Задания по теме «Имя существительное» для текущего контроля
Род и число имён существительных.
1.Прочитай слова. Распредели слова на три группы в зависимости от рода.
Картофель, мебель, лагерь, тюлень, солнце, пастбище, здоровье, съёмка, стекло, грусть, трамвай, ягода, метель.
2. Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.
Труд кормит, а лень портит.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Ученье –свет, а неученье –тьма.
Герой умирает раз, а трус –тысячу раз.
3.Напиши подходящие по смыслу имена существительные. Укажи их род.
Душистая ______________ (_____р.), жареный _________________ (___р.), тёплое ____________(____р.), дружный _____________(____ р.), красное____________ (___р.), верный ____________(____р.), звёздная __________(____р.), железная ___________ (____р.), субботний _____________(___р.), топлёное _____________(___р.).
4. Подбери пары синонимов из слов первого и второго столбиков. Запиши их. Определи род имён существительных.
жара вьюга
источник зной
приятель родник
доктор путь
дорога друг
метель врач
5. Прочитай текст. Выпиши сначала имена существительные мужского рода, потом женского и среднего рода.
Февраль.
Последний зимний месяц - февраль. Солнышко немножко пригревает. Весна подкрадывается. По сосулькам вода заструилась. Но вдруг опять налетел студёный ветер, началась пурга. Так целый месяц и было: то снег, то пурга, то солнышко выглянет.
6. Прочитай стихотворение. Выпиши имена существительные в единственном числе. Определи их род.
Хорошая книга-
Мой спутник и друг,-
С тобой интересней
Бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей
Понимать и любить.
7. Прочитай. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные. Укажи число имён существительных.
Дни стали к…роче. Солнышко встаёт позже и уходит от нас раньше. Воздух с каждым днём становится х…л…днее. Часто дует резкий вет…р. Ул…тают в тёплые страныласточки, журавли, гуси. На полях уже давно убрали рожь, овёс и ов…щи.
8. Прочитай. Выпиши из стихотворения имена существительные во множественном числе. Рядом запиши их в единственном числе. Выдели окончания.
Но поля еще пустынны,
Но леса еще безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними-
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
9. Напиши словосочетания в единственном числе. Обозначь род имён существительных.
Мягкие стулья -______________________________.
Высокие тополя - ____________________________.
Чистые листы -______________________________.
Большие заводы -____________________________.
Новые костюмы -____________________________.
Красивые платья -____________________________.
Грустные песни -_____________________________.
Широкие проруби -___________________________.
10. Прочитай. Выпиши только те предложения, где есть существительные во множественном числе.
Подул прохладный ветерок. Закачались ветки деревьев. Побежал ветерок в поле. Спелые колосья закивали своими головками. На берегу ручья порывы ветра взъерошили траву. Из неё показались синие головки колокольчиков.