Урок 3
Тема: Жизненные ценности. Конфликт между разными поколениями.
Давайте сделаем сейчас упражнение, которое поможет нам в кое в чем разобраться.
Упражнение
«

Конфликтценностей»
Пояснение: В этом упражнении участники готовят и разыгрывают сценки малыми группами. Необходимо разбить группу на 2-4 подгруппы. Каждая подгруппа получает задание – разыграть конфликт между ценностями в различных возрастных группах (подростки – взрослые).
Инструкция: Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание.
Ваша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется конфликт ценностей взрослых и подростков. На обдумывание сценки вам даётся 5 минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты. Если вопросов больше нет, подходите ко мне за карточками (карточки нужно заранее распечатать). В каждой карточке есть описание конкретной ситуации.
Карточки для подгрупп:
Ситуация 1 О
тец хочет, чтобы сын уделял больше времени учебе, т.к. в следующем году ему поступать вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Ситуация 2 Родители считают, что «девушку украшает скромность», а их дочь одевается «сексуально» и пользуется косметикой.
Ситуация 3 Родители и дедушки-бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы.
Ситуация 4 Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
П
осле показа сценки (какой бы она ни была), обязательно надо поблагодарить группу аплодисментами.
Комментарий: Если у вас мало времени для разыгрывания сценок, можно ограничиться просто обсуждением каждой ситуации.
Анализ упражнения: Обсуждение проводится после показа каждой сценки по следующим вопросам.
Вопрос подгруппе, которая смотрела сценку:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
А какая – в основе поведения подростков? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к списку ценностей (на доске). В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы увидели?
Вопрос подгруппе, которая показывала сценку (задается только тогда, когда все из первой подгруппы ответили на вопрос):
Что вы хотели показать этой сценкой?
Согласны ли вы с мнениями «зрителей»?
Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?
Вопрос ко всем:
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности подростков и взрослых.
Обычно люди с разными системами ценностей тяжело уживаются друг с другом. Отказаться от того, что для нас значимо – такой вариант нас не устраивает. Это ведь наша ценность (вспомните ромашку, которую мы делали в самом начале нашего занятия). Единственным выходом из подобного противоречия является поиск некоего третьего, нейтрального для обеих конфликтующих сторон варианта. Это может быть компромисс или решение, построенное на взаимоуважении ценностей друг друга. Подробнее о том, как преодолевать разного рода конфликты, мы поговорим на занятии «Разрешаем конфликты».
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Ч
то запомнилось на занятии? Что нового 5-10 Если осталось мало времени от занятия и/ вы узнали? Что было для вас наиболее ак- мин или группа устала, нужно провести экспресс-способы рефлексии (см. Введение в про-
туальным, а что вы уже знали и раньше? грамму)
Итоговый вывод:
Сегодня мы столкнулись со сложной темой, которая затрагивает каждого из нас, потому что у всех нас есть ценности. Мы живем, и, значит, у нас уже есть то, что мы не хотим потерять. Это и есть ценность.
К
ак мы сегодня узнали, ценности бывают разными: более значимыми и менее значимыми, общественными, личными и групповыми. Ценности формируются на протяжении всей нашей жизни. Это своеобразный фундамент, на котором мы стоим и живем. Именно поэтому одна из важных ценностей - это здоровье. Без этой ценности все человечество бы уже давно вымерло. И мы бы с вами сегодня здесь не встретились и не размышляли бы о наших жизненных ценностях. Давайте об этом помнить. Удачи!
Приложение к упражнению «Ромашка»