СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающая программа. Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Содержание:

Вступление. Пояснительная записка

 1. Концепция программы

  - Цели программы

  - Задачи программы

  - Ожидаемый результаты

  - Направления деятельности

  Содержание программы

  Раздел 1. Организация образовательного процесса

  Раздел 2. Гигиенические правила и состояние кабинета

  Раздел 3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающая программа. Технология»


  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. КЕСОВОГОРСКАЯ СОШ



«Утверждаю»:


Директор МБОУ Кесовогорская

________________________________________

Раздобурдина Т.Н.







  1. Здоровьесберегающая программа

по технологии

  1. Срок реализации программы
  2. 2016-2017 год












Разработчик программы:

Матвеева И.Л.

учитель технологии

МБОУ Кесовогорская СОШ 






  1. п. Кесова Гора

2016г.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:





 

 

№п\п

              1. РАЗДЕЛ

Стр.

I.

              1. Вступление. Пояснительная записка

3

II.

    1. 1. Концепция программы

4


- Цели программы

- Задачи программы

- Ожидаемый результаты

- Направления деятельности

4

5

 III.

    1. Содержание программы

6


    1. Раздел 1. Организация образовательного процесса

6


    1. Раздел 2. Гигиенические правила и состояние кабинета

7


    1. Раздел 3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

7

1V.

    1. Литература

8












Здоровьесберегающая программа


на уроках технологии, в школьных мастерских



«… Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолевать любые трудности».

В.А.Сухомлинский


Главным в работе современного образовательного учреждения является оптимальное выполнение социального заказа по формированию функционально грамотного выпускника образовательного учреждения посредством разработки и освоения современных педагогических технологий, создание образовательной модели, в рамках которой осуществляется целостный, системный подход к практическому воплощению идей личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни. Школьная среда является одним из самых главных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, поэтому особенно важно сделать эту среду органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Современные условия жизни российского общества c непрерывно растущими нервно-психологическими нагрузками , ухудшением социально-экономической ситуации, резким обострением вопросов безопасности жизнедеятельности приводят к тому, что духовное и физической здоровье населения, особенно детей и подростков слабеет. Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становиться приоритетной задачей школы.


Концепция программы


Создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».


Здоровьесберегающая технология это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

  • предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье.


цели программы:


  • гармонизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса с точки зрения сохранения здоровья учащихся;

  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства с учетом требований СанПин;

  • исключение случаев травмирования детей при работе с особо опасными инструментами и оборудованием.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- использовать материально – технический потенциал школы и другие ее возможности для формирования жизненных навыков, позитивного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;

- разработать систему мероприятий по сохранению здоровья участников на уроках технологии ;

- отслеживать санитарно- гигиеническое состояние классов школьной мастерской;

- осваивать новые формы и методы деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;

- контролировать гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня;

- оптимизировать двигательный режим;

- расширять представления учащихся о среде негативных явлений;

- привлекать систему кружковой работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

  • изучать правила безопасного труда на уроках, при использовании различных инструментов и оборудования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ожидаемые результаты:

  • укрепление здоровья детей и повышение функциональных возможностей организма учащихся;

  • повышение эмоционального фона;

  • исключение случаев травматизма на уроках;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.


Что должен уметь педагог:


  • анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

  • владеть основами здорового образа жизни;

  • устанавливать контакт с коллективом учащихся;

  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

  • прогнозировать развитие своих учащихся;

  • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

  • личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.


Исходя из поставленных целей и задач, необходимо выделить основные направления деятельности:


I – разработка здоровьесберегающей программы на уроках по предмету технология

II – рациональная организация урока.

III – учебная и просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни:



Содержание программы :


Раздел 1. Организация образовательного процесса

Раздел 2. Гигиенические правила и состояние кабинета

Раздел 3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма


Раздел 1.

Организация образовательного процесса.


В системе факторов, влияющих на здоровье школьников, качество образовательной среды играет важную роль в развитии организма школьников. К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья относятся:


· Организация процесса образования;
· Методы и формы обучения;
· Психологический фон занятий;
. Двигательный режим с учетом возрастной динамики;


Формы работы детей и взрослых, особенности совместной деятельности участников образовательного пространства, т.е. именно образовательная среда, прежде всего в ответе за механизм перегрузки детей во время учебного процесса.

В нашей мастерской на уроках технологии учебный процесс построен таким образом, что теоретические занятия и практические работы постоянно чередуясь, сменяют друг друга. Это обусловлено спецификой предмета, т.к. практические и лабораторные работы должны составлять не менее двух третей учебного времени, соответственно программе. Такое деление учебного времени позволяет учащимся переключаться на другой род деятельности, что дает возможность наиболее продуктивно усваивать материал, дольше сохранять работоспособность, отдыхать и восстанавливаться функциям головного мозга. Во время практических работ, для создания психоэмоционального настроя, часто применяется музыкальное сопровождение, разрешается умеренный двигательный режим в кабинете, смена поз при работе.

Применение индивидуального подхода и дифференцированности заданий, щадящей шкалы оценивания выполненных работ, почти полное отсутствие домашних заданий, применение на уроках коммуникативных технологий и многие другие методы и формы работы позволяют избегать конфликтных ситуаций на уроках, травмирования психики и создания перегрузки при работе дома.

Правильная структура учебного процесса, изучение внутриурочной среды, двигательный режим, применение инновационных методик, положительный эмоциональный настрой, все это создает условия для организации образовательного здоровьесберегающего учебного процесса.

Кроме всего вышесказанного, в общеобразовательный предмет «Технология» включены соответствующие темы обучения здоровью и здоровому образу жизни – уход за кожей, волосами, гигиена тела, рациональное питание и др.

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, работа с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе.

Важные правила технологий здоровьесбережения:

1. Ребенок должен ощущать себя счастливым в школьной среде,

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.






Раздел 2.

Гигиенические правила и состояние кабинета.



Кабинет технологии оборудован мебелью для учащихся (столы и стулья), в соответствии с возрастными особенностями (10-11 класс), классной доской, раскройным столом, с учетом требований СанПин.

Площадь кабинета 88 м2, что достаточно для организации полноценного учебного процесса и свободного перемещения учащихся. Кабинет оснащен необходимым электротехническим и коммуникативным оборудованием: 9 электрических промышленных швейных машин, 2 электрические бытовые швейные машины, 3 ручные швейные машины, 3 электрические краеобметочные машины, 2 персональных компьютера, принтер, сканер, ксерокс, колонки, утюги, гладильная доска и др.

При работе на оборудовании отслеживается длительность и правильность применения технических средств.

На каждый вид электрооборудования есть правила безопасного труда, которые развешены около технических средств.

В кабинете ежедневно осуществляется влажная уборка, проветривание, поддерживается оптимальный температурный и световой режим согласно нормам СанПин. Оформление кабинета - плакатами, стендами, выставочными материалами выполнено согласно профилю обучения по предмету, есть занавески и цветы на окнах.


Раздел 3.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.



Главное внимание на уроках в кабинете технологии, который считается кабинетом повышенной опасности для учащихся, уделяется личной безопасности и профилактике случаев травматизма. Для этого периодически с учащимися проводятся занятия по изучению правил поведения на уроках и безопасного труда с инструментами, на машинах и оборудовании, способы оказания первой медицинской помощи. Все занятия фиксируются в журнале по ТБ, где есть личная подпись ученика, дата и тема. Обязательно, в начале учебного года, проводится вводное занятие по изучению правил безопасного труда на всех видах оборудования, при ручных работах в кабинете, способы оказания первой медицинской помощи. В течение всего учебного периода при смене деятельности, проводится повторение правил техники безопасности.

Всё электрооборудование и электроприборы оборудованы заземлением, опасные детали машин — ограждены. У стола учителя оборудована кнопка экстренного отключения электрического тока в случае возникновения травмоопасной ситуации.

Ежегодно обновляется необходимый минимум лекарственных средств в аптечке, которая расположена на видном месте.



Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год




Литература 



  1. "Безопасность образовательного пространства" под общей редакцией д.м.н., профессора Н.А. Скляновой, к.м.н. И.В. Плющ, Новосибирск, 2001г.

  2. Леонтьева Н.Н. Моринова К.В. Анатомия и физиология детского организма – М. 1976 г. ч.1-2

  3. Матюшонок М.Т. Турик Г.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков – Минск 1975 г.

  4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений (под ред. М.М.Безруких. )М.-2003

  5. Основы анатомии и физиологии ребенка (под ред. Егорова В.Я., Хайцева Н.В.) «Лисс СПб 2002 г.

  6. Сборник материалов по образовательным технологиям