Тема занятия: «Крынка. Акварель»
Цель: Выполнить этюд крынки акварелью, передав объём и цветовые отношения.
Задачи:
правильно разместить в листе предмет;
передать в рисунке характерные особенности крынки;
выполнить этюд в технике «лессировка».
Материалы: лист акварельной бумаги А 3, акварель, кисть круглая (белка)
№ 5, палитра (лист писчей бумаги), фото крынки.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем рисовать предметы домашнего обихода. Предлагаю вам интересный предмет, который был в большой цене у наших пра - прабабушек. Это глиняная крынка. Крынка использовалась для хранения молока.
У крынки широкий край, более узкое горло, тулово имеет шарообразную форму, а к нижней части сужается. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы её можно было легко обхватить рукою в узкой части. Внешне же такая посуда больше напоминает обычный кувшин, но без ручки и без крышки. Высота крынки составляет примерно 20 см.
Так как у вас, ребята, нет возможности рисовать крынку с натуры, то предлагаю вести работу по фото. О том, как вести работу, расскажу в пошаговой инструкции.
Вначале, напомню о том, чтобы вы ответственно отнеслись к выбору бумаги. Ведь мы рисуем акварелью. А она очень капризна. Работа получится достойной, если вы возьмёте всё же лист акварельной бумаги, а не чертёжный лист. Чертёжный лист гладкий, а акварельная бумага имеет шероховатую поверхность, которая хорошо держит краску, позволяет создавать красивые переходы цвета и различные спецэффекты.
Рисунок под акварель нужно делать очень лёгкий. Чтобы простой карандаш не просвечивал через нежные оттенки акварели. Начинаем с размещения крынки в листе. Задаём размеры относительно вашего листа. Проводим линию стола. Крынка сначала у нас будет иметь форму прямоугольника. И сразу наметим центральную ось прямоугольника.
Наметим линиями основные элементы крынки: венчик, высота горлышка, самая широкая часть тулова, донышко.
Прорисовываем форму крынки, обращаем внимание на симметричность предмета.
Когда крынка построена, вспомогательные линии можно убрать стирательной резинкой. Можно убрать излишки карандаша. Намечаем также складки ткани.
Сейчас мы переходим к работе цветом. Старайтесь подбирать оттенки, как можно точнее. Для этого можно использовать, как палитру лист писчей бумаги. Пишем этюд.
Этюд - быстрое изображение и передача общего вида нашей крынки, в данном и конкретном состоянии.
Работаем в технике «лессировка». Мы с вами уже неоднократно использовали эту технику при написании наших прошлых натюрмортов. Напомню, что «лессировка» - это техника живописи, основанная на нанесении тонких полупрозрачных красок друг на друга. Сложность этой техники заключается в том, что необходимо дожидаться высыхания первого слоя краски, чтобы нанести последующие слои.
Наводим на палитре колеры (основные оттенки – локальные цвета) для изображения крынки и драпировок. Блики не закрашиваем, оставляем белыми.
Подождав высыхания первого слоя, намешиваем оттенки для полутонов и наносим на крынку лёгкими касаниями. Ни в коем случае не втираем краску в бумагу. Иначе работа будет испорчена, появятся катышки на бумаге. Акварель должна быть лёгкой и звонкой.
Начинаем выстраивать объём. Находим полутона в теневых участках крынки.
Мы с вами пишем крынку при дневном освещении. День пасмурный, поэтому свет на нашем натюрморте будет холодным, а тени тёплыми. Поэтому блики, нужно будет перекрыть лёгким оттенком синего кобальта.
Края крынки не следует обводить ярким цветом, нам нужно создать объём. На краях крынки находятся рефлексы. Рефлекс (отсвет) – это оптический эффект отражённого света, поэтому края крынки как бы светятся.
Для теневых участков выбираем более насыщенные и глубокие оттенки.
Если правильно вести работу, можно добиться хороших результатов в живописи. Примерно такой этюд у вас должен получиться. Пробуйте, экспериментируйте. Удачного написания этюда.