено на 2 этапа — общеобразовательная средняя школа (Grundskola) и гимназия (Gymnasieskola). Школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет, но по желанию родителей дети могут пойти в школу и в 6 лет. Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Общее среднее образование включает в себя следующие ступени: начальную (1 - 3 классы), промежуточную (4 - 6 классы) и старшую (7 - 9 классы), что составляет 9 лет обучения в школе. Выпускных экзаменов в школе нет. 

По окончании школы более 97 % учащихся продолжают обучение в гимназии, учебные программы которых имеют различную направленность: профессиональную, техническую или академическую (социальные и естественные науки). Гимназии академического и технического направления готовят учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Разнообразные программы гимназий связаны между собой, и учащиеся имеют возможность переходить из одних программ в другие. Учебная программа включает в себя изучение обязательных дисциплин, предметов по специализации и дисциплины, которые каждый ученик выбирается для себя самостоятельно. Длительность обучения в гимназии составляет 3 года. 

В первых трех классах все предметы ведет один учитель. В первом дети занимаются 20 часов в неделю, в том числе родным языком -9, математикой - 4, краеведением и религиоведением - 5, музыкой и пением - 1, гимнастикой - 1. Во втором недельная нагрузка увеличивается до 24 часов. Преподаются те же предметы, но с большим количеством часов. В третьем - недельная нагрузка возрастает до 30 часов, в программу дополнительно включаются английский язык и ручной труд - по два часа. Сокращается время на родной язык (9 часов), увеличивается - на математику до 6 часов, на краеведение и религиоведение - до 7, на музыку и пение - до 2, на гимнастику - до 3.

В промежуточных 4-6 классах обязательной школы все предметы также ведет один учитель. Из учебного плана исключается краеведение, вводятся рисование, история, география и две комплексные дисциплины: обществоведение и естествознание. Недельная нагрузка - 34-35 часов. Из них родной язык - 9-8-9, математика - 5-5-5, английский -5-5-5, музыка - 2-2-1, рисование -2-2-2, ручной труд - 3-3-3, обществоведение и естествознание - 8 часов.

Специализация обучения в старших, 7-9 классах, осуществляется за счет выборных дисциплин и альтернативных курсов математики и иностранных языков.

Преподавание выборных дисциплин организуется в том случае, когда каждую из них избирает не менее пяти учеников. Коммунальные власти несут основные расходы по материальному обеспечению школ (государство оплачивает лишь труд директоров и учителей). Заметим, что обучение, учебные пособия, питание в школе, транспортировка детей, их медицинское обслуживание - бесплатные.

В начальных классах основное внимание направлено на социальное развитие ребенка: общение и игры со сверстниками, установление дружеских контактов. При этом обучение наукам отходит на второй план.

До 5 класса включительно ученики не получают оценок. На второй год детей не оставляют. Учитель несколько раз в год проводит индивидуальные встречи с родителями, чтобы они могли отслеживать успеваемость детей

Если ребенку тяжело дается учеба, он может перейти в одну из особых школ, где предусмотрена дополнительная помощь и поддержка педагогов.

• Вспомогательные школы (särskola) посещают дети, страдающие аутизмом и отстающие в развитии.

• Специальные школы (specialskola) для детей, имеющих определенные физические отклонения. Например, глухота.

С 6 класса ученики получают оценки. Выставляются оценки от А до F, где А — самая высокая, а F — самая низкая. В конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о проделанной работе, в котором пишут о способах выполнения задания и о том, чему они научились. Помимо стандартных школьных дисциплин, проводятся уроки по половому просвещению.

Учебный год в школах в Швеции начинается в конце августа. Он состоит из двух семестров: осеннего и весеннего. Занятия обычно начинаются в 08:30 и оканчиваются в 14:30. После окончания 9 класса подавляющее большинство подростков продолжает обучение в гимназиях. Для поступления в гимназию необходимо окончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена: шведский язык, английский язык, математика. Уровень требований к выпускным оценкам зависит от престижности гимназии.

Подросткам, оканчивающим 9 класс, предлагаются самые разные направления дальнейшего обучения, их количество более 20. Выпускники школ могут посоветоваться по вопросу выбора направления со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Длительность обучения в гимназии зависит от направления, но в среднем составляет 2-3 года. Решается вопрос о введении единого срока обучения во всех гимназиях — 3 года.

Изучение предметов делится на уровни. Физика может изучаться на двух уровнях сложности, математика — на пяти уровнях, а английский — на семи. Чем выше уровень, тем больше учебных часов дается по предмету.

Для зачисления в вуз после окончания гимназии необходимо иметь запись в аттестате об успешном освоении различных предметов на определенном уровне. Например, на одну из технических специальностей вуза принимают выпускников гимназий, изучивших физику на втором уровне, математику на четвертом уровне, а английский язык — на шестом.



Проблемы.

1. Организация учебного процесса в старших, 7-9 классах, обязательной школы. Это увязывается прежде всего с возможностями продолжать образование в многопрофильной, так называемой гимназической школе.

Разброс в уровне подготовки выпускников обязательной школы был и остается очень значительным. Дело в том, что на протяжении семи лет обучения в ней отметки - текущие и годовые - не выставляются. Второгодничества нет. Учитель обычно уведомляет родителей лишь об экстраординарных отклонениях в учебе и поведении детей. Только в старших 7-9 классах выводятся семестровые оценки.

В такой ситуации родители зачастую не имеют конкретного представления о том, сколь успешно или, напротив, неуспешно, могут их дети заниматься в старших классах, учебный план которых предлагает крайне неравноценные выборные альтернативы, предопределяющие (в большинстве случаев очень жестко) возможности выбора тех или иных направлений образования в гимназической школе.

В гимназиях продолжают учебу около 90 процентов выпускников обязательных школ. Одни из них, успешно занимающиеся, могут претендовать (на основе конкурса аттестатов) на поступление в высшие учебные заведения, другие, естественно, менее успевающие, - лишь на приобретение начального и среднего специального образования. Продолжительность обучения в гимназиях три года.

2. В массовой обязательной школе -девяти-десятилетке первые шесть лет занимаются по одинаковой для всех учащихся программе, а в последующем в учебный план включаются так называемые "выборочные дисциплины", предопределяющие возможности получения общего начального и среднего профессионального образования.


3. Одним из средств достижения социального равенства рассматривается устранение в массовой общеобразовательной школе организационных барьеров, возводимых во имя "отбора и пестования интеллектуальной элиты". Но ею, несмотря на многолетнее пребывание социалистов у власти, были и остаются меньшинство учащихся, большинству же дается то, чего оно "заслуживает" - база, необходимая для труда в сфере повседневных "услуг" и непосредственно на производстве.


4. Выпускных экзаменов в школе не существует, и разделение на различные потоки для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей.






Задачи.

-Реализовать общедоступное образование, т. к. основной чертой современной системы образования Швеции является ее демократичность, т.е. все дети, независимо от их социального положения и национальности, имеют равные права получить образование качественно.