СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимний вечер А.С.Пушкин

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зимний вечер А.С.Пушкин»

Открытый урок по литературе в 5 «а» классе Подготовила: Алиева.М.Ф- учитель русского языка и литературы,

Открытый урок по литературе в 5 «а» классе

Подготовила: Алиева.М.Ф- учитель русского языка и литературы,

Цели урока:   I. Познавательные:  1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности;  II. Развивающие:  1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;  2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное;  III. Воспитательные:  1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;  2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;  3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.
  • Цели урока:  I. Познавательные: 1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности; II. Развивающие: 1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения; 2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное; III. Воспитательные: 1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел; 2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература; 3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.
 Эпиграф Буря мглою небо кроет  А.С.Пушкин .

Эпиграф

  • Буря мглою небо кроет
  • А.С.Пушкин .
Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

А.Саврасов «Зимний пейзаж»  А.Саврасов « Зимняя дорога »

А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов « Зимняя дорога »

Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Только с няней  Ариной Родионовной Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни. Село Михайловское,  место ссылки  Александра Сергеевича Пушкина

Только с няней

Ариной Родионовной Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни.

Село Михайловское,

место ссылки

Александра Сергеевича Пушкина

метель, вьюга, пурга, буря, буран .

метель, вьюга, пурга, буря, буран .

Вы работали по группам по опережающим заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. (1 группа)    а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?  б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении.  в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика?  г) – Какие слова можно отнести к образу бури?  д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?

Вы работали по группам по опережающим заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. (1 группа)

  •    а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»? б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении. в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика? г) – Какие слова можно отнести к образу бури? д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?
Комнатка няни . Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне песню, как девица  За водой поутру шла.

Комнатка няни .

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

Записать наблюдения в таблицу  б)   метафоры : «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.     олицетворения : «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…»    сравнения : «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;  «как путник запоздалый, застучит».  в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла;  г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе.  д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей

Записать наблюдения в таблицу

б)   метафоры : «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.    олицетворения : «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…»    сравнения : «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;  «как путник запоздалый, застучит».

  • в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла; г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе. д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей
 Домик няни. Михайловское

Домик няни. Михайловское

   Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.   Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.

Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.

  • Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.
Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее .

Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее .

. Домашнее задание : Выучить наизусть  стихотворения «Няне» А.С.Пушкина.

. Домашнее задание : Выучить наизусть стихотворения «Няне» А.С.Пушкина.