СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защитное слово выпускной квалификационной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Защитное слово выпускной квалификационной работы»

Защитное слово

Здравствуйте уважаемые преподаватели. Разрешите мне представить вашему вниманию докладную работу на тему «Самостоятельная работа на физкультурно-спортивных занятиях по степ-аэробики как условие формирования у младших школьников универсальных учебных действий» (слайд1).

Для изучения этой темы были использованы следующие нормативно правовые документы. (слайд2)

В связи с изменениями в обществе, система образования вынуждена видоизменяться, так как школа в любом государстве выполняет его социальный заказ.

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования».[1]

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, акцент в общем образовании со знаний, умений и навыков переносится на способы учебных действий, которые в совокупности обеспечивают обучающимся умение учиться. А, достижение «умения учиться» предполагает, в свою очередь, полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • учебные мотивы;

  • учебную цель;

  • учебную задачу;

  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). (слайд 4)

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 2 ст. 13) позволяет установить следующее:

- «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования».

- «в основе преподавания учебных предметов лежит развивающее обучение, в основе которого лежит системно - деятельностный подход». 1]

Формирование ученика как субъекта деятельности должно обеспечиваться технологически в учебном процессе. А поскольку основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, то задача начальной школы – сформировать у него качества, свойственные субъекту учебной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет к участникам образовательного процесса требования по формированию универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Под УУД понимается в данном случае система различных умений, навыков, способов планирования и реализации необходимых действий, как в образовании, так и в любой общественной сфере.

Регулятивные универсальные учебные действия создают условия для успешного выполнения самостоятельной работы. Сейчас актуальность быстрого реагирования на изменения в системе знаний, побуждают преподавателей к тому, чтобы акцентировать внимание учащихся на сознательном формировании у себя важнейших жизненных компетенций:

информационной (навыки работы с информацией);

коммуникативной (готовность к общению с другими людьми);

кооперативной (способность к сотрудничеству с другими людьми);

проблемной (ответственное решение проблем). (слайд 5)

Сложность организации самостоятельной работы по формированию универсальных учебных действий заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования универсальных учебных действий, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объёме можно применять на уроках физической культуры.

В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учетом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики самостоятельной работы, способствующие формированию УУД на уроках физической культуры.

Развивающие технологии предполагают воспитание человека творческого, ответственного, интеллектуально развитого на основе их решения, в результате чего ученики открывают для себя субъективно новое знание, осваивая в этом процессе способы учебных действий.

В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А.Г. Асмолова, указывается, что: «потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий» [5, с.].

И, в вышедших с момента введения ФГОС НОО программах по физической культуре для начального общего образования, представлены универсальные учебные действия как результат обучения, но в итоге диагностируются показатели сформированности двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности. Отсутствуют в научно-методической литературе и материалы, в которых были бы представлены механизмы их формирования и диагностики.

В связи с этим возникает необходимость разработки теоретических основ построения учебного процесса по физической культуре в начальной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Исходя из вышесказанного, мы определили тему «Самостоятельная работа на уроках физической культуры как условие формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий» и методологический аппарат исследования:

Целью выпускной квалификационной работы является: определение возможностей самостоятельной работы на физкультурно-спортивных занятиях формировать у учащихся универсальные учебные действия.

Для достижения цели мы последовательно решили ряд задач: (слайд 6)

  1. Проанализировать теоретические основные формирования регулятивных универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях;

  2. Определить требования к современному занятию физкультурно-спортивной направленности;

  3. Обосновать методы и условия формирования универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях;

  4. Дать определение понятию «самостоятельная работа»;

  5. Систематизировать задания для самостоятельной работы учащихся на физкультурно-спортивных занятиях по степ-аэробики, способствующие формированию у них универсальных учебных действий.

Объектом исследования: формирование у младших школьников универсальных учебных действий.

Предмет: самостоятельная работа учащихся на физкультурно-спортивных занятих.

Для решения поставленных работе задач использовались следующие методы исследования (слайд 7)

  1. Анализ нормативных документов, литературных источников по данной теме.

  2. Моделирование и конструирование.


Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы (источников) и приложений.

В первой главе детально рассмотрены теоретические основы формирования универсальных учебных действий на современном занятии физкультурно-спортивной направленности, определены методы и условия формирования универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях. Анализируя материалы мы пришли к следующим выводам:

  1. Формирование УУД на физкультурно-спортивных занятиях направлено на:

  • самостоятельный поиск решения двигательной задачи;(слайд 8)

  • анализ и оценку двигательных действий;

  • поиск и формулирование цели;

  • систематизацию полученных знаний и умений.

  1. Для повышения познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся необходимо использование современных педагогических технологий: (слайд 9)

  • проблемного обучения;

  • проектного обучение;

  • активных методов;

  • информационно-коммуникационных технологий и др.

  1. На этапе начального разучивания необходимо создать у обучающихся представление об изучаемом двигательном действии, выделяя существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах: (слайд 10)

  • показ учителя или ученика;

  • изображения, различные схемы;

  • видеоматериалы.

  1. На этапе углубленного изучения рекомендуется:

  • организовать работу по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам;

  • создать условия для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия.

  1. На этапе совершенствования в работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение: (слайд 11)

  • выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;

  • самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения;

  • создание условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями);

  • усложнение условий, выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.

Анализируя литературные источники мы определили методы и условия формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры. И пришли к выводу, что: универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся: (слайд 12)

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Помимо это есть ещё:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Во второй главе работы. Рассмотрены возможности организации самостоятельной работы в формировании универсальных учебных действий. Многие исследователи вкладывают в понятие «самостоятельная работа» разное содержание.

Но на наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку учащихся и управляемую преподавателем.

В целом можно сказать, что самостоятельная работа есть многогранное явление обучения, обладающее следующими признаками: (слайд13)

  • является одной из форм проявления методов обучения;

  • является одним из видов деятельности;

  • является средством обучения;

  • является одной из форм познавательной деятельности;

  • является самостоятельной деятельностью учения.

Такое представление самостоятельной работы позволяет рассмотреть различные аспекты ее функционирования в учебном процессе. Так, если с точки зрения деятельностного подхода самостоятельная работа выступает в качестве самостоятельной деятельности учения и является одним из видов деятельности, то в организации учебного процесса она может выступать как метод, средство или форма обучения. Каждый из признаков самостоятельной работы, взятый отдельно от других, имеет лишь определенное назначение.

Анализ трудов педагогов и психологов (Ю.К. Бабановой, В.К. Буряк, Л.Г. Вяткин, В.Г. Дайри, В.Н. Есипов, Н.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.), посвященных проблеме обучения самостоятельной работе в учебных заведениях, позволяет выделить следующие основные положения: (слайд 14)

  • самостоятельная работа определяется большинством исследователей как вид познавательной деятельности обучаемых на уроке и дома; ее выполнение осуществляется по заданию учителя, но без его непосредственного участия;

  • самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;

  • при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознана, т.е. для выполнения учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: (слайд15) образовательную, развивающую, воспитательную.

Исследования выше перечисленных педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: (слайд 16)


1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Из выше сказанного можно сказать, что в процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаний – соответственно расти.

Результатом практической части работы является отбор и систематизация способов и приёмов самостоятельной работы, способствующей формировании регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы на занятиях физической культурой. Предлагаемые нами учебные ситуации сформулированы таким образом, чтобы любое освоенное знание, способ или умение непосредственно проявлялись в предметной физкультурно-оздоровительной или спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.




Способы и приёмы для организации самостоятельной работы, способствующей формированию регулятивных УУД оформлены в виде таблицы. В содержание которой входит:

  • собственно текст задания, которое соотносится с конкретным планируемым результатом и выполняется непосредственно самим учащимся (или группой учащихся);

  • развёрнутое описание правильно выполненного задания, что даёт образец достижения соответствующего планируемого результата;

  • критерии достижения планируемого результата на двух уровнях, позволяющие соотнести реальный уровень выполнения задания учащимся с базовым или повышенным уровнем достижений.

  • (слайд 17)

  • Раздел;

  • Уровень освоения;

  • Планируемый результат;

  • Формируемые умения;

  • Способы и приёмы организации самостоятельной работы, которые сопровождаются методическими рекомендациями по организации мест выполнения заданий, их оснащённости необходимым инвентарём, оборудованием и др. Большинство заданий предлагается в игровой или соревновательной форме.

В период проведения занятий по степ-аэробики мною применялись следующие способы и приёмы организации самостоятельной работы, на пример: (слайд 18)

Это задание может использоваться для оценки динамики сформированности навыка планирования индивидуального режима дня. С этой целью подобные задания следует предлагать в течение всего периода обучения, отслеживая включение в режим дня ежедневных физических упражнений, их длительность и время выполнения.

Подчеркнём, что приводимые ниже способы и приёмы, не являются исчерпывающими и тем более единственными. Представленные способы и приёмы могут выполняться учащимися в условиях организации активного отдыха в режиме учебного дня в школе, во время организованных перемен, прогулок и развлечений на свежем воздухе.

В докладной работе с помощью решения поставленных задач мы попытались раскрыть эту тему и доказать то, что самостоятельная работа является составной частью учебного процесса и способствует формированию универсальных учебных действий на физкультурно-спортивных занятиях младших школьников. На этом мое выступление закончено. Благодарю за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.