«Живопись советского периода 1920-1990-х гг.»
План:
1 . Живопись 1920-х годов
Художественные объединения: АХРР , ОСТ , «Четыре искусства» и ОМХ
2 . Живопись 1930-х годов
Социалистический реализм
3 . Живопись в годы Великой Отечественной войны
4 . Послевоенная живопись (1945—1961 годов)
5 . Живопись 1960—1980-х годов.
6 . Изобразительное искусство 1970-80-х годов
Основные «задачи» советского искусства :
- служить народу,
- отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм,
- нести людям правду,
- рождать в них творческое начало
Живопись 1920-х годов
АХРР Ассоциация художников революционной России
Исаак Бродский «Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»
Георгий Ряжский «Делегатка» (1927); «Председательница» (1928 )
Сергей Малютин «Портрет Фурманова»
Абрам Архипов , Ефим Чепцов «Заседание сельячейки»
Василий Яковлев «Транспорт налаживается»
Митрофан Греков «Тачанка»
ОСТ Общество художников-станковистов
Вильямс «Гамбургское восстание»
Дейнека «На стройке новых цехов» (1925); «Перед спуском в шахту» (1924); «Оборона Петрограда»,
Лучишкин «Шар улетел»
Пименов «Тяжелая индустрия»
Общество «Четыре искусства» и ОМХ
Общество «Четыре искусства»
Павел Кузнецов , Петров-Водкин , Сарьян , Фаворский
Общество московских художников :
Петр Кончаловский , ИльяМашков , Лентулов , Александр Куприн , Роберт Фальк , Василий Рождественский , Осмеркин , Сергей Герасимов , Николай Чернышев , Игорь Грабарь
Социалистический реализм
Основные принципы:
Народность . Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Идейность . Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.
Конкретность . В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности)
Живопись 1930-х годов
героическая обобщённость
Борис Иогансон «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937).
Сергей Герасимов .
«Клятва сибирских партизан» (1933) «Крестьянский сторож» (1933) «Колхозный праздник» (1937)
Аркадий Пластов
«Купание коней»
«Колхозный праздник» (1937),
«Колхозное стадо» (1938).
Александр Дейнека
«Мать» (1932),
«Обеденный перерыв в Донбассе» (1935),
«Будущие лётчики» (1938).
Юрий Пименов
« Новая Москва » (1937)
Георгий Нисский
«Осень» (1932)
«На путях» (1933 )
Петр Кончаловский
«Портрет Софроницкого за роялем»
«Портрет Прокофьева»
«Портрет Мейерхольда»
Михаил Нестеров
«Портрет братьев Кориных»
«Портрет Шадра»
«Портрет академика Павлова»
Живопись в годы Великой Отечественной войны
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).
Александр Дейнека
« Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года » (1941)
Аркадий Пластов «Фашист пролетел» (1942)
Александр Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)
Аркадий Пластов «Жатва» (1945)
Сергей Герасимов « Мать партизана » (1943)
Константин Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942)
Павел Корин « Александр Невский » (1942)
Александр Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-47)
Николай Ромадин серия картин «Волга — русская река» (1944).
Послевоенная живопись (1945—1961 годов)
Художники Б. Иогансон и другие .
Юрий Непринцева « Отдых после боя » (1951)
Борис Неменский
«Мать» (1945)
« Письмо с фронта » Александра Лактионова
« Возвращение » Владимира Костецкого (1947).
«Хлеб» Татьяны Яблонской (1949)
Аркадий Пластов «На колхозном току» (1949)
Аркадий Пластов «Ужин тракториста» (1951). «Весна»(1954 )
Семен Чуйков «Дочь Советской Киргизии» (1948), «Дочь чабана» (1948—1956) , «Утро» (1947).
Сергей Герасимов «Зима» (1959); «Пейзаж с рекой» (1959); «Весна» (1954 )
Георгий Нисский
«Белорусский пейзаж» (1947).
« Подмосковье » (1957)
Живопись 1960—1980-х годов.
Суровый стиль
братья Смолины — Александр и Пётр
«Полярники» (1961)
Павел Никонов
« Наши будни » (1960) ;
« Геологи » (1962)
Гелий Коржев — триптиха «Коммунисты» (1957-60)
Николай Андронов « Плотогоны » (1959-61)
Виктор Иванов цикл «Русские женщины», 1960-е г
Изобразительное искусство 1970-80-х годов
Выставка нонконформистов «бульдозерная выставка» на пустыре возле пересечения улиц Профсоюзной и Островитянова собрала около 500 зрителей
Анатолий Зверев
Концептуа́льное иску́сство , концептуали́зм (от лат. conceptus — мысль, представление) — литературно-художественное направление постмодернизма , оформившееся в конце 60-х — начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе .
Соц-арт — одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1970-х годах в рамках так называемой альтернативной культуры , противостоящей государственной идеологии того периода.
Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятия соцреализма и поп-арта .
Провер ь се б я
Аркадий Пластов
«Полярники»
Александр Лактионов
1
«Фашист пролетел»
Павел Корин
2
«Портрет академика Павлова»
Александр Дейнека
3
«Подмосковье»
Михаил Нестеров
Юрий Пименов
4
«Будущие лётчики»
5
«Письмо с фронта»
братья Смолины
6
«Новая Москва»
Георгий Нисский
7
«Александр Невский»
8
Спасибо за внимание!