СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита окружающей среды в произведениях русских писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита окружающей среды в произведениях русских писателей

 

Просмотр содержимого документа
«Защита окружающей среды в произведениях русских писателей»

      Защита окружающей среды в произведениях русских писателей

 

Защита окружающей среды

в произведениях русских писателей

Земля – твой дом Цель работы – выяснить, всегда ли в литературе существовала экологическая проблема Задачи: - изучить историю вопроса в области исследования;  проанализировать произведения, в которых показан человек во взаимоотношении с природой Объект исследования: тексты художественных произведений .  

Земля – твой дом

Цель работы – выяснить, всегда ли в литературе существовала экологическая проблема

Задачи:

- изучить историю вопроса в области исследования;

  • проанализировать произведения, в которых показан человек во взаимоотношении с природой

Объект исследования: тексты художественных произведений .

 

      Писатель Залыгин считает, что «экология всё больше и больше становится общественным движением, проникает в сознание каждого из нас». Экология – это философия жизни, включающая в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Ведь в едином организме природы всё взаимосвязано и взаимозависимо.

 

Писатель Залыгин считает, что «экология всё больше и больше становится общественным движением, проникает в сознание каждого из нас». Экология – это философия жизни, включающая в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Ведь в едином организме природы всё взаимосвязано и взаимозависимо.

      В древнерусской культуре сложно формировалось языческое представление о природе: это «красное солнышко» и «мать - сыра земля», олицетворение силы природы. Наши предки крепко боялись богов природы. Древние славяне бережно относились к сотворённой Богом природе, они холили и лелеяли матушку землю, отождествляли её с Богородицей.

 

В древнерусской культуре сложно формировалось языческое представление о природе: это «красное солнышко» и «мать - сыра земля», олицетворение силы природы. Наши предки крепко боялись богов природы. Древние славяне бережно относились к сотворённой Богом природе, они холили и лелеяли матушку землю, отождествляли её с Богородицей.

     Для первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи. Человек и природа выступали как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти. Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того чтобы приобщаться к гармонии мироздания.

 

Для первой стадии взаимоотношений человека с природой было характерно чувство неразрывной связи. Человек и природа выступали как единое целое, подчиняющиеся одним и тем же законам рождения, жизни и смерти. Считалось, что познать природу человек должен не для того, чтобы властвовать над ней, а для наслаждения её красотой и гармонией, для того чтобы приобщаться к гармонии мироздания.

     Через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. «О, светло светлая и украшенная земля русская!» - читаем мы строки летописца Нестора из «Повести временных лет».- Многими красотами дивишь ты, озерами многими, дивишь ты реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, городами великими ».

 

Через пространство столетий доносятся к нам голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной русской земле. «О, светло светлая и украшенная земля русская!» - читаем мы строки летописца Нестора из «Повести временных лет».- Многими красотами дивишь ты, озерами многими, дивишь ты реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, городами великими ».

      Человек эпохи Возрождения поставил себе другую великую задачу – покорить. Поскольку голыми руками природу не возьмёшь, то потребовалось ещё два века, пока человек изобрёл мощнейшее орудие разрушения природы – естественные науки.

 

Человек эпохи Возрождения поставил себе другую великую задачу – покорить. Поскольку голыми руками природу не возьмёшь, то потребовалось ещё два века, пока человек изобрёл мощнейшее орудие разрушения природы – естественные науки.

     Оды Ломоносова и Державина славили науку, воспевали необъятные просторы Родины, её неисчислимые богатства, призывали к освоению этих природных богатств, не догадываясь, что когда-нибудь науки и производимые ею технологии начнут разрушать природу.

 

Оды Ломоносова и Державина славили науку, воспевали необъятные просторы Родины, её неисчислимые богатства, призывали к освоению этих природных богатств, не догадываясь, что когда-нибудь науки и производимые ею технологии начнут разрушать природу.

     В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное. Пейзажи Пушкина, Лермонтова, Тургенева– это великое мастерство. Каждый из них создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений.

 

В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное. Пейзажи Пушкина, Лермонтова, Тургенева– это великое мастерство. Каждый из них создавал свой собственный вариант мира и природы, её красок, звуков и настроений.

     Русские пейзажи стали для А.С. Пушкина символом России. Отношение человека к природе считает он одним из главных критериев духовности.

 

Русские пейзажи стали для А.С. Пушкина символом России. Отношение человека к природе считает он одним из главных критериев духовности.

      «Царством дивным» называл природу М.Ю.Лермонтов, посвятивший ей немало поэтических строк.

 

«Царством дивным» называл природу М.Ю.Лермонтов, посвятивший ей немало поэтических строк.

      Лев Толстой видит в природе начало вечной жизни.  Сегодня мы можем представить природу в прошлом только благодаря пленительным пейзажам наших классиков.

 

Лев Толстой видит в природе начало вечной жизни.

Сегодня мы можем представить природу в прошлом только благодаря пленительным пейзажам наших классиков.

     В русской литературе предшествующих столетий подчёркивалась степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом, а в литературе XX- XXI веков видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. Сергей Залыгин в статье «Литература и природа» объясняет это тем, что «человек, чья жизнь мгновенна, поработил ту вечность, которая есть Природа. Не будучи царём самого себя и без царя в голове, он захотел (и стал) царём природы».

 

В русской литературе предшествующих столетий подчёркивалась степень единства, взаимосвязи природы и человека, их слияние, неразрывность друг с другом, а в литературе XX- XXI веков видно, насколько труднее стало сблизить природу и человека, насколько сложнее стали их взаимоотношения. Сергей Залыгин в статье «Литература и природа» объясняет это тем, что «человек, чья жизнь мгновенна, поработил ту вечность, которая есть Природа. Не будучи царём самого себя и без царя в голове, он захотел (и стал) царём природы».

     Писатель Д. Гранин, характеризуя сложившееся отношение к природе, в повести «Обратный билет» пишет: «Нас пленяли цифры, размах… Нам предстояло затопить тысячи квадратных километров земли под водохранилища, затопить деревни, леса, посёлки, мы меняли лик земли, мы создавали море, перегораживали реки сотнями тысяч кубометров бетона… У реки, у леса был один единственный смысл – служить человеку. Ни о каком другом смысле мы не догадывались».

 

Писатель Д. Гранин, характеризуя сложившееся отношение к природе, в повести «Обратный билет» пишет: «Нас пленяли цифры, размах… Нам предстояло затопить тысячи квадратных километров земли под водохранилища, затопить деревни, леса, посёлки, мы меняли лик земли, мы создавали море, перегораживали реки сотнями тысяч кубометров бетона… У реки, у леса был один единственный смысл – служить человеку. Ни о каком другом смысле мы не догадывались».

     Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова :  Борьба с природой?  Нет, мне страшно слушать это.  Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,  Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй! Поэт призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.

 

Тема взаимоотношений человека с природой – важнейшая в стихах Николая Рыленкова :

Борьба с природой?

Нет, мне страшно слушать это.

Борьбу ведут с врагом, а нам природа – мать,

Она отдаст нам всё: - Бери, но не уродуй!

Поэт призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.

     В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Чтобы мы помнили, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. И современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателе чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

 

В своих произведениях писатели обращаются прежде всего к каждому из нас. Чтобы мы помнили, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. И современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателе чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – РОДИНА.

ПИСАТЕЛИ О БУДУЩЕМ      Хочется верить писателю С. Залыгину, который пишет, что «всё происходящее сегодня в мире – это не что иное, как смена цивилизаций. Заканчивается цивилизация, которая исходила из принципа «человек – царь природы», приходит другая, она понимает, к чему привёл этот принцип, но всё ещё не понимает, каким образом следует перестраиваться. Будущее Земли в руках людей !

ПИСАТЕЛИ О БУДУЩЕМ

 

Хочется верить писателю С. Залыгину, который пишет, что «всё происходящее сегодня в мире – это не что иное, как смена цивилизаций. Заканчивается цивилизация, которая исходила из принципа «человек – царь природы», приходит другая, она понимает, к чему привёл этот принцип, но всё ещё не понимает, каким образом следует перестраиваться.

Будущее Земли в руках людей !

      Спасибо за внимание !

 

Спасибо за внимание !