Значение массажа в системе устранения заикания Автор: учитель начальных классов Тыщенко Екатерина Александровна
Применение массажа при заикании
Применяя массаж можно активизировать и
восстановить деятельность артикуляционных
органов, ускорить процесс исправления
звукопроизношения.
Существует несколько видов массажа:
- кистей и пальцев рук;
- языка;
- точечный;
- су-джок терапия.
Массаж оптимизирует процесс коррекции
заикания и способствует оздоровлению всего
организма.
Массаж языка сопровождается прочтением
потешек, скороговорок, стихов.
Движения пальцев имитируют
происходящие в стихотворении события,
действия. Это отвлекает ребенка от возможных
неприятных ощущений.
Массаж кистей и пальцев рук
Для снятия мышечного напряжения можно применять:
- «сухой душ»;
- «сухой бассейн».
«Сухой душ» представляет собой прикрепленный к потолку деревянный или пластиковый сетчатый каркас в форме круга не менее 80 см, к которому с одного конца закреплены спадающие к полу узкие атласные ленты разных цветов. Цель использования: снятие мышечного напряжения с открытых участков тела. Можно использовать в любой части комплексного занятия.
«Сухой бассейн» - это небольшая глубокая миска (диаметр 25 см, высота от 12 до 15 см), заполненная на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
- Нормализации мышечного тонуса;
- Стимулированию тактильных ощущений;
- Увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук.
Его можно выполнять под музыку или сопровождать текстом:
В миску насыпали горох
И пальцы запустили.
Устроили там переполох
Чтоб пальцы не грустили.
На дно этого «сухого бассейна» можно спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Опустить кисти рук и доставать игрушки.
В миске не соль совсем не соль
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей.
Мы их достанем без затей.
Точечный массаж
Точечный массаж биологически активных точек (БАТ) – это воздействие, которое стимулирует и успокаивает нервную систему и стимулирует кровоснабжение, уменьшает болезненность, снижает мышечное напряжение.
Перед массажем нужно расслабиться, отвлечься от постороннего, разогреть руки и осторожно нащупать точку БАТ кончиком пальца. При надавливании БАТ возникает ощущение боли или ломоты. Давление на БАТ – подушечкой пальца. Движение пальца – горизонтально-вращательное, направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.
Виды:
- успокаивающий;
- тонизирующий.
Положение пальцев и кистей рук
Точечный массаж при заикании
Точечный массаж используется как дополнение к логопедическим занятиям и медикоментозному фону, назначенному врачом. Воздействие на точки следует проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливания в течении 3-5 минут. Курс – 12 ежедневных сеансов, повторные курсы проводят с перерывом в 7-10 дней.
Успокаивающий метод – это вид массажа непрерывным воздействием, плавными медленными, вращательными движениями без смещения кожи или надавливание подушечкой пальца с постепенным нарастанием силы давления (без заметной ямки) и задержкой пальца на глубине. Прием повторяют 3-4 раза с возвращением каждый раз к исходному положению, не отрывая пальца от точки. Длительность массажа каждой точки 3-5 мин.
Точечный массаж при заикании
Массаж языка
Су-джок терапия
Цель:
- Нормализация мышечного тонуса;
- Опосредованное стимулирование речевой области в коре головного мозга.
Су-джок акупунктура (су – это кисть, джок – стопа) – последнее достижение восточной медицины. Это воздействие на определенные точки. В су-джок терапии используется самомассаж пальцев с помощью колец (ежиков, грецких орехов). Так же используются вода и песок для снятия мышечного напряжения.
Для снятия мышечного и психического напряжения
Взять 2 грецких ореха и круговыми движениями массировать кончики пальцев на обеих руках. После массажа руки опускаются в песок или в воду и выполняются определенные упражнения:
- сжимают и разжимают кулаки;
- «создают волны»;
- чередуют упражнения «ушки», «рожки».
Презентация по логопедии
Использованная литература:
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
- Журнал «Логопед» № 1, 3 за 2008 г., № 2 за 2009 г.