СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Женские образы в романе Л.Н.Толстова "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наташа Ростова, Марья БОлконская и Элене Куракина. Сравнителньа талица с гиперссылками и примерами. + д.з.

Просмотр содержимого документа
«Женские образы в романе Л.Н.Толстова "Война и мир"»

И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873

И.Н. Крамской «Портрет писателя Льва Николаевича Толстого», 1873

Ключевые женские образы в романе (Наташа, Марья, Элен)

Ключевые женские образы в романе (Наташа, Марья, Элен)

Идеал женщины Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведениях в русской литературы? Приведите примеры героинь? Например, Татьяна («Евгений Онегин» А.С.Пушкина) , Марфа Тимофеевна («Кому на руси жить хорошо» Н.А.Некрасова) и пр. Идеал женщины , как правило, - с «русская душой», сильная натура, искренняя, умеющая любить, сильная и свободная способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании. Л.Н.Толстой утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери». Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней : хранительницу очага, основу семьи; нравственные высокие начала : доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом* , понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души.

Идеал женщины

  • Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведениях в русской литературы? Приведите примеры героинь?
  • Например, Татьяна («Евгений Онегин» А.С.Пушкина) , Марфа Тимофеевна («Кому на руси жить хорошо» Н.А.Некрасова) и пр. Идеал женщины , как правило, - с «русская душой», сильная натура, искренняя, умеющая любить, сильная и свободная способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании.
  • Л.Н.Толстой утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».
  • Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней :
  • хранительницу очага, основу семьи;
  • нравственные высокие начала : доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом* , понимание проблем общества (патриотизм);
  • естественность;
  • движение души.
Сравнительная таблица Крите-рии Наташа Ростова Марья Болконская Элен Куракина Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер , что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа . Наталья – русское имя , что подчеркивает простоту Натальи, близость ее к народным традициям .  Марья (Мария) – русское имя , которое встречается в народных сказках, а также оно ассоциируется с именем святой (Дева Мария), подчеркивает ее веру в Бога . Имя

Сравнительная таблица

Крите-рии

Наташа

Ростова

Марья Болконская

Элен

Куракина

Элен – имя Елена, произнесенное на французский манер , что говорит об отдаленности ее от традиций русского народа .

Наталья – русское имя , что подчеркивает простоту Натальи, близость ее к народным традициям

Марья (Мария) – русское имя , которое встречается в народных сказках, а также оно ассоциируется с именем святой (Дева Мария), подчеркивает ее веру в Бога .

Имя

Сравнительная таблица Крите-рии Наташа Ростова Марья Болконская Элен Курагина Портрет Марьи Портрет Элен Портрет Натальи Порт- рет Легкость, открытость, простодушие, искренность Внутренняя красота (глаза – зеркало души), Внешняя красота, статичность («каменность»), доброта сердца, смирение нарциссизм Речь Речь Натальи Речь Марьи Речь Элен Эмоциональность, ласковость, что  говорит о ее добром нраве, простоте , любит своих близких , говорит мало, часто на французском языке, т.к. не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа; любования собой, привязанность к светскому обществу . Восторженность. обращается ласково, много положительно окрашенных слов, верующий человек , часто говорит о Боге, о вере.

Сравнительная таблица

Крите-рии

Наташа

Ростова

Марья Болконская

Элен

Курагина

Портрет Марьи

Портрет Элен

Портрет Натальи

Порт-

рет

Легкость, открытость, простодушие, искренность

Внутренняя красота (глаза – зеркало души),

Внешняя красота,

статичность («каменность»),

доброта сердца,

смирение

нарциссизм

Речь

Речь Натальи

Речь Марьи

Речь Элен

Эмоциональность, ласковость, что говорит о ее добром нраве, простоте ,

любит своих близких ,

говорит мало, часто на французском языке, т.к. не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа; любования собой, привязанность к светскому обществу .

Восторженность.

обращается ласково, много положительно окрашенных слов, верующий человек , часто говорит о Боге, о вере.

Сравнительная таблица Крите-рии Наташа Ростова Марья Болконская Элен Курагина От легкомысленных увлечений через душевные испытания к глубокому чувству любви. От начального самоотречения через жизненные испытания к светлому крепкому чувству От корыстного интереса через интриги и любовные увлечения к пустоте (смерти) Любовь Роль в романе Подчеркнуты национальные черты русских женщин : душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача. «Пустоцвет»

Сравнительная таблица

Крите-рии

Наташа

Ростова

Марья Болконская

Элен

Курагина

От легкомысленных увлечений через душевные испытания к глубокому чувству любви.

От начального самоотречения через жизненные испытания к светлому крепкому чувству

От корыстного интереса через интриги и любовные увлечения к пустоте (смерти)

Любовь

Роль в романе

Подчеркнуты национальные черты русских женщин : душевная чуткость и щедрость, любовь, пробуждающая лучшее в других, человечность, самопожертвование, самоотдача.

«Пустоцвет»

«Форма и содержание» В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории , в зависимости от того, что в них преобладает : форма или содержание . Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения.   В его любимых героях содержание преобладает над формой . Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.

«Форма и содержание»

  • В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории , в зависимости от того, что в них преобладает : форма или содержание . Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни. Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения. В его любимых героях содержание преобладает над формой . Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
Домашнее задание. Прочие женские образы в романе «Война и мир» ( по рядам ). Дать ответ: положительная героиня или нет? Что в ней выше – «форма ил содержание»? Соня Жюли Курагина Вера Ростова

Домашнее задание.

  • Прочие женские образы в романе «Война и мир» ( по рядам ). Дать ответ: положительная героиня или нет? Что в ней выше – «форма ил содержание»?
  • Соня
  • Жюли Курагина
  • Вера Ростова
Наташа Ростова (портрет)

Наташа Ростова (портрет)

  • "... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая , но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями , тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка..."
  • (в 13 лет)
Марья Болконская (портрет)

Марья Болконская (портрет)

  • "... некрасивое, слабое тело и худое лицо . Глаза, всегда грустные , теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица , глаза эти делались привлекательнее красоты ..."
Элен Курагина (портрет)

Элен Курагина (портрет)

  • "... высокая красивая дама , с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей , на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем…
  • "...поворачивая свою красивую голову на античных плечах , княжна Элен...«
  • "...Он видел не ее мраморную красоту , составлявшую одно целое с ее платьем ..."
Наташа Ростова ( речь) – Мавр уш а, скорее, голубушка !  (обращение к горничной) – Папа, ты как хорош, прелесть ! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.  - Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем   говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина?  А он такой умный и такой хороший , - говорила Наташа... - Ты,   Соня, не плачь, голубчик милый, душенька , Соня. - А знаешь, этот толстый Пьер , что против меня сидел, такой смешной !   -- сказала вдруг Наташа, останавливаясь. -Мне очень весело !

Наташа Ростова ( речь)

  • Мавр уш а, скорее, голубушка (обращение к горничной)
  • Папа, ты как хорош, прелесть ! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки. 
  • - Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем   говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? А он такой умный и такой хороший , - говорила Наташа... - Ты,   Соня, не плачь, голубчик милый, душенька , Соня.
  • - А знаешь, этот толстый Пьер , что против меня сидел, такой смешной !   -- сказала вдруг Наташа, останавливаясь. -Мне очень весело !
Марья Болконская ( речь) - Мне сказали, что ты велел закладывать, -- сказала она, запыхавшись   (она, видно, бежала), -- а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине.    Бог знает , на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься , что я  пришла? Ты очень переменился, Андрюша … - Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет,    Аndré! Ты не забудь , что она воспитана и выросла в свете. И потом ее   положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Ты подумай , каково ей,   бедняжке , после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться   одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело. - О, нет! Она очень милая и добрая , а главное – жалкая девушка… - Андрюша, я тебя благословлю образом , и ты обещай м не, что никогда его   не будешь снимать. Обещаешь ?

Марья Болконская ( речь)

  • - Мне сказали, что ты велел закладывать, -- сказала она, запыхавшись   (она, видно, бежала), -- а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине.    Бог знает , на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься , что я  пришла? Ты очень переменился, Андрюша
  • - Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет,    Аndré! Ты не забудь , что она воспитана и выросла в свете. И потом ее   положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Ты подумай , каково ей,   бедняжке , после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться   одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
  • - О, нет! Она очень милая и добрая , а главное – жалкая девушка…
  • - Андрюша, я тебя благословлю образом , и ты обещай м не, что никогда его   не будешь снимать. Обещаешь ?

Элен Курагина (речь и невербальная речь )

  • "Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна ? - как будто сказала   Элен . - Вы не замечали, что я женщина? Да, я женщина, которая может   принадлежать всякому и вам тоже ", сказал ее взгляд.
  • Княжна Элен улыбалась ; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между   стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице .
  • Пьер   вспоминал, как Элен улыбаясь выражала свое неудовольствие за то, что   Долохов живет в их доме, и как с того времени до приезда в Москву ни на минуту не   разлучался с ними.
  • - Коли вы не отвечаете, то я вам скажу... - продолжала Элен. - Вы   верите всему, что вам скажут, вам сказали... - Элен засмеялась , - что   Долохов мой любовник, -- сказала она по-французски , с своей грубой  точностью речи , выговаривая слово "любовник", как и всякое другое слово, -  и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То,  что вы дурак , que vous etes un sot, так это все знали ! я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, - Элен всё более и более    возвышала голос и одушевлялась , - который лучше вас во всех отношениях...