СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Птицы зимой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Птицы зимой"

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Птицы зимой"»

Внеурочная деятельность: «Загадки живой природы»

Направление внеурочной деятельности: социальное.

Тема: «Птицы зимой»

Цель: познакомить с понятием «кочующие» птицы, закрепить представления о зимующих и перелетных птицах, об оказании помощи птицам зимой, о кормовых предпочтениях зимующих птиц, правилах при подкормке пернатых. Воспитывать потребность общения с природой, желание оказывать помощь птицам зимой.

Основные методы: объяснительно - иллюстративный, словесный, частично-поисковый, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход занятия

1.Организационный момент.

(Упражнение – энергизатор)

Чтобы занятие стало светлее

Мы поделимся добром. ( Слайд 1)

Вы ладоши протяните и добро в сердца вложите. ( Слайд 2)

Добром с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.

( Дети прикрепляют друг другу сердца с надписью « Дарю добро»)

Сегодня у нас много гостей и ребята хотят поделиться с вами улыбкой и хорошим настроением.

( Дети дарят гостям смайлики с улыбками и надписью « Не ищете добро ,а будьте его источником ) ( Слайд 3)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Слово руководителю каждой группы для представления своей группы.

1группа « Эко патруль» ( Слайд 4)

Наша группа « Эко патруль», мы все ответственные и внимательные по отношению к охране природы.

Мы знаем: только мы в ответе,

За Землю, что оставим детям!

Мы верим: только мы в ответе,

За чистоту на всей планете!

2 группа « Зеленые ладошки» ( Слайд 5)

Наша группа « Зеленые ладошки». Мы всегда готовы протянуть руку помощи птицам и всем животным. Подкармливаем птиц и бездомных животных.

У природы есть друзья, это мы. и ты, и я. Мы в парк отправляемся после школы, накормим синиц, снегирей и прочих птиц.

3 группа « Хранители природы» ( Слайд 6)

Наша группа называется « Хранители природы»

У нас у всех добрые сердца. Мы бережно относимся к природе, и стараемся сохранить и приумножить ее богатства.

4 группа « Юные экологи» ( Слайд 7)

Мы юные экологи- хранители лесов, рек, озер, кустарников, лугов. Призываем всех: Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нету!

Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся на экскурсию…

Закройте глаза и представьте…

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. ( Слайд 8)

Куда мы с вами попали? ( В зимний лес)

3. Целеполагание и мотивация.

- Назовите признаки зимы в неживой природе? (главный признак зимы в неживой природе – это похолодание, снег и лед)

- А как вы думаете, изменилась ли жизнь живой природы?

(Лиственные деревья сбросили листья, трава вся завяла, только хвойные растения стоят зеленые)

- Скажите, изменилась ли жизнь животных зимой?

(Да .В природе все взаимосвязано)

Отгадайте загадку: (Слайд 9 )

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

- О ком же пойдет речь на занятии?

О ПТИЦАХ

-А в какое время года?

ЗИМОЙ

- Как вы думаете. что нового вы узнаете на занятии, чему научитесь?

( Слайд 10)

Узнаем… ( о жизни птиц зимой, какие птицы остаются зимовать с нами)

Научимся …( оказывать помощь птицам зимой, подкармливать их, различать птиц)

Повторим… ( какие птицы зимующие и перелетные)

Тема сегодняшнего занятия «Птицы зимой» (Слайд 11 )

Я вам предлагаю работать под девизом. (Слайд 12 )

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!

- Как вы понимаете эти слова? ( зимой холодно, птицам трудно найти корм и человек должен подкармливать птиц)

Всем ли птицам нужна наша помощь зимой? Почему? ( Нет , многие птицы улетели на юг, они питаются насекомыми , а зимой насекомых нет.)

-Каких перелётных птиц вы знаете? ( Ласточки, грачи. стрижи, гуси, скворцы) ( Слайд 13)

А каким птицам нужна помощь зимой? Назовите птиц, которые остаются зимовать с нами. ( Слайд 14)

-Да, это воробьи, вороны, голуби, сороки, , дятлы, зяблики.

А почему они не улетают в теплые края?

( У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод и они могут найти корм зимой )

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими».  ( Слайд 15)

Как вы понимаете слово кочующие? Приходилось ли вам слышать слова кочевать, кочевник? ( Я слышал от мамы , когда мы переезжали на новую квартиру, что мы как кочевники , переезжаем с места на место) .

( Слайд 16)

Кочевники – это те люди, которые не живут на одном месте, постоянно переселяются. Кочевой образ жизни вели многие народы Монголии. Кореи, Китая, Алтая. Эти народы занимались скотоводством и поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, они были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. В современном мире кочевниками называют даже жителей больших городов, которые преодолевают большое расстояние от дома до работы.

Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Для них наша средняя полоса как будто юг.

( Слайд 17)

Свиристели прилетают к нам только зимой. Их легко узнать по хохолку на голове и ярко – желтой полоске на хвосте. Стаи свиристелей можно встретить с ноября до начало апреля. Особенно предпочитают плоды рябины, боярышника и других деревьев, плоды которых не опадают на зиму.

( Слайд 18-19)

Существует три вида клестов, название которых произошло от деревьев на которых они кормятся. Это – сосновик, еловик и лиственничек. Хотя в голодное время можно наблюдать птиц всех видов на одном дереве . Клеста легко узнать по его перекрещенному клюву. Чем больше возраст клеста, тем больше кривизна его носа. Основной способ добычи корма – вылущивание шишек, для этого очень подходит форма клюва, клюв помогает лазать по деревьям. На одном дереве бывает до 20 гнезд. Птенцы появляются зимой и хотя перьевой покров у птенцов отсутствует, но они не замерзают. Очень интересно, что после смерти тело птицы не гниет, а превращается в мумию. Клесты питаются семенами сосны, ели и в их организме накапливается смола.

( Слайд 20 )

А это снегири. Снегиря мы узнаем по красному оперению на груди. Но такая окраска у самцов, самки больше размером и грудка у них темно – серого цвета. Снегирей часто называют пересмешниками за то, что они могут подражать пению других птиц. Вес взрослого снегиря не превышает 30 грамм.

4.Основная часть занятия «Помощь птицам зимой».

-Продолжим нашу экскурсию. Постарайтесь догадаться о какой птичке идет речь и к каким птицам она относится

( Слайд 21)

1. Серый маленький комочек:

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей!

Кто тепла ждет? (Воробей) зимующая

2.Зимой на ветках яблоки! ( Слайд 22)

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири) кочующая

3.Чёрный жилет, красный берет, ( Слайд 23)

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) зимующая

Какую помощь вы можете оказать этим птицам?

А теперь поработайте в группах и постарайтесь выполнить небольшие задания, используя свои знания и умения, приобретенные на прошлых занятиях.

  1. Группе « Эко патруль» необходимо вставить пропущенные слова в тексте « Добрые советы » (Слайд 24)

Не выбрасывайте семена арбузов, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей снегирей заготовьте ягоды рябины, калины. Синицы охотно едят крошки белого хлеба, сало. Нам не унять метели, не растопить снега, но помочь птицам – это в наших руках.



Нужно помнить, если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает.



  1. Группе « Зеленые ладошки» составить синквейн о зимующих птицах.

( Слайд 25)

Птицы

Зимующие. Голодающие.

Мерзнут. Голодают. Ищут корм.

Птицы – полезны для человека.

Птицам нужно помогать зимой!

Помощь.



  1. Группе « Хранители природы» дополнить пословицы. ( Слайд 26)

На чужой сторонушке - рад своей воронушке.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Слово не воробей- вылетит не поймаешь.



  1. Группе « Юный эколог» распределить птиц по группам: зимующие, перелетные, кочующие. ( Слайд 27)

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( Слайд 28)

Мы погреемся немножко,

И похлопаем в ладошки хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки тоже мы погреем.

Мы потопаем скорее- топ, топ, топ.

Рукавицы мы наденем

Не боимся мы метели – прыг, прыг, прыг.

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились.

( Появление лесовичка) ( Слайд 29-30)

- Что за шум? Кто нарушает тишину в зимнем лесу? Здравствуйте, ребята.

Я старичок- лесовичок. Не сразу узнал вас, подросли вы, но помню ваши добрые дела в лесу. Много вы знаете о деревьях, о лесных жителях. Здорово вы помогли мне осенью решить спор птиц, кому пора улетать в теплые края. Молодцы, что не забываете про лес и зимой. Хоть и живу в лесу, но знаю , что наступивший год объявлен годом экологии. Сильно загрязнена окружающая среда, много вырубили деревьев, трудно мне одному следить за порядком. Рад что люди помогут решать экологические проблемы, помогут очистить водоемы, воздух. Надеюсь вас чаще видеть у себя в гостях с добрыми делами. Разрешите мне поприсутствовать на вашем занятии.

( Присаживайся, поближе познакомишься с ребятами и убедишься, что они друзья природы)

Ребята на предыдущих занятиях вы читали дополнительную литературу о птицах, готовили сообщения , изучали чем питаются птицы зимой, наблюдали . Мы уже отмечали День птиц осенью, делали для наших пернатых кормушки, собирали семена и подкармливали птиц)

И сейчас я предлагаю каждой группе выполнить проект . ( Слайд 31)

Задания для группы « Эко патруль»

Подкармливать можно всех птиц, но вы знаете , что у птиц есть свои кормовые предпочтения. Вам нужно подписать название птицы и вспомнить , что любит каждая птичка и написать. ( Синица, дятел, воробей, снегирь, клест)

Задания для группы « Зеленые ладошки »

Предлагаю выразить свое стремление помочь птицам и изготовить для них угощение « Сытому морозы не страшны»

1 ученик нанизывает на ниточку кусочки сала и мяса

2 ученик нанизывает ягоды рябины в форме бус

3 ученик намазывает клейстером основу для угощения

4-7 ученики наклеивают на основу из картона семена( пшено, гречка, семечки, крошки хлеба, ягоды калины)

Задания для группы « Хранители природы »

Вам необходимо составить памятку « Правила подкормки птиц». Вспомнить правила, записать их и прикрепить к кормушке.

  1. Нельзя кормить птиц солёными продуктами

  2. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом

  3. Корм должен быть защищен от ветра. дождя, снега.

  4. Следить . чтобы каждый день был корм в кормушке

  5. Кормушка должна висеть так, чтобы кошка не достала

  6. Кормушка должна быть безопасной , не было острых краев

  7. Кормушку нужно хорошо закрепить. чтобы ветер не сдул и она выдержала многих птиц.

Все листы скрепить с помощью брашюратора



Задания для группы « Юные экологи »



Оформить плакат « Будь другом птиц», поясняя экологические знаки .

( во время изготовления проектов показ ролика , как дети подготавливались к занятию)

( Слайд 32 видиоролик )

Защита проектов. ( Слайд 33)

(Лесовичок ) ( Слайд 34)

- Ребята, спасибо вам за ваши добрые сердца, за ваше желание творить добро. Птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым от вредителей Но самое главное, как я считаю, вы стали добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

6. Итог занятия:

Сегодня на занятии я узнал…( какие птицы называются « кочующими», как спит дятел, чем нельзя кормить птиц, что у клеста птенцы появляются зимой .

7.Рефлексия: ( Слайд 35)

У нас на доске есть экологическое дерево. Предлагаю каждой группе обсудить и определить 1-2 желания , которые у вас появились на занятии и прикрепить их к экологическому дереву. Свои желания можно дописать на дополнительных листочках.

Мне захотелось повесить кормушку у себя за балконом и подкармливать птиц. Жду ваших желаний.

Сегодняшнее занятие я хочу закончить словами:

Помните, планете необходимо глобальное потепление наших сердец!

Так как наш класс работает еще по одному направлению « Музыкальная карусель» ребята споют песню « Нашим птицам нестрашна зима»

( Слайд 36)

За окном снежок лежит молоденький

К нам спешит красавица – зима

День ее становится коротеньким

Птиц совсем не радует она.



Воробей на ветке зябнет холодно

Кушал он последний раз вчера

Если нашим птичкам стало голодно

Накормить им пришла пора



Вот уже кормушки наши сделаны

Птичек ждет и просо и пшено

Сытому морозы точно не страшны

То знают все давным – давно



Снова снег нам говорят синоптики

Край родной окутала зима

И хоть день морозный и коротенький

Нашим птицам не страшна она.

Нашим птицам не страшна зима.



- Спасибо, за занятие. ( Слайд 37)































Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Гимназия № 4 г. Усть– Джегуты »







Провела учитель начальных классов: Гулевская Е.И.

Январь 2017 г.