Тема: « Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды»
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическа. ( Слайд 2)
Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. (Слайд 3)
- Физическое здоровье:
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)
состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)
- Психическое здоровье:
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)
- Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
- Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
- Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
(Слайд 4)
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса ...
Правильная поза учащегося во время занятий
за столом (партой) Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать .нужное расстояние..

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения - школьная оценка
1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. ...
Оригинальная гимнастика
Частично гимнастика основана на произношении гласных звуков. По утверждению древних индейцев, именно протяжное произношение гласных, с доброй усмешкой на лице, положительно отражается на формировании организма. ..Существуют ОРИГИНАЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ.

Дискомфортные состояния учащихся
Часто отвечает не по существу, не может выделять главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя часто теряется.

Главным компонентом здоровьесберегающей технологии (Слайд 5)
ЯВЛЯЕТСЯ осознание учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.
Все эти технологии здоровьесбережения мною используются на уроках и во внеклассной деятельности в виде: ФИЗМИНУТОК ГИМНАСТИК ДЛЯ ГЛАЗ. ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ. РОЛЕВЫХ И СИТУАЦИОННЫХ ИГР.
(Слайд 6)- устный счет
(Слайд 7) – устный счет
(Слайд 8) –работа в группах
(Слайд 9) – мяч
( слайд 10)- репка
(Слайд 11)- шар
(Слайд 12)- кукушка
(Слайд 13) – дождь
(Слайд 14 ) - цапля