СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по смысловому чтению. Как кот Матроскин крышу красил

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие по смысловому чтению. Как кот Матроскин крышу красил»

Направление ВД: общеинтеллектуальное

Название курса: Смысловое чтение

Форма: кружок

Форма занятия: этическая беседа элементами проектной деятельности

Тема занятия: Занимательные книги Э. Успенского. Рассказы «Как кот Матроскин крышу красил»

Планируемые результаты:

Личностные: формировать мотивацию учения, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

регулятивных УУД (Учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.)

познавательных УУД (Владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливают взаимосвязь между характером и поступками героя; вычленяют содержащиеся в тексте основные события и устанавливают их последовательность находят в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях текста информацию)

коммуникативных УУД (Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулируют собственное мнение и позицию; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте)

Предметные: используют разные виды чтения (поисковое); пользуют справочные источниками для понимания и получения дополнительной информации; формулируют и высказывают своё впечатление о прочитанной книге и героях; слушают и читать книгу, понимают прочитанное; знакомы с рассказом Э. Успенского «Как кот Матроскин крышу красил

Цель: формировать умение устанавливать взаимосвязь между характером и поступками персонажа в процессе изучения темы «Э. Успенского. Рассказ как кот Матроскин крышу красил»

Задачи:

Воспитательные: учить ориентироваться нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Развивающие: развивать

регулятивных УУД (Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату)

познавательных УУД (Основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливают взаимосвязь между характером и поступками героя. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; – сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;)

коммуникативных УУД (Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;)

Образовательные: использовать разные виды чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; познакомить с рассказом Э. Успенского «Как кот Матроскин крышу красил

Принципы воспитания и обучения:

Принцип психологического комфорта

Принцип связи с жизнью

Принцип научности

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы развития познавательного интереса: художественное слово

Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: работа в группах

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа

Метод интерактивного обучения: метод проектов

Форма организации деятельности обучающихся: фронтально, в группах.

Дидактические средства: план занятия, плакат «пословица в картинках».

Индивидуальные: рабочий лист, текст рассказа, карточка с пословицей.

Демонстрационные: презентация для занятия, план занятия.

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смысловое чтение» 3-4 классы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

3. Э. Успенский Как кот Матроскин крышу красил [https://vseskazki.su/eduard-uspenskij/den-rozhdeniya-sharika.html]



































Ход занятия

Этап, задача

Методы и приемы

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1. Организационно-мотивационный этап

Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы развития познавательного интереса: художественное слово


-Здравствуйте ребята, я рада снова вас видеть на нашем занятии. Предлагаю подарить друг-другу улыбки, чтобы это занятие прошло в дружественно атмосфере.

-Предлагаю сегодня перед началом немного поразмышлять. Представьте, что вам нужно купить в школу рюкзак. Вы приходите в магазин и начинаете выбирать. Представим, что вам понравились два каких-нибудь портфеля. Один стоит не очень дорого, но у него не самое лучшее качество. Второй рюкзак прекрасного качества, но и цена у него достаточно большая.

-А теперь, мне бы хотелось услышать ваше мнение. Какой рюкзак вы купите и почему?

(предположения детей)

-Я вижу, что мнения разделились. Предлагаю пока оставить этот вопрос открытым и ответить на него чуть позже.


Личностные: формировать мотивацию учения

2. Этап целеполагание и планирование предстоящей деятельности

Задача: обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные.


-А сейчас предлагаю вспомнить, чем же мы занимались на прошлом занятии?

-Верно, мы готовились к дню рождения Шарика.

-А кто запомнил из какого произведения этот герой?

(Трое из Простоквашино)

-А что полезного вы узнали на прошлом занятии?

-Все верно, сегодня мы продолжим вместе с нашими друзьями из Простоквашино учиться чему-то новому.

-Ребята, а вы знали, что совсем недавно с Матроскиным произошла похожая ситуация? Но он смог найти правильный выход, а помогли ему его верные друзья.

-Как думаете, история кота Матроскина поможет нам разрешить спор?

-Тогда предлагаю познакомиться с ней сегодня, а чтобы узнать, как она называлась предлагаю разгадать ребус. Не забываем, что вы работаете в команде.

-Вижу вы закончили 2 команда, что у вас получилось?

Тема

(«Как кот Матроскин крышу красил»)

-Все верно, это история о том, как Матроскин решил покрасить крышу у себя в Простоквашино.

Предлагаю составить план нашего занятия, для этого вы тоже поработаете в команде.

(каждая команда собирает 1 пункт плана из пазла)

-Проверим, что у вас получилось.

1. Особенности характера кота Матроскина

2. Познакомится с произведением «Как кот Матроскин крышу красил»

3. Выполнить творческое задание

-Отлично, наш план готов.

-Сегодня мы с вами узнаем больше о коте Матроскине, сможем понять его характер. Обязательно познакомимся с историей «как кот Матроскин крышу красил». И как всегда выполним творческое задание.




Личностные: формировать мотивацию учения

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

регулятивных УУД (Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане)

3. Деятельностный этап

Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа


1.Предтекстовая деятельность.

-Ребята, а вызнаете что такое характер? Предлагаю найти определение в словаре. У каждой группы есть свои словари. Кто напомнит, как мы пользуемся словарями?

-Все верно, мы ищем букву, на которую начинается нужное нам слово, а затем мы уже ищем определение.

-Вижу вы закончили, 1 команда, сколько определений вы нашли? Прочитайте их нам, а вы ребята, внимательно слушайте, чтобы не повторяться. 2 группа сколько определений вы нашли? Прочитайте их. (3 группа точно также)

-Молодцы, мы узнали, что характер – это устойчивые черты человека, которые проявляются в поведении и поступках.

-Мы с вами уже определили, что нам необходимо узнать особенности характера Матроскина. А как вы думаете зачем?

-Спасибо за ваши ответы. Действительно, зная характер кота Матроскина, мы с вами сможем понять почему он поступил именно так, в тех или иных ситуациях.

-Подумайте, что поможет нам узнать о характере любого человека?

-Верно, характер помогает узнать внешний вид, привычки, особенности общения и т.д.

-Но так как мы с вами лично не можем пообщаться с Матроскиным, то нам помогут диалоги из разных рассказов с его участием.

-Сейчас у каждого из вас есть листок, на нем изображен Матроскин и фразы, которые он произносил. Я предлагаю вам определить, о каких чертах характера, говорит каждая из фраз. А помогут вам в этом слова помощники.

-Предлагаю одну из фраз разобрать вместе. Прочитаем ее «А я не буду деньги тратить, я экономить буду». Посмотрите в слова для справок и скажите, о какой черте характера, мы можем узнать из этой фразы?

(он был экономным)

-Верно, мы можем предложить, что Матроскин был экономным. А теперь попробуйте поработать самостоятельно.

-Вижу, вы закончили, имя ребенка, прочитай нам 2 фразу, какую черту характера ты определил? У кого получилось по-другому?

(так далее остальные фразы)

-Молодцы, мы с вами определили, что Матроскин был экономным ……..

-Ребята, смогли ли мы узнать особенности характера Матроскина?

(да)

-А как мы это сделали? Верно, мы проанализировали фразы, которые произнес кот.

2. Текстовая деятельность.

Использование вопросов, которые учащийся должен запомнить, и только потом читать текст для ответа на вопрос

-Какой пункт плана нам нужно выполнить дальше?

(познакомиться с произведением «Как Матроскин крышу красил»

-Верно, но прежде, чем мы начнем читать, нам нужно подготовить нашу речь и внимание, ведь вы будете слушать своих одноклассников.

-Предлагаю нам для начала потренировать нашу речь, для этого проговорим простую скороговорку.


У кота Мурчалло в животе урчало Мурка бурчала что много ест Мурчалло


-Кто понял, о чем эта скороговорка?

— Верно-это скороговорка про кота, который любит поесть. Предлагаю повторить ее сначала медленно, всем вместе. Еще раз. А теперь чуть-чуть быстрее, еще быстрее. А теперь быстро и без меня. Молодцы, вот мы и подготовили нашу речь. Теперь потренируем наше внимание. Сейчас я буду простукивать вам определенную мелодию ваша задача внимательно услышать ее и повторить. Попробуем.

(можно для каждой группы в отдельности)

-Молодцы, я вижу, что вы очень внимательные.

-Теперь мы можем приступить с ваши к чтению.

-Сейчас один из вас будет читать, а остальные внимательно слушать и следить глазками. После прочтения вам нужно будет ответить на вопросы. А вот с ними мы познакомимся заранее. Имя ребенка, прочитай нам вопросы.

(Почему Матроскин решил покрасить крышу? Какую краску купил Матроскин? Как вы считаете, почему краска слезла?)

-Предлагаю начать, имя ребенка, прочитай нам 1 часть рассказа.

-Спасибо. Сейчас мы будем отвечать на вопросы и сразу же искать ответ в тексте. Имя ребенка, как ты ответила на 1 вопрос?

(потому что крыша была облезлая)

-Все верно, запишем ответ на вопрос. Имя ребенка, как ты ответил на 2 вопрос?

(желтую)

-А разве эта краска была только желтой? Как ее еще описали?

(дешевая)

-Верно – эта краска была дешевой. Запишите ответ

-И имя ребенка, как ты ответил на последний вопрос?

(краска слезла, потому что была дешевой и некачественной)

-Молодец, запишите ответ.

-Как думаете, что же произошло с Матроскиным дальше?

-Предлагаю узнать, но для начала познакомимся с вопросами.

(какую краску купил Матроскин во 2 раз? Что случилось после того, как он снова покрасил крышу?

(точно такая же работа, как и до этого)

-Прочитаем вопросы для 3 части.

(Почему шарику стало так смешно? Какую краску Матроскин купил в третий раз? Как выглядел дом после покраски? Как вы понимаете наставление Матроскина Шарику?)

-Ребята, понравился ли вам рассказ? Как вы думаете, почему Матроскин сразу не купил хорошую краску? Вспомните мы говорили о характере Матроскина какой он?

(экономный, бережливый, немного жадный)

-Верно именно поэтому он и купил дешевую краску, потому что хотел сэкономить. Как вы думаете, наш характер влияет на наши решения и поступки?

-Верно, наш характер влияет на нашу жизнь. Точно также, как и у кота Матроскина. Именно его бережливость привела к таким большим тратам.

-Ребята, вспомните задачку в начале урока про рюкзак. Какой вы хотите купить сейчас? Поменялось ли ваше мнение? Почему?

-История с Матроскиным нас научила, лучше купить вещь дороже, но качественнее, ведь так она прослужит нам гораздо дольше. Ведь не зря говорят скупой платит дважды.




Личностные: формировать умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

регулятивных УУД (Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.)

познавательных УУД (Владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливают взаимосвязь между характером и поступками героя; вычленяют содержащиеся в тексте основные события и устанавливают их последовательность находят в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях текста информацию)

коммуникативных УУД (Допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; формулируют собственное мнение и позицию; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте)

Предметные: используют разные виды чтения (поисковое); пользуют справочные источниками для понимания и получения дополнительной информации; формулируют и высказывают своё впечатление о прочитанной книге и героях; слушают и читать книгу, понимают прочитанное; знакомы с рассказом Э. Успенского «Как кот Матроскин крышу красил


4. Этап контроля

Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в парах

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа

Метод интерактивного обучения: метод проектов


3. Послетекстовая деятельность

-Что мы свами всегда выполняем в конце занятия?

(творческое задание)

-Верно, сегодня мы открыли для себя великую мудрость, я предлагаю поделиться с ней остальными, а для этого мы с вами сделаем необычную выставку.

-У каждой команды на столе есть пословицы. Возьмите себе по одной. Я предлагаю вам изобразить эту пословицу рисунком, чтобы еще лучше передать ее смысл. Для этого я выдам вам специальные листочки, на них нужно будет приклеить выбранные вами пословицы. Ничего страшного если пословицы будут повторяться, ведь одну и туже пословицу можно изобразить совершенно по-разному.

-Вижу, что вы закончили, кто хочет представить свою работу?

-Молодцы! У вас получились замечательные работы, теперь даже малыши смогут понять смысл этих пословиц. Предлагаю оформить их на доске.

Метапредметные: обучающиеся проявляют:

регулятивных УУД (Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.)

познавательных УУД (Владеют основами смыслового чтения художественных текстов, выделяют существенную информацию из текста;)

коммуникативных УУД (адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач;)

5. Рефлексия

Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Методы воспитания:

Методы эмоционального стимулирования: поощрение

Методы обучения:

Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа


-Наше занятие подошло к концу, пора подвести итоги. С каким произведением вы познакомились? Какую мудрость для себя открыли? Предлагаю подвести итоги еще одним необычным способом. Посмотрите у меня на доске желтая, зеленая и красная краска. Желтая значит, что то, что вы сегодня узнали точно также быстро забудется. Зеленая означает, что сегодня вам чего-то не хватило на занятии. А красная значит, что знания, которые вы приобрели на занятии останутся с вами навсегда и вы поделитесь ими.

-Спасибо за ваши ответы, я рада, что почти все из вас выбрали красную краску….



Метапредметные: обучающиеся проявляют:

регулятивных УУД (Осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.)