СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зейделдин усулу менен сызыктуу теңдемелер системасын чыгаруу

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зейделдин усулу менен сызыктуу теңдемелер системасын чыгаруунун ар түрдүү усулдарынын өзгөчөлүктөрүн окуп үйрөнүү, СТСти чыгарууда MS Excel каражаттарын колдонуу көндүмдөрүнө ээ болуу

Просмотр содержимого документа
«Зейделдин усулу менен сызыктуу теңдемелер системасын чыгаруу»

Сызыктуу теңдемелер системасын Зейделдин усулу менен чыгаруу

Максаты: Зейделдин усулу менен сызыктуу теңдемелер системасын чыгаруунун ар түрдүү усулдарынын өзгөчөлүктөрүн окуп үйрөнүү, СТСти чыгарууда MS Excel каражаттарын колдонуу көндүмдөрүнө ээ болуу

Ход выполнения практической работы:

  1. Посмотреть видеоролик по теме «Метод Зейделя» перейдя по ссылке: https://youtu.be/1OkKyjrzegU

  2. Выполнить практическое задание:

Метод Гаусса-Зейделя. Этот метод является модификацией метода приближенных вычислений и отличается от него формулами вычислений первого и последующего приближений. Пусть надо решить систему

a11x1+a12x2+a13x3 = b1

a21x1+a22x2+a23x3 = b2

a31x1+a32x2+a33x3 = b3

Предположим, что диагональные элементы a11, a22, a33 отличны от нуля. В противном случае можно переставить уравнения. Выразим переменные из первого, второго и третьего уравнений соответственно. Тогда

x1 = [b1-( a12x2+a13x3)]/ a11

x2 = [b2-( a21x1+a23x3)]/ a22

x3 = [b3-( a31x1+a33x3)]/ a33

Зададим начальные приближения неизвестных

x1 = x1 (0)

x2 = x2 (0)

x3 = x3 (0)

Подставляя их в правую часть преобразованной системы, получим новое первое приближение

x1 (1) = [b1-( a12x2 (0) +a13x3 (0) )]/ a11

x2 (1) = [b2-( a21x1 (1) +a23x3 (0) )]/ a22

x3 (1) = [b3-( a31x1 (1) +a33x3 (1) )]/ a33

На этом заканчивается первая итерация. В отличии от метода Якоби, здесь использовались не только начальные приближения, но и уже вычисленные значения неизвестных на первой итерации. Далее, используя вычисленные значения x1 (1) , x2 (1) и x3 (1) , можно провести следующую итерацию, чтобы найти x1 (2) ,x2 (2) и x3 (2) , Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока на какойлибо k-той итерации все значения xi (k) не станут близкими к xi (k-1) . Близость этих значений можно характеризовать максимальной абсолютной величиной их разности D. Тогда при заданной допустимой погрешности Е критерий окончания итерационного процесса можно записать так

D = max [ABS(xi (k) - xi (k-1) )] для i=1,2,3.

Достаточные условия сходимости итерационного процесса

При этом хотя бы для одного уравнения неравенство должно выполняться строго. Пример 2.3. Решим систему примера 2.1 методом Гаусса-Зайделя. При этом оформление листа EXCEL останется тем же. Изменятся лишь формулы в четвертой и последующих строках.

Для проведения остальных итераций следует скопировать формулы ячеек B4:J4 в нижние строки с 5 по, например, 15. Если числовые значения в столбце J будут меньше Е, решение найдено. В противном случае следует продолжить копирование. Результат решения показан на рисунке.

Как видно, в данном случае метод Гаусса – Зейделя оказался быстрее метода приближенных вычислений.