СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии и эффективность подготовки детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому, к итоговой аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, применяемые при подготовке и применении итоговой аттестации детей с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии и эффективность подготовки детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому, к итоговой аттестации»

Миронова Т.В.

Mironova T. V.


Здоровьесберегающие технологии и эффективность подготовки детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому, к итоговой аттестации


ГБОУ СО ЦПМСС «Дар» г. Реж


Аннотация


В настоящее время при подготовке детей с умеренной и легкой умственной отсталостью, обучающихся на дому, к итоговой аттестации стоит основная задача — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей путем применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрываются здоровьесберегающие технологии, применяемые при подготовке и проведении итоговой аттестации детей с ОВЗ.

Ключевые слова: итоговая аттестация, ОВЗ, опорные конспекты, здоровьесберегающие технологии.


Now by preparation of children with the moderate and easy intellectual backwardness, being trained at home, to total certification there is a main objective — creation of optimum conditions for disclosure and realization of opportunities of children by application of health saving technologies. In article the health saving technologies applied by preparation and carrying out total certification of children with limited possibilities of health reveal.

Keywords: total certification, limited opportunities of health, basic abstracts, health saving technologies.


Подготовка детей с ОВЗ, обучающихся на дому, к итоговой аттестации — это актуальная проблема, решить которую возможно при помощи соответствующих здоровьесберегающих технологий.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что отражено в статье 51 Федерального закона «Об образовании». Надо отметить, что сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ требует большого профессионализма, педагогической изобретательности, специальных знаний у учителей. При подготовке учащихся 9 класса с умеренной и легкой умственной отсталостью к итоговой аттестации, обучающихся индивидуально на дому, по предмету «Домоводство», стоит главная педагогическая задача — использовать те методы и приемы, которые помогут им сформулировать ответ на экзаменационные билеты при собеседовании. С этой целью необходимо разработать педагогические основы и определить рациональные условия для подготовки детей. Опираясь на собственный педагогический опыт, могу сказать, что используя основные элементы системы Шаталова В.Ф. (ученый-педагог, родился в 1927 году, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы №13 в г. Донецке), а именно «Опорные конспекты», можно эффективно подготовить детей с умеренной и легкой умственной отсталостью, обучающихся индивидуально на дому, к итоговой аттестации. Такая целенаправленная работа приведет к улучшению способности воспроизведения материала учащимися, к снятию эмоционального напряжения, поможет сформулировать ответ на экзамене и повысит уверенность в себе. Главное в методе Шаталова В.Ф. - конспект. На страничке — короткие ключевые фразы, отдельные слова, необходимые для рассказа, рисунки и графики. Максимум информации при минимуме объема, конспект-код, понятный лишь посвященному, деловая запись, доведенная до совершенства.

  • Перед ребятами не ставится 2 цели: понять и запомнить, а что-нибудь одно.

  • Всякая плодотворная мысль вызывает новые мысли, открывает просторы.

  • Идти от целого к части, опираясь не на зубрежку, а на понимание.

Применив традиционный способ подготовки к экзаменам, я пришла к выводу, что необходимо искать новые, более эффективные методы, позволяющие детям с умеренной и легкой умственной отсталостью, обучающимся на дому, хорошо подготовиться к итоговой аттестации. Таким методом стал метод опорных конспектов Шаталова В.Ф. Для этого к каждому экзаменационному билету мною были созданы опорные схемы-конспекты. Приведу примеры опорных конспектов из некоторых экзаменационных билетов для итоговой аттестации детей с умеренной и легкой умственной отсталостью.


Билет №4


Вопрос 1.

Сначала моют............................................................................................................ .

Затем моют................................................................................................................. .

После этого моют...................................................................................................... .

Для мытья посуды используют................................................................................. .

Посуду моют в.......................................................... , затем........................................ .


Вопрос 2

Чистящее средство отчищает....... , это.............................. .

Моющее средство убирает......... , это ….......................... .


Билет №2

Вопрос 4

  • Наполнить барабан …..................................................................................... .

  • Насыпать в ячейку............................................................................................ .

  • Включить стиральную машину...................................................................... .

  • Нажать кнопку....................................................... , запустить машину.

  • По окончании стирки появится....................................................................... .

  • Стиральную машину из сети........................................................................... .

  • Открыть барабан и достать............................................................................. .

  • Не допускать попадания воды на …................................................................. .

  • Во время стирки стиральную машину открывать............................................ .

(белье, порошок, сеть, включить, сигнал, выключить, белье,стиральная машина, нельзя)


Билет №10

Вопрос 2

не принимать

лекарственные препараты

срок годности

средства бытовой химии

применять

инструкция

не хранить

продукты

оцинкованная посуда

декоративная посуда

употреблять

салаты и соки

свежие

мыть

овощи фрукты

употребление

Вопрос 4

пострадавший

вывести

свежий воздух

укрыть

согреть

ватка с нашатырным спиртом

искусственное дыхание

доставить

пострадавший

больница


Билет №12

Вопрос 2

Капиллярное кровотечение

  • Рану промыть перекисью................................................................................ .

  • Кожу вокруг раны обработать........................................................................... .

  • Наложить на рану чистую марлевую................................................................ .


Артериальное кровотечение

1. Прижать пальцами артерию выше места............................................................ .

2. Если повреждена поверхность, то выше раны наложить......................................

3. Если нет резинового жгута, то используют любой скрученный кусок............ .

4. Место, где накладывают жгут,................................................................................

5. Затем конечность обвязывают................................................................................

6.Под узел жгута подсовывают...................................................................................

7. Палку поворачивают до остановки.........................................................................

8. Палку.........................................................................................................................

9. Рану обрабатывают и накладывают на нее...........................................................

10.Обратиться к............................................................................................................ .

(ранение, жгут, бинтуют, жгут, палка, кровотечение, давящая повязка, врач)


Билет №15

Вопрос 2

не пользоваться

острым концом от себя

наперсток

справа кольцами к себе

кольцами вперед

лезвия сомкнуты


Вопрос 4

Значение пуговиц


з

у


Билет №13

Вопрос1

поражение

кожа

действия

высокая

температура


Вопрос 2

неосторожное обращение

огонь

горячая жидкость

щелочи и кислоты

Вопрос 3

удаление

источник ожога

охлаждение

обожженная поверхность

мешочек со льдом холодная вода

обработка

раствор (спирт, зеленка)

наложение

стерильная повязка

больница


Также, при подготовке детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, обучающихся на дому, к итоговой аттестации, были использованы методы: беседа, педагогический эксперимент, изучение документации итоговой аттестации, изучение и внедрение метода опорных конспектов Шаталова В.Ф.; также создавались памятки и рекомендации для родителей и детей при подготовке к экзаменам.

Для снятия эмоциональной напряженности в период подготовки детей к собеседованию на экзаменах использовались следующие приемы психологической защиты:

  • переключение (думать о чем-либо актуальном, полезном, приятном, через некоторое время неприятное переживание ослабнет);

  • сравнение (сравнить свое состояние с состоянием и положением других людей, у многих оно тяжелее, это ослабит ваше переживание);

  • накопление радости (вспоминать события, вызвавшие даже маленькую радость);

  • мобилизация юмора (смех — противодействие стрессу);

  • интеллектуальная переработка (нет худа без добра);

  • разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия);

  • релаксация (мышечное расслабление).

Кроме того, для облегчения ответа на вопросы экзаменационных билетов при собеседовании и одновременно успешной социализации в обществе детей с ОВЗ мною была создана книжка-раскладушка «Маленький спасатель» и подготовлены ряд инструкций по технике безопасности. В книжке-раскладушке я осветила такие вопросы, как:

  • умеешь ли ты чистить зубы;

  • бытовая химия;

  • игры на высоте;

  • полезно ли смеяться;

  • осторожно, таблетки;

  • почему болит горло;

  • как не замерзнуть;

  • если ты потерялся;

  • о правилах пожарной безопасности;

  • если случился потоп;

  • если ты заблудился в лесу;

  • не открывай дверь чужим людям;

  • собака бывает кусачей.

Изучение данных вопросов поможет детям с ОВЗ при подготовке к итоговой аттестации хорошо усвоить правила личной гигиены, а также сберечь свое здоровье в различных жизненных ситуациях.

Инструкции по технике безопасности, используемые при подготовке к экзаменам — это:

  • техника безопасности при работе с горячей жидкостью;

  • профилактика отравлений;

  • техника безопасности при использовании колющих и режущих инструментов;

  • правила ухода за обувью;

  • правила работы на компьютере;

  • уход за комнатными растениями.

Данные инструкции помогут детям с легкой и умеренной умственной отсталостью без вреда для здоровья выполнять необходимые действия.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учетом возможностей здоровья детей с ОВЗ поможет достичь необходимых результатов при подготовке к итоговой аттестации и сделает ее наиболее эффективной.


Список литературы


1.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах (СанПин 2.4.2.2821 – 10).

2.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

3.Набор карточек «Азбука здоровья».

4.Набор карточек «О бытовых приборах».

5.Набор карточек «Виды обуви».

6.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов:Сб.1 — М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 224с.



Миронова Татьяна Викторовна

Учитель индивидуального обучения

«Центр «Дар», г.Реж


Внедрение современных педагогических технологий в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях.

Укрепление здоровья детей, повышение защитных сил детского организма и интереса школьников к собственному здоровью являются наиболее актуальными задачами. Эффективное решение этих задач возможно, благодаря разработке и реализации совместной программы действий по укреплению здоровья детей, координации деятельности медицинских и образовательных учреждений, участию родителей в этом вопросе.

Что же такое здоровье психическое и физическое?

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Я работаю в Центре «Дар» учителем индивидуального обучения, обучаю Сашу (12лет) и Алешу (14 лет). Причины домашнего обучения у данных учащихся различны. У Саши повышенный уровень тревожности, ярко выраженные признаки агрессии, слабо проявляются коммуникативные навыки, в обществе отличается социально-опасным поведением, налицо умеренная умственная отсталость. У Алеши основное заболевание – детский церебральный паралич, наряду с этим заболеванием наблюдается и умственная отсталость. Ввиду ДЦП Алеша передвигается медленно и может преодолевать незначительные расстояния при ходьбе, поэтому обучается индивидуально. Обучая Сашу и Алешу, я поняла, что для полноценной реализации образовательной программы необходим комплексный подход. Так и появилась идея создать социальный проект «Тропинка к себе», который я начала реализовывать сначала учебного года. Социальная направленность проекта перекликается с основной задачей работы Центра «Дар».

Проект «Тропинка к себе» включает в себя два основных направления работы: образовательно-оздоровительное и опытно-экспериментальное. Цель образовательно-оздоровительного направления – создать комплексную систему защиты физического и психического здоровья детей в условиях индивидуального обучения. Опытно-экспериментальное направление предусматривает разработку и реализацию на практике модели защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения. Суть проекта – поиск наиболее результативных методов работы по защите здоровья детей в условиях индивидуального обучения.

Объект исследования – процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Предмет исследования – система комплексной защиты здоровья детей в условиях индивидуального обучения.

Название проекта «Тропинка к себе» можно интерпретировать в нескольких вариантах.

1.Ребенок учится справляться со своими недугами и при этом адаптируется в обществе.

2.Родители, участвуя в работе над проектом, находят правильный подход к ребенку и помогают ему реализоваться в обществе.

3.Учитель находит правильные пути и возможности для защиты психического и физического здоровья ребенка и при этом совершенствуется сам.

По срокам реализации проект «Тропинка к себе» - долгосрочный, он рассчитан до окончания учащимися 9 класса. По масштабам – малый проект.

Ожидаемые результаты проекта я рассмотрела на различных уровнях:

а) на уровне Центра «Дар»;

б) на уровне ученика;

в) на уровне родителей;

г) на уровне поселения;

д) на уровне личности.

На уровне ученика я ожидаю снижение тревожности, повышение уровня социальной активности, укрепление здоровья, повышение защитных сил детского организма, успешной реализации образовательной программы.

В работе над проектом выделено пять этапов: информационный, подготовительный, технологический, апробационный, аналитический.

Реализация проекта началась с информационного этапа, во время которого была определена основная задача и методы работы с учащимися и их родителями по проекту, информирование родителей и специалистов Центра «Дар» о начале проекта.

Затем последовал подготовительный этап, где был создан диагностический кейс (по согласованию со школьным психологом).

По завершении работы с диагностикой я утвердилась в правильности и необходимости работы по проекту и составила перспективный план для каждого учащегося в отдельности. План предусматривает работу с Сашей и Алешей до окончания 9 класса. Также мною был продуман Мониторинг, то есть система отслеживания изменений, происходящих с детьми, в ходе реализации проекта. Предусмотрены три варианта Мониторинга: отслеживание изменений педагогом; оценка собственных достижений самим учеником; отслеживание изменений, происходящих с детьми, родителями. Итоги подводятся четыре раза в год, в конце каждой учебной четверти.

В ходе технологического этапа, для успешной реализации образовательной программы, я подбираю и начинаю применять наиболее результативные методы и приемы, индивидуальные для каждого учащегося. Эти методы и приемы можно использовать во время урока, как физкультминутки или смена вида деятельности для снятия напряженности. Можно их использовать и между уроками для психологической разгрузки и как защиту физического здоровья.

Например, с Алешей, основная задача заключается в том, чтобы помочь ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. С Сашей, основная задача заключается в коррекции агрессивного поведения учащегося и социальная адаптация.

Одновременно с тем, что идет работа с детьми, ведется работа и с их родителями.

Виды работы с родителями:

1.тестирование;

2.индивидуальное консультирование;

3.вопросы для совместного обсуждения;

4.беседы;

5.памятки;

6.рекомендации.

По первым результатам работы проекта «Тропинка к себе» снято видеоинтервью с родителями.

Следовательно, вместе с технологическим этапом начал свою работу и апробационный этап, это проявляется в апробировании с учащимися выше указанных методов и приемов.

В перспективе – изучение местной инфраструктуры, дальнейшее развитие коммуникативных навыков и самоопределение учащихся в социуме.


Список литературы

1.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. Вып.3.М.,1970.

2.Бернс Р. Я – концепция и воспитание. Пер. с англ. М.,1968.

3.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида. Человек и общество. Выл.9.Л., 1971.

4.Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

5.Кон И.С. Открытие Я. М.,1978.

6.Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

7.Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

8.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза,1994.

9.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.