СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания практического тура олимпиады

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания помогут при подготовке школьников к практическому туру олимпиады по географии. В сети интернет задания встречаются, а карта не прилагается, здесь размещены и карта, и задания с ключами.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (2)»

Всероссийская олимпиада школьников по географии

Региональный этап 2008/2009 учебного года

Задания практического тура

Семь групп студентов геолого-географического факультета одного из российских вузов направились в район, показанный на карте, для прохождения учебной практики. На следующий день после прибытия в город Щигры, руководители практики поставили перед каждой группой задачи, соответствующие будущей специальности студентов, и показали им на карте те места, в которых они должны были выполнить эти задачи.

Ознакомьтесь с задачами, которые были поставлены перед студентами, и выполните задания, выделенные жирным шрифтом. Ответы запишите на тетрадных листах.

Задача первой группы – установить геодезический знак на самой высокой абсолютной высоте в пределах карты. Для проверки точности установки знака студентам была выдана таблица с указанием истинных азимутов на три контрольные точки: трубу котельной в Черемисиново (1), церковь в селе Становом (2) и на имеющийся геодезический знак на абсолютной высоте 255 м (3).

ЗАДАНИЕ 1.

Определите географические координаты места, где студенты первой группы должны были установить знак.

С помощью карты определите азимуты, указанные в выданной студентам таблице.

Почему значения азимутов, определённых с помощью компаса, отличались от значений, указанных в выданной им таблице?

Азимут на какую точку студенты не смогли определить на местности, используя компас? Почему?

Рассчитайте значения двух азимутов, которые студенты измерили при помощи компаса.

Результаты измерений и расчётов оформите в виде таблицы. Азимут, который студенты не смогли измерить, в таблицу не заносите. Все азимуты указывайте с точностью до одного градуса.

Координаты места установки знака:

Контрольная точка

Азимут из таблицы,

выданной студентам

Азимут, определённый на местности

1

2

3

Не забудьте ответить на ВСЕ вопросы ЗАДАНИЯ 1.

Задача второй группы – используя знания о геологическом строении территории, попытаться обнаружить подземные пустоты.

ЗАДАНИЕ 2.

В какой район направились студенты из второй группы после внимательного изучения карты? Опишите местоположение этого района.

Распространение какого природного явления в месте поисков стало для них подсказкой? Как это явление определяется по карте? Кратко поясните, в чём суть этого природного явления.

Задача третьей группы – измерение расхода воды в реке Тим в пределах карты. Студенты должны были сплавиться вниз по реке на лодке, последовательно останавливаясь для проведения измерений в створах всех мостов через эту реку, показанных на карте.

ЗАДАНИЕ 3.

Сколько всего измерений произвели студенты?

Какие измерения в створе каждого моста позволили им рассчитать расход воды в реке?

Допуская, что полноводность всех притоков Тима пропорциональна их длине, а доля других источников питания летом незначительна, определите, в створе какого моста студенты получили максимальный прирост показателя расхода воды относительно предыдущего замера (в качестве ответа приведите название ближайшего к этому мосту населённого пункта на правом берегу Тима).

Задача четвёртой группы – стартовать от точки с координатами 51о 44’  с. ш.,

37о 01’  в. д., далее следовать на юго-восток до уреза воды и составить по ходу движения серию поперечных профилей формы рельефа, по которой проходил маршрут.

ЗАДАНИЕ 4.

Как называется эта форма рельефа? (приведите один или несколько вариантов названий)

С помощью каких букв латинского алфавита принято описывать вид её поперечных профилей?

На сколько метров студенты спустились в ходе своего маршрута (определите относительную высоту)?

Какой ущерб развитие подобных форм рельефа наносит деятельности человека?

Какие методы предотвращения этого воздействия вы знаете?

Объектов, соответствующих будущей специальности студентов пятой группы в пределах карты не оказалось. Поэтому перед ними была поставлена задача, связанная с исследованием искусственных аналогов объектов их научного интереса. Студенты пятой группы исследовали ихтиофауну и флору этих объектов в населённых пунктах Кшень, 2-я Знаменка, Овсянниково и некоторых других.

ЗАДАНИЕ 5.

Что это за объекты?

Для каких целей эти искусственные объекты создавались в районе, показанном на карте?

Почему в западной части карты эти объекты встречаются гораздо чаще, чем в восточной?

Студенты шестой группы должны били исследовать специализацию сельского хозяйства в пригородной зоне г.Щигры.

ЗАДАНИЕ 6.

По условным обозначениям на карте и названиям населённых пунктов определите, какие подотрасли растениеводства и животноводства представлены в пригородной зоне города Щигры (в пределах территории радиусом 10 км от городского вокзала)?

Какие подотрасли сельского хозяйства являются важнейшими в специализации всей территории, показанной на карте?

Какие факторы определяют развитие этих подотраслей сельского хозяйства на данной территории?

Перед студентами седьмой группы была поставлена задача выбора наилучшего места для возможного строительства аэродрома для нужд сельскохозяйственной авиации.

ЗАДАНИЕ 7.

Используя критерии выбора места для строительства аэродрома, предложите свой вариант решения задачи, поставленной перед студентами. Присвойте новому аэродрому имя, выбрав его по названию ближайшего к аэродрому населённого пункта.

Обоснуйте свой вариант выбора места строительства с учётом использованных критериев.

Основные критерии для выбора места расположения аэродрома:

наличие горизонтальной или субгоризонтальной поверхности размером не менее 500х2500 м;

твёрдые грунты, отсутствие опасных явлений – размытия известняковых пород, оползневых процессов и т.д.;

возможность подведения подъездных путей;

отсутствие орографических препятствий и высоких зданий или сооружений для взлёта и посадки воздушных судов в радиусе 10-20 км.

ЗАДАНИЕ 8 (ИТОГОВОЕ).

Узнав, чем занимались группы во время практики, определите будущую специализацию студентов каждой из них. Ответ запишите в следующем виде: «№ группы – географическая или геологическая специальность». Для ответа используйте список, приведенный ниже.

геоморфология

гидрология суши

инженерная геология

лимнология

спелеология

топография

экономическая география



















Методические «ключи»

для оценивания ответов практического тура (9, 10 и 11 классы)

ЗАДАНИЕ 1

Координаты места установки знака: 51о39’ с.ш., 37о07’ в.д (1 балл)

Контрольная точка

Азимут из таблицы,

выданной студентам

Азимут, определённый на местности

1

18о

-

2

263о

255о

3

117о

109о

Баллы

(не более 2 баллов)

0,5 балла за каждый правильно определённый азимут: 3х0,5=1,5 балла. Допустимая погрешность ± 3 о

0,5 балла за корректный учёт магнитного склонения (-8 о) для всех точек

​ Азимуты, измеренные на местности при помощи компаса (магнитные азимуты) отличаются от указанных в таблице истинных азимутов на величину магнитного склонения (0,5 балла)

​ Азимут на трубу в пгт. Черемисиново определить невозможно из-за нахождения её вне зоны видимости – расстояние более 10 км (0,5 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 2

​ Район, в который направились студенты, располагается к югу и юго-востоку от г. Щигры на расстоянии 4-8 км (1 балл).

​ В этом районе распространены карстовые явления (1 балл). На карте это явление можно «вычислить» по характерным карстовым воронкам (западинам) – неглубоким понижениям, обозначаемым замкнутыми горизонталями с бергштрихами, ориентированными внутрь (1 балл). Карст – явление, связанное с действием воды и выражающееся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на территориях, сложенных сравнительно легко растворимыми водой горными породами (известняками, доломитами и др.)(1 балл).

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 3

​ Всего 11 измерений (по числу мостов) (1 балл). Ответ «10» также считается верным, т.к. 3-й мост (по течению) обозначен не очень отчётливо.

​ Измерение скорости течения и площади поперечного створа руслапосредством измерения глубин построения поперечного профиля (по 1 баллуза название каждой из измеряемых величин (2х1=2 балла)

​ Допустимы два варианта ответа: 1. Теплое (или Лески); 2. Калиновка (за любой из вариантов – 1 балл)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 4

​ Овраг или балка – корректен любой из вариантов ответа (0,5 балла).

​ V и U (0,5 балла за полный ответ)

​ 240м–177 м = 63 м (1 балл за ответ в диапазоне 60-65 м с расчётами)

​ Нарушение сельскохозяйственных и лесных угодий, разрушение почвенного покрова (ускорение процессов вымывания питательных веществ из почвенных горизонтов) и т. д. (1 балл за правильное указание двух и более видов ущерба)

​ Закрепление склонов (террасирование, искусственное укрепление, залесение и др.), изменение базиса эрозии, канализирование временных водотоков и т.д. (1 балл за правильное указание двух и более методов предотвращения развития эрозионных форм рельефа)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 5

​ Пруды (1 балл)

​ В вододефицитных районах пруды и водохранилища создаются для аккумуляции воды. Используются для нужд сельского хозяйства и населения (1 балл)

​ Строить запруды в западной части территории, показанной на карте, значительно легче, т.к. в этих районах рельеф более расчленён, что позволяет использовать естественные формы эрозионных форм рельефа для создания искусственных водоёмов. Помимо этого в западной части полигона плотность населенных пунктов выше (в каждом населённом пункте – пруд); на востоке долины водотоков шире, поэтому каждый пруд имеет больший объем. (2 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 6

​ Растениеводство: топографический знак «сады», н.п. Плодовое, н.п. Вишнёвка – садоводство и, в частности, плодоводство, н.п. Полевое – разные подотрасли растениеводства, МТФ (молочно-товарная ферма) – скотоводство, СТФ (свино-товарная ферма) – свиноводство, н.п. Козловка – козоводство (по 0,5 балла за каждую подотрасль, но не более 2 баллов – всего 2 балла)

​ Зерновое хозяйство, свекловодство, мясо-молочное скотоводство, свиноводство (по 0,25 балла за каждую из подотраслей – 4х0,25=

1 балл)

Почвы (чернозёмы), агроклиматические факторы, население (трудовые ресурсы) (за указание трех основных факторов  1 балл)

ВСЕГО: максимум 4 балла



ЗАДАНИЕ 7

​ Оптимальное место для размещения аэродрома, удовлетворяющее всем заявленным критериям выбора – участок субгоризонтальной поверхности в северо-восточной части полигона между населёнными пунктами Сенчуковка, Мансурово, Панское, Жуково (выбор места / названия одного из перечисленных населённых пунктов в качестве наименования аэродрома – 2 балла)

​ Обоснование соответствия выбранного места каждому из указанных критериев – по 0,5 балла (4х0,5=2 балла)

ВСЕГО: максимум 4 балла

ЗАДАНИЕ 8 (ИТОГОВОЕ)

■​ 1 группа – топография

■​ 2 группа – спелеология

■​ 3 группа – гидрология суши

■​ 4 группа – геоморфология

■​ 5 группа – лимнология

■​ 6 группа – экономическая география

■​ 7 группа – инженерная геология

(7 совпадений – 2 балла, 5-6 совпадений – 1,5 балла, 4 совпадения – 1 балл, 3 совпадения – 0,5 балла)

ВСЕГО: максимум 2 балла

ИТОГО: максимум 30 баллов