Просмотр содержимого документа
«Женские образы в романе Л.Н.Толстова "Война и мир"»
И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873
Ключевые женские образы в романе (Наташа, Марья, Элен)
Идеал женщины
- Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведениях в русской литературы? Приведите примеры героинь?
- Например, Татьяна («Евгений Онегин» А.С.Пушкина) , Марфа Тимофеевна («Кому на руси жить хорошо» Н.А.Некрасова) и пр. Идеал женщины , как правило, - с «русская душой», сильная натура, искренняя, умеющая любить, сильная и свободная способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании.
- Л.Н.Толстой утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».
- Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней :
- хранительницу очага, основу семьи;
- нравственные высокие начала : доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом* , понимание проблем общества (патриотизм);
- естественность;
- движение души.
Сравнительная таблица
Крите-рии
Наташа
Ростова
Марья Болконская
Элен
Куракина
Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер , что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа .
Наталья – русское имя , что подчеркивает простоту Натальи, близость ее к народным традициям .
Марья (Мария) – русское имя , которое встречается в народных сказках, а также оно ассоциируется с именем святой (Дева Мария), подчеркивает ее веру в Бога .
Имя
Сравнительная таблица
Крите-рии
Наташа
Ростова
Марья Болконская
Элен
Курагина
Портрет Марьи
Портрет Элен
Портрет Натальи
Порт-
рет
Легкость, открытость, простодушие, искренность
Внутренняя красота (глаза – зеркало души),
Внешняя красота,
статичность («каменность»),
доброта сердца,
смирение
нарциссизм
Речь
Речь Натальи
Речь Марьи
Речь Элен
Эмоциональность, ласковость, что говорит о ее добром нраве, простоте ,
любит своих близких ,
говорит мало, часто на французском языке, т.к. не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа; любования собой, привязанность к светскому обществу .
Восторженность.
обращается ласково, много положительно окрашенных слов, верующий человек , часто говорит о Боге, о вере.
Сравнительная таблица
Крите-рии
Наташа
Ростова
Марья Болконская
Элен
Курагина
От легкомысленных увлечений через душевные испытания к глубокому чувству любви.
От начального самоотречения через жизненные испытания к светлому крепкому чувству
От корыстного интереса через интриги и любовные увлечения к пустоте (смерти)
Любовь
Роль в романе
Подчеркнуты национальные черты русских женщин : душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.
«Пустоцвет»
«Форма и содержание»
- В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории , в зависимости от того, что в них преобладает : форма или содержание . Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения. В его любимых героях содержание преобладает над формой . Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
Домашнее задание.
- Прочие женские образы в романе «Война и мир» ( по рядам ). Дать ответ: положительная героиня или нет? Что в ней выше – «форма ил содержание»?
- Соня
- Жюли Курагина
- Вера Ростова
Наташа Ростова (портрет)
- "... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая , но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями , тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..."
- (в 13 лет)
Марья Болконская (портрет)
- "... некрасивое, слабое тело и худое лицо . Глаза, всегда грустные , теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица , глаза эти делались привлекательнее красоты ..."
Элен Курагина (портрет)
- "... высокая красивая дама , с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей , на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем…
- "...поворачивая свою красивую голову на античных плечах , княжна Элен...«
- "...Он видел не ее мраморную красоту , составлявшую одно целое с ее платьем ..."
Наташа Ростова ( речь)
- – Мавр уш а, скорее, голубушка ! (обращение к горничной)
- – Папа, ты как хорош, прелесть ! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
- - Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? А он такой умный и такой хороший , - говорила Наташа... - Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька , Соня.
- - А знаешь, этот толстый Пьер , что против меня сидел, такой смешной ! -- сказала вдруг Наташа, останавливаясь. -Мне очень весело !
Марья Болконская ( речь)
- - Мне сказали, что ты велел закладывать, -- сказала она, запыхавшись (она, видно, бежала), -- а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине. Бог знает , на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься , что я пришла? Ты очень переменился, Андрюша …
- - Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Аndré! Ты не забудь , что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Ты подумай , каково ей, бедняжке , после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
- - О, нет! Она очень милая и добрая , а главное – жалкая девушка…
- - Андрюша, я тебя благословлю образом , и ты обещай м не, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь ?
Элен Курагина (речь и невербальная речь )
- "Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна ? - как будто сказала Элен . - Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже ", сказал ее взгляд.
- Княжна Элен улыбалась ; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице .
- Пьер вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними.
- - Коли вы не отвечаете, то я вам скажу... - продолжала Элен. - Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали... - Элен засмеялась , - что Долохов мой любовник, -- сказала она по-французски , с своей грубой точностью речи , выговаривая слово "любовник", как и всякое другое слово, - и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак , que vous etes un sot, так это все знали ! я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, - Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась , - который лучше вас во всех отношениях...