СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закаливание в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закаливание детей дошкольного вораста. Методы и приёмы.

Просмотр содержимого документа
«Закаливание в ДОУ»

Закаливание детей дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ№2 Попова Ю.В .

Закаливание детей дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ№2 Попова Ю.В .

Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды Регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма
  • Закаливание – система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды

Регулярное применение закаливающих процедур способствует координированной работе всех физиологических систем организма

Комплексность использования средств закаливания Рациональное организованная жизнедеятельность Благоприятные внешние факторы Сформированность навыков личной гигиены Соблюдение санитарно-гигиенических условий (режим проветривания, температурный режим) Эффективность при соблюдении следующих факторов:
  • Комплексность использования средств закаливания
  • Рациональное организованная жизнедеятельность
  • Благоприятные внешние факторы
  • Сформированность навыков личной гигиены
  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий (режим проветривания, температурный режим)

Эффективность при соблюдении следующих факторов:

ВОДА используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации ВОЗДУХ Природные факторы для закаливания детей

ВОДА

используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольной образовательной организации

ВОЗДУХ

Природные факторы для закаливания детей

Польза Опасность Согревает Способы предотвращения Перегрев, солнечный удар Стимулирует загар Ограничение времени воздействия Ожог, стимуляция раковых клеток Необходимо для образования витамина D Регламентация силы и времени воздействия Передозировка витамина D, торможение роста костей Стимулирует деятельность некоторых желез внутренней секреции Контроль за поступлением провитамина D с пищей (рыбий жир) Гиперфункция щитовидной железы Регламентация силы и времени воздействия, восполнение йододефицита  Солнце

Польза

Опасность

Согревает

Способы предотвращения

Перегрев, солнечный удар

Стимулирует загар

Ограничение времени воздействия

Ожог, стимуляция раковых клеток

Необходимо для образования витамина D

Регламентация силы и времени воздействия

Передозировка витамина D, торможение роста костей

Стимулирует деятельность некоторых желез внутренней секреции

Контроль за поступлением провитамина D с пищей (рыбий жир)

Гиперфункция щитовидной железы

Регламентация силы и времени воздействия, восполнение йододефицита

Солнце

Польза Опасность Охлаждает за счет скорости потока Способы предотвращения Переохлаждение Обогащает легкие кислородом Соблюдение методики На открытом воздухе высока вероятность встретить кровососущих насекомых Вымывает газообмен из помещений Использование репеллентов Может содержать разные аллергены Решения принимают в индивидуальном порядке воздух

Польза

Опасность

Охлаждает за счет скорости потока

Способы предотвращения

Переохлаждение

Обогащает легкие кислородом

Соблюдение методики

На открытом воздухе высока вероятность встретить кровососущих насекомых

Вымывает газообмен из помещений

Использование репеллентов

Может содержать разные аллергены

Решения принимают в индивидуальном порядке

воздух

Польза Опасность Охлаждает за счет высокой теплоемкости Способы предотвращения Переохлаждение Стимулирует физическую активность Ограничение времени воздействия Переутомление Обеспечивает личную гигиену Текущий контроль и регламентация с учетом индивидуальных особенностей Может содержать вредные примеси Использовать только надежные, проверенные источники Вода

Польза

Опасность

Охлаждает за счет высокой теплоемкости

Способы предотвращения

Переохлаждение

Стимулирует физическую активность

Ограничение времени воздействия

Переутомление

Обеспечивает личную гигиену

Текущий контроль и регламентация с учетом индивидуальных особенностей

Может содержать вредные примеси

Использовать только надежные, проверенные источники

Вода

Гигиенические принципы закаливания постепенность систематичность комплексность учет индивидуальных особенностей ребенка

Гигиенические принципы закаливания

постепенность

систематичность

комплексность

учет индивидуальных особенностей ребенка

Основные принципы закаливающих ме­роприятий

  • Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.
  • Необходимо постепенное нарастание интенсивности закали­вающих мероприятий.
  • Занятия должны осуществляться систематически.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности орга­низма ребенка и его возраст.
  • Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале за­каливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года).
  • Мероприятия проводятся. только при положительных эмоциях ребенка.
  • Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.
  • Воздействие закаливающих агентов следует адресовать к раз­личным участкам тела.
  • Закаливающие воздействия не должны быть монотонными, их следует варьировать по силе, продолжительности, ис­пользовать в сочетании с физическими упражнениями или без них.
  • При проведении закаливания используется компенсаторное воздействие природных факторов.
широкая аэрация помещений физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры правильно организованная прогулка Закаливание детей (мероприятия)

широкая аэрация помещений

физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе

умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры

правильно организованная прогулка

Закаливание детей (мероприятия)

Хорошая вентиляция помещений Облегченная одежда для занятий физическими упражнениями Рациональная одежда в групповой помещении и на улице Прогулка Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на воздухе Сон с доступом свежего воздуха Воздушные ванны Ходьба босиком Воздушное закаливание
  • Хорошая вентиляция помещений
  • Облегченная одежда для занятий физическими упражнениями
  • Рациональная одежда в групповой помещении и на улице
  • Прогулка
  • Утренняя гимнастика и физкультурные занятия на воздухе
  • Сон с доступом свежего воздуха
  • Воздушные ванны
  • Ходьба босиком

Воздушное закаливание

Воздушное закаливание Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних – 10 минут, в старших - 10-15 минут. Максимальное время проведения воздушной ванны со­ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Воздушное закаливание

  • Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют в младших группах детского сада первые сеансы воздушных ванн про водить 5 минут, в средних – 10 минут, в старших - 10-15 минут.
  • Максимальное время проведения воздушной ванны со­ставляет 30 - 40 минут в младшей группе, 45 минут - в средней группе и 1 час - в старшей группе.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IА, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 °C.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. Прогулки

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа.

При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

Прогулки

Местные процедуры Обширные процедуры Полоскание рта Купание в бассейне и открытых водоемах Полоскание горла Обтирание или обливание всего тела Умывание Душ Обширное умывание Мытье ног Игры с водой Обтирание и обливание до пояса Контрастное обливание ног Водное закаливание

Местные процедуры

Обширные процедуры

Полоскание рта

Купание в бассейне и открытых водоемах

Полоскание горла

Обтирание или обливание всего тела

Умывание

Душ

Обширное умывание

Мытье ног

Игры с водой

Обтирание и обливание до пояса

Контрастное обливание ног

Водное закаливание

Ходьба по мокрым дорожкам Йодно-солевое Контрастное водное закаливание Метод морских прогулок («рижский метод») Специфические виды водного закаливания
  • Ходьба по мокрым дорожкам
  • Йодно-солевое
  • Контрастное водное закаливание
  • Метод морских прогулок («рижский метод»)

Специфические виды водного закаливания

Солнечные ванны Ультрафиолетовое облучение Солнце
  • Солнечные ванны
  • Ультрафиолетовое облучение

Солнце

Негативное отношение и страх ребенка Отсутствие полного контакта и отношений сотрудничества с семьей Срок менее 5 дней после выздоровления от острых заболеваний или прививки Срок менее 2 недель после обострения хронического заболевания Карантин Высокая температура вечером Выраженная недостаточность питания Ревматизм и диабет в семейном анамнезе Противопоказания к закаливанию
  • Негативное отношение и страх ребенка
  • Отсутствие полного контакта и отношений сотрудничества с семьей
  • Срок менее 5 дней после выздоровления от острых заболеваний или прививки
  • Срок менее 2 недель после обострения хронического заболевания
  • Карантин
  • Высокая температура вечером
  • Выраженная недостаточность питания
  • Ревматизм и диабет в семейном анамнезе

Противопоказания к закаливанию

Закаливающие мероприятия в режиме дня   Утро Воздушные ванны во время утренней гимнастики, физкультурных занятий Полоскание рта (после приема пищи) Прогулка , физкультурные занятия на воздухе Спортивные и подвижные игры Полоскание горла (со средней группы) Сон с доступом свежего воздуха Воздушные ванны во время гимнастики после сна , ходьба босиком по «дорожкам здоровья» Прогулка , подвижные игры

Закаливающие мероприятия в режиме дня

Утро

Воздушные ванны во время утренней гимнастики, физкультурных занятий

Полоскание рта (после приема пищи)

Прогулка , физкультурные занятия на воздухе

Спортивные и подвижные игры

Полоскание горла (со средней группы)

Сон с доступом свежего воздуха

Воздушные ванны во время гимнастики после сна , ходьба босиком по «дорожкам здоровья»

Прогулка , подвижные игры