Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «СКШИ VIII вида»
Учитель-логопед
МБОУ «СКШИ VIII вида»
Плетенюк Т.В
ЗАНЯТИЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИя ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ «Буквы Я, Ё, Ю, Е»
Цель: познакомить детей с двойной ролью букв я, ё, ю, е.
Задачи: развивать фонематические процессы; дать понятие о транскрипции, об особенностях гласных букв я, ё, ю, е; познакомить детей с позициями, когда йотированные гласные обозначают один звук и два звука; учить слышать раздвоение йотированных гласных в трёх позициях; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблица «Буквы я, ё, ю, е и соответствующие звуки», игра «Лабиринт», изображение феи Транскрипции, индивидуальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Сядет тот, кто назовёт слог, в котором первый звук согласный, а второй гласный.
II. Повторение пройденного материала.
– На какие группы делятся все звуки русского языка?
– Чем гласные отличаются от согласных?
– Вспомните, сколько в русском языке гласных звуков? (6.)
– Сколько гласных букв? (10.)
III. Объяснение нового материала.
Логопед. Задумались как-то звуки: «Слышать-то нас слышат, но ведь совсем не видят. Невидимки мы какие-то! Кто же нам поможет?» Нашли звуки добрую и могущественную фею Транскрипцию. Подарила она каждому звуку волшебные огни-факелы в виде квадратных скобок. Перестали звуки быть невидимками. Заметили их тогда буквы и захотелось им обозначать звуки на письме.
Звуки и буквы дружили между собой, но однажды поссорились. Гласные звуки возмутились: «Зачем нам нужны лишние буквы?» Вот мы сейчас и проверим, действительно ли они лишние?
Буквы я, ё, ю, е особенные. Они могут обозначать один звук, а иногда и два звука одновременно. Когда же это происходит? Возьмите таблички (см. Приложение), которые лежат у вас на парте, станьте маленькими-премаленькими, войдите в схему, пройдитесь по стрелочкам, а потом…
То, что понял, не скрывай!
На вопросы отвечай!
– В какой позиции буквы я, ё, ю, е обозначают один звук?
– В каких трёх позициях эти буквы обозначают два звука?
– Какие два звука объединяет буква Я? ([й’] + [а].)
– Какие два звука объединяет буква Ё? ([й’] + [о].)
– Какие два звука объединяет буква Ю? ([й’] + [у].)
– Какие два звука объединяет буква Е? ([й’] + [э].)
В ходе ответов дети под руководством логопеда делают записи на доске и в тетрадях:
я = [й’] + [а].
ё = [й’] + [о].
ю = [й’] + [у].
е = [й’] + [э].
Логопед. Чем похожи эти транскрипции?
Дети. Эти транскрипции похожи первым звуком.
Логопед. Какой он?
Дети. Звук [й’] – согласный.
Логопед. Правильно. А ещё звук [й’] всегда звучит мягко и звонко.
Почти все гласные буквы дружат парами. Как вы думаете, какие гласные буквы дружат между собой и почему?
Дети. Буква Я дружит с буквой А, потому что звук [а] входит в состав буквы Я.
И т. д. по всем парам.
IV. Закрепление нового материала.
1. Работа на карточках.
Логопед. На карточках записаны слова, в которых пропущены буквы я, ё, ю, е, и даны транскрипции этих слов. Вставьте пропущенные буквы в слова и соответствующие им звуки в транскрипции.
2. Игра «Лабиринт».
Дети должны пройти по лабиринту, опираясь на слова, в которых йотированные гласные обозначают два звука (см. Приложение).
V. Итог занятия.
– Какое волшебство умеет совершать фея Транскрипция?
– Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
– В каких позициях это происходит?
– Какие звуки объединяет буква я (ё, ю, е)?
– Так есть ли в русском языке лишние гласные буквы?
Приложение