СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Разумный гнев". Профилактика агрессивного поведения у детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие навыков самоконтроля и саморегуляции в групповом взаимодействии, осознание смысла понятии “агрессия”, позитивных и негативных сторон агрессии, навыков снятия напряжения.

Задачи:

1. Исследование мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренировка выразительности мимики.

2. Развитие навыков эмоционального невербального самовыражения.

3. Распознавание конструктивного и диструктивного гнева.

4. Развитие навыков в снятии чрезмерного напряжения.

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Разумный гнев". Профилактика агрессивного поведения у детей с ОВЗ»

Профилактика агрессивного поведения у детей с ОВЗ.

Занятие «Разумный гнев»



Цель: развитие навыков самоконтроля и саморегуляции в групповом взаимодействии, осознание смысла понятии “агрессия”, позитивных и негативных сторон агрессии, навыков снятия напряжения.

Задачи:

1. Исследование мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренировка выразительности мимики.

2. Развитие навыков эмоционального невербального самовыражения.

3. Распознавание конструктивного и диструктивного гнева.

4. Развитие навыков в снятии чрезмерного напряжения.



Ход занятия:



Здравствуйте ребята!

Давайте с вами поздороваемся, посмотрим на соседа направо – улыбнемся, посмотрим на соседа налево – улыбнемся. Хорошо!

Сегодня наше занятие будет посвящено эмоциям. Мы вспомним какие бывают эмоции, как мы их выражаем, как мы можем наблюдать у других проявление эмоций.

И давайте сделаем такую разминочку:

  1. Разминка.

Дыхательное упражнение «Повздыхаем»

Предлагаю детям изобразить различные состояния (чувство страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов: «Ох», «Ах», «Эх», «Ой-ой», «Ай-ай».

Упражнение «Моргалки».

Дети работают в парах. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая.



  1. Основная часть.

Упражнение на распознавание эмоций «Мимическая гимнастика»

Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщнть лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб глад­ким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, на­хмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью рас­слабить брови, закатить глаза (а мне все равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щека (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).



Упражнение. Обсуждение понятия «агрессия». Притча о змее 

Ведущий: «Достаточно часто можно увидеть, как некоторые ребята дерутся. Как вы думаете, что является причиной драк?»

Ведущий: «Вы правы. Любая драка является следствием агрессии человека».

Ведущий«В словаре даётся такое определение агрессии: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим»

Ведущий: «Я хочу рассказать вам одну притчу о змее. Послушайте внимательно. Жила на свете ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. И решила змея, что если она избавиться от яда, то появятся у неё друзья среди животных. Пошла змея и сбросила весь яд в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Звери удивились, но не стали разбираться, зачем змея сделала это. Собрались и закидали змею камнями…».

Ведущий: «Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия?»

В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других.
Деструктивная агрессия направлена оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.


Упражнение «Камушек в ботинке».

- Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Когда мы сердимся, чем–то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

- Давайте договоримся: если у кого-то из вас есть «камушек в ботинке, то нужно о нём рассказать. Мы все сразу поймем, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое – то неудовольствие, обиду на кого-нибудь, чего–то такое, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите. Например, «у меня камушек в ботинке; мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Вместе находим способ, как можно избавиться от «камешка».



Упражнение “Рассерженные шарики”.

Цель: помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, “услышать” раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл. 

Материал: надувные шарики красного и зелёного цвета (на каждого участника).

Психолог: “Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях”.

Психолог: “Ребята, а сейчас мы посмотрим, что бывает с нами, когда мы выходим из себя и не можем что-то стерпеть.

Ведущий надувает красный шарик и завязывает его.

Психолог: Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть?”

Ведущий прлкалывает шарик.

Ведущий: “Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.) Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем” Ведущий просит помощника держать шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Ведущий: “Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда”


Психолог: ну что ребята, давайте учить выпускать пар, чтобы не навредить себе, и другим


Упражнение «Бумажный ком».

Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет. Дать детям бумагу, фольгу, комкаем и кидаем в ведро.





Упражнение «Камень и веревка».

Игроки и психолог размещаются на ковре или рассаживаются на стульях в круг.

Вопрос: Что у меня в руках?

Предложить каждому подержать камень в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на его твердость.

Психолог: Камень очень твердый. Сейчас мы все попробуем сжать сои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я! А теперь вы сожмите свои кулаки. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки! Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите… Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь – посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка. И вы также расслабьте свои руки. А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку. Усложняем задание: попробуйте не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало каменным. Молодцы! Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку.



Упражнение на релаксацию «Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или жи­воте. Попросите детей представить, что они малень­кие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озе­ра или моря - по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслабле­ны, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и не­уютно, она спрятала ножки, ручки и шейку в пан­цирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под пан­цирь, - 5-10 сек.).

Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Чере­пашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теп­лыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).



  1. Рефлексия.

  2. Ритуал завершения