МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Конспект НОД
по формированию мышления
для детей с ЗПР
«Здравствуйте, лесные друзья»
Составила учитель-дефектолог:
Лавренова Наталья Николаевна.
г. Биробиджан
Программные задачи:
- формировать математические представления: навыки сравнения предметов по величине (большой - маленький); длине (длинный - короткий); высоте (высокий – низкий).
- обобщать и систематизировать представления детей об изменениях в природе зимой; закреплять знания детей о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
- расширять и активизировать словарный запас, развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, самостоятельность, умение сравнивать и анализировать.
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.
Словарная работа: короткий, пушистая, один, много, длинные, высокая, низкая.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, стихов о зиме; рассматривание иллюстраций; наблюдения во время прогулки.
Оборудование: демонстрационное – игрушка Заяц, Белка, орех с запиской, корзина с угощениями, импровизированные сугробы снега, елки разной высоты, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Педагог: -Ребята, очень рада Вас видеть, здравствуйте! Сегодня у входа в групповую комнату я нашла орешек, в нем записка (достает орех). Как вы думаете, кто мог послать нам орех? (Белка) Почему вы так решили? (ответы детей). Давайте все узнаем, записку прочитаем (читает записку)
Добрый день, ребята! Шлют вам привет зверята.
Нам очень холодно и голодно, ждем вас в гости поскорей!
Педагог: какая то грустная записка. Почему зверушкам холодно и голодно в лесу? (ответы детей). А где можно увидеть снег? (ответы детей).
Подойдем к окну и посмотрим на снег. Все вокруг белым-бело: большие сугробы, снег лежит на дорожках, крышах домов. Много снега и в лесу, и дикие животные не могут найти еду. Вот зверушки и попросили нас о помощи. Вы хотите помочь лесным друзьям? Вы готовы отправиться в снежный лес?
Педагог: Отлично! Отправляемся! Но сначала нужно правильно одеться (выполняют имитационные действия).
Теплые штаны наденем, кофты, куртки, шапочки.
Руки в варежках согреем и завяжем шарфики.
- А в гости без подарков не ходят. Предлагаю взять с собой угощение для друзей (взять корзину с угощениями).
Педагог: А поможет нам оказаться в лесу волшебное снежное покрывало (звучит музыка).
А теперь малыши, в круг скорее становитесь, крепче за руки держитесь!
Снег, снег, кружится, белая вся улица!
Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок (накрыть путешественников волшебным покрывалом).
- Вот мы и в лесу. Как красиво кругом (выключить музыку). Какие интересные здесь растут деревья. Как они называются? (елочки).
- Интересно, кого же можно встретить в лесу?
Дети: зайца, медведя, белку, лису.
Педагог: Правильно, ребята. Они все вместе живут в лесу, но домик у каждого свой. Давайте вспомним, кто где живет!
Дидактическое упражнение «Лесные домики». Дети накладывают на картинку-фон с лесными жилищами изображения медведя, зайца, белки.
Педагог: Ребята, куда вы поместили животных? (медведя - в берлогу, белку – в дупло, зайца – под елкой).
- Молодцы, дети. Предлагаю подойти к елочкам и полюбоваться красотой лесных красавиц.
Физкульминутка в сочетании с гимнастикой для глаз «Мы пришли в снежный лес».
Педагог: Мы немного отдохнули и наши глазки тоже. Подойдем к самой низкой елочке. Посмотрите, кто под елочкой сидит?
Дети: заяц.
- Поздоровайтесь с зайчиком, потрогайте его. Какая у него шубка? (ответы детей). Можно сказать, что шубка пушистая. Скажем вместе.
Педагог: Какие у зайца уши? А какой у него хвостик? Можно сказать уши у зайца длинные, а хвост короткий.
Заяц: В белой шубке зимой я не заметен на снегу, меня не увидит ни волк, ни лиса. А вот мой младший брат поленился шубку поменять. Он может попасть в беду. Ребята, помогите ему, закройте ватными дисками серые пятна на шубке.
Дидактическое упражнение «Помоги зайцу сменить шубку».
- Молодцы, ребята, помогли младшему брату. А теперь пришло время угостить наших зайчат.
Дидактическое упражнение «Угостим зайцев». Прощаются с героями.
Педагог: ребята, отгадайте загадку: грибы орехи собирает и на зиму запасает?
Дети: белка.
- А где спряталась белка? (на елке). А эта елка высокая или низкая? (высокая). Дети выполняют дидактическое упражнение «Шишки для белки» (девочки опускают в дупло по 1 шишке, а мальчики – по 2 шишки).
Прощание с героями – лесными друзьями, возвращение в детский сад с помощью волшебного покрывала.
Педагог: Ну, вот мы ребята снова в детском саду. Где мы сегодня побывали? Какие елочки растут в лесу? (высокие, низкие). Кого мы встретили в лесу? (ответы детей). Как мы помогли лесным зверям? (покормили их). Чем? Вам понравилось путешествие в лес?