СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зеленая лаборатория

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по выбору "Зеленая лаборатория" разраьотан для обучающихся 5 класса МБОУ "Малоимышская СОШ"

Просмотр содержимого документа
«Зеленая лаборатория»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Исследовательская лаборатория» составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.;

  • примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности на уровне основного общего образования,

  • примерной программы по обществознанию

  • школьного положения о проектной деятельности учащегося.

Общая характеристика программы

Предлагаемая программа реализуется за счет часов по выбору частников образовательного учреждения с учащимися 5 класса. Объём курса 70 ч из расчета 2 ч в неделю.

Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Основная цель программыспособствовать становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи программы:

- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по риторике, информатике, обществознанию. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.


Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательной деятельности;

- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации деятельности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- проектное обучение.

Основные требования к использованию проектной формы обучения:

1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов;

3) возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы учащихся;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6) представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов;

- с уроками обществознания: применение обществоведческих знаний.

Оборудование

- компьютеры, принтер, сканер, мультмедиапроектор, фотоаппарат

- набор ЦОР, энциклопедии словари






Календарно-тематический план

Дата

Наименование тем

Планируемый результат


Социология как наука. История социологии.

Представление о социологии как культуре.


Методы исследования в социологии

Использовать различные методы исследования: работа с книгой, в сети Интернет, опрос, анкетирование, наблюдение.


Знакомство с композицией исследовательской работы

Составить план исследовательской работы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;


Правила пользования литературой при написании исследовательской работы

Правила написания списка используемой литературы.


Правила написания исследовательской работы

Знать правила, предъявляемые к содержанию исследовательской работы.


Человек и общество

Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и общество»

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и общество» Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и общество»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Основная часть исследовательской работы.

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.



Получение результатов в ходе использования обозначенных методов


Анализ результатов работы по теме «Человек и общество» и их оформление

Оформлять исследовательскую работу.


Формирование выводов по проведенному исследованию

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и общество»

Подготовка доклада защиты.


Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и общество»

Участвовать в работе конференции;

Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.


Социализация как культура

Иметь представление о социализации


Выбор учащимися темы исследования по теме «Социализация»

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Социализация»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Выбор методов проведения исследования по теме «Социализация»



Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.

.


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов


Анализ результатов работы по теме «Социализация» и их оформление

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Социализация»


Защита научно-исследовательских работ по теме «Социализация»



Человек и закон

Общее представление о теме.


Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и закон»

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и закон»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и закон»


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.

.


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов



Анализ результатов работы по теме «Человек и закон» и их оформление

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Формирование выводов по проведенному исследованию



Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и закон»


Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и закон»

Участвовать в работе конференции;

Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.


Человек и духовная сфера

Общее представление о теме.


Выбор учащимися темы исследования по теме «Человек и духовная сфера»

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера»


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.

.


Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление



Формирование выводов по проведенному исследованию

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»


Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»

Участвовать в работе конференции;

Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.


Экономические права человека

Общее представление о теме.


Выбор учащимися темы исследования по теме: Экономические права человека

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера»



Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.

.


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов



Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление

Оформление выводов на основе полученных результатов.

Использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.


Формирование выводов по проведенному исследованию



Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»


Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»

Участвовать в работе конференции;

Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.


Политические права человека

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.


Выбор учащимися темы исследования по теме

Определять тему для собственного исследования в зависимости от интересов и предпочтений.


Знакомство с литературой. Постановка задач исследования по теме «Человек и духовная сфера»

Формулировать актуальность исследования ставить задачи с помощью преподавателя, выбирать методы.


Выбор методов проведения исследования по теме «Человек и духовная сфера»

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;



Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов

Выполнять практическую работу с использованием дополнительного оборудования и намеченных методов.

.


Основная часть исследовательской работы. Получение результатов в ходе использования обозначенных методов



Анализ результатов работы по теме «Человек и духовная сфера» и их оформление

Оформление выводов на основе полученных результатов.


Формирование выводов по проведенному исследованию



Подведение итогов и определение сферы применения полученных результатов

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.


Подготовка к защите научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»


Защита научно-исследовательских работ по теме «Человек и духовная сфера»

Участвовать в работе конференции;

Выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы.


Оформление Папки «Наши лучшие работы»

Формирование папки.


Заключительное занятие

«Наши лучшие исследователи»

Предъявление исследовательских умений в игре-конкурсе.



Планируемые результаты обучения

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

- формулировать самому простые правила поведения;

- уважать иное мнение;

вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

- определять цель учебной деятельности искать средства её осуществления;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

- работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. - предполагать, какая информация нужна;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности

• альбом,

• газета,

• гербарий,

• журнал, книжка-раскладушка,

• коллаж,

• коллекция,

• костюм,

• макет,

• модель,

• музыкальная подборка,

• наглядные пособия,

• паспарту,

• плакат,

• план,

• серия иллюстраций,

• сказка,

• справочник,

• стенгазета,

• сувенир-поделка,

• сценарий праздника,

• учебное пособие,






Приложение 1

Примерные параметры оценки:

умение выделить проблему;

умение поставить цель исследования;

умение сформулировать гипотезу;

умение выделить объект исследования;

умение определить предмет исследования;

умение описать параметры и критерии предмета исследования;

Примерные критерии исследования:

умение подобрать соответствующие методы исследований;

умение подобрать инструментарий;

умение запустить исследование;

умение осуществить анализ результатов;

умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;

Примерные критерии написания исследовательской работы;

умение интерпретировать полученную статистику;

умение свернуть и развернуть информацию;

умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой

Примерные критерии публичного выступления;

познавательная ценность темы;

оригинальность и ценность собранного материала;

исследовательское мастерство;

структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.











КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА КОНФЕРЕНЦИЮ


Фамилия, имя автора

Тема работы

Методологический аппарат

Представление работы

Итог

обоснование темы, актуальность

наличие цели и задач исследования

наличие гипотезы

методы исследования

соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам

соответствие выводов полученным результатам

культура оформления материала (оформление текста работы, системность изложения материала, использование графических и наглядных средств)

оригинальность собранного материала

практическая значимость

пролонгация опыта (продолжение исследования)

качество выступления (эмоциональность, свободное владение материалом)

реакция слушателей на выступление докладчика (резонанс, отклик)

наличие собственного мнения

наличие презентации

убедительность и доказательность ответов на вопросы жюри


1



















2



















3



















4




















Приложение 2

Этапы учебно-исследовательской деятельности

Ведущие умения учащихся

  1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;

Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Выделение материала, который будет использован в исследовании;

Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);

Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.

Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.