СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие." Загадки об охране насекомых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления учащихся с представителями класса «Насекомые».

Просмотр содержимого документа
«Занятие." Загадки об охране насекомых"»

Тема:  Охрана насекомых.

Цель:  расширить и закрепить знания детей о полезных и вредных насекомых  родного края;  разработать экологические знаки по охране насекомых.

Задачи: формировать экологическую культуру учащихся;  развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; учиться строить рассуждения, выполнять логические действия сравнения, анализа, обобщения; развивать навыки сотрудничества с учителем и другими детьми; учиться высказывать своё мнение, вести диалог, договариваться о распределении функций в совместной деятельности; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.

Характеристика деятельности учащихся на уроке:

  1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  2. Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

  3. Участвовать в диалогах, дискуссиях, поисково–творческой   деятельностях;

  4. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

                                          Ход  занятия.

Деятельность учителя

  1. Самоопределение, мотивация  к учебной деятельности.

-Кто может назвать себя исследователем?

- Какими качествами вы обладаете?

- Какие исследования вы можете провести?

  1. Актуализация  опорных  знаний.

- Что нужно для того, чтобы провести исследование?

(Знать, что такое проблема, гипотеза, цель, методы  исследования)

1. Упражнения для  исследователя.

- Проведём упражнение для исследователя.

Карточка.

  1. Соотнесите определение с понятием.

цель

предмет стремления, то, что надо осуществить

проблема

предположение

гипотеза

сложный вопрос задача, требующая решения путём исследования

методы исследования

наблюдение , опрос, анкетирование, эксперимент

  1. Выстрой по порядку выполнения работы.

....  Цель    …. Проблема     …..Гипотеза   …..Методы исследования

2.Проверка домашнего задания.

- Какое исследование вы проводили  дома?

(изучали полезных и вредных насекомых)

- Какими методами вы воспользовались?

- Представьте продукт вашей работы. (в группах)

- Оцените работу ваших товарищей и выберите самый интересный проект.

 III. Постановка  цели   занятия.

- Всё ли изучили по разделу «Мал золотник да дорог»?

- О чём еще необходимо сказать? (об охране насекомых)

- Сформулируйте тему (мысли детей)

- Прочитайте тему нашего занятия

Тема: « Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями.»

- Определите проблему, цель работы, гипотезу, методы исследования и запишите в карточке.

( Проблема:  почему нужно некоторых насекомых охранять, а с другими бороться.

Цель: разработать экологические знаки  по  охране полезных насекомых.  

Гипотеза: если человек будет знать пользу и вред от насекомых то это поможет сохранить экологическую обстановку в городе.)

- Озвучьте.

IV.Осознанное выполнение  различных  действий  для выявления и   освоения способов  решения учебных задач.

-А  актуальна ли данная тема нашей работы?

- Выясните друг у друга в группах (дети ходят по классу и спрашивают у гостей.)

- Приступим к решению проблемы, раскрытию цели  и проверке гипотезы.

- С чего начнём работу?  (работа с источником информации)

- Поработаем в группах ( 1- 2  группа- насекомые- помощники; 3-4 группа- насекомые- вредители .

Задание: записать в карточку , по каким причинам мы должны охранять насекомых, а по каким бороться, т.е ваши выводы)

Сообщения для групп

Вредители:

Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского  штата Колорадо, об этом говорит само название.  Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек.  Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.

Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.  Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие.  Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают  молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.

Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.

Помощники:

Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов.

             Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю.  За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.                    

 Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.

Представление групп.

- На примере одного насекомого раскройте его пользу или  вред (от группы по одному человеку.)

Сообщение для представителей.

1 группа.

Бабочки питаются нектаром цветов. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастает плод: яблоко, груша, огурец. Если прогнать бабочек, то некому будет опылять цветы растений, и поэтому не будет урожая. К сожалению, в наше время бабочек стало мало.  (рисунок бабочки)

2 группа.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки   или    крупные камни так, чтобы они были приподняты на 1 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту.

3 группа.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают  молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

4 группа.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.  Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

- Что вы выяснили? Почему одних насекомых нужно охранять, а с другими бороться?  (зачитывают выводы группы)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась.

Раз -росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре- полетела.

2.Создание экознаков  по охране или борьбе с  насекомыми.

- Посмотрите в ваши карточки. Всё ли выяснили по проблеме , по цели , работы? (не  разработали  экологичекие  правила)

- Я предлагаю группам создать экологический знак по охране насекомых.

- Что же делать с вредными насекомыми? Может быть их уничтожить?

(ими питаются птицы, животные и другие насекомые)

V. Контроль, самоконтроль.

- Над какой темой  работали?

-Какую проблему решили?

- Как проверить гипотезу? (дождаться весны и лета и проверить)

VI. Задание поискового характера.

- Какое исследование вы хотели бы провести?

- Оформите страницу в альбоме по теме нашего занятия, проведя исследование.

VI. Рефлексия.

- Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Что помогло вам решить задачи?

- Где можно применить свои знания?

- Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

П

М

И

понравилось

на  занятии

не понравилось

на  занятии

Было интересно