Музыкально-дидактическая игра – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Программа музыкального развития дошкольников строится на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, а это одна из главных задач музыкального воспитания детей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Приобщение ребёнка к миру музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем «рассказывает» музыка, какими выразительными средствами достигается эмоциональное состояние ребёнка, способностью сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшимся ему в жизни.
Музыкальные образы «…побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка «рассказывает», - пишет Н. А. Ветлугина. Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но стремится сопоставить все это с чем-то реальным».
Именно с этой целью в своей деятельности я применяю музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Моя задача , как педагога - помочь сделать жизнь ребят в детском саду интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью общения и творчества.
ЦЕЛЬ: развивать музыкальные способнасти детей посредством музыкально-дидактических игр и пособий
Способствовать активному восприятию музыки дошкольников, в доступной форме приобщать их к основам иузыкального искуства.
Задачи:
Приобшать детей к музыкальной культуре,расширять их музыеальный кругозор
Развивать музыкально-сенсорные способнасти,активизировать слуховое восприятие детей.
Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота. Темб. Громкость .длительность),
умение различать их в предлогаемых музыкальных произведениях
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительной)
И в этом мне помогают музыкально-дидактические игры , именно они способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактическая игра, как игровой метод обучения,направлена на усвоение, закрепление знаний о музыке; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка. Основное её назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, привлечь детей к творчеству, активизировать пассивных детей к игре, содействовать формированию музыкальных представлений и интересов.
Она обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха. Музыкально-дидактические игры объединяют все разделы музыкального воспитания детей, а именно: пения, слушания, музыкально ритмических движений, игры на музыкальных инструментах..
Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая раскрыться малоактивным и застенчивым детям, помочь им войти в мир игры и творчества, дать возможность почувствовать себя нужным, расположить к себе детей. Руководя игрой музыкальный руководитель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий К.В. Тарасова делит музыкально- дидактические игры на три вида:
1. Сюжетно-ролевые;
2. Настольные;
3. Подвижные.
Сюжетно-ролевые – это музыкально- дидактические игры, имеющие определенный сюжет и роли.
Например: «Солнышко и дождик», «Что в корзиночке моей?», «Веселый поезд», «Музыкальная шкатулка», «Кого встретил колобок».
Настольные игры – это игры на ограниченном пространстве с
использованием наглядных пособий. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина, классифицируют настольные музыкально- дидактические игры по четырем позициям:
1. Игры, развивающие у детей звуко-высотный слух: «Птички и мишка» «Качели», «Курочки и цыплята» «Труба»…;
2. Игры, развивающие ритмические слух: «Ножки и ладошки», «Ритмическое лото»…; «Гусеница»,
3. Игры, развивающие тембровый слух:
«Музыкальные инструменты»…; «Угадай, на чем играю?», «Шумовые и музыкальные звуки»
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко – тихо», ». «Барабанщики» «Кто самый внимательный», « Музыкальный караблик»
Подвижные игры – это хороводные, с элементами соревнования под музыку.
Уже с раннего возраста дети начинают знакомиться с музыкальными инструментами такими, как погремушка. На этом этапе дети ещё неосознанно знакомятся с тембровым звучанием инструмента, а также учатся определять настроение в музыке.(весело –грустно)
В младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Учатся различать звучание бубна (ходьба стайкой за воспитателем) и погремушки (лёгкий бег). Чтобы заинтересовать детей и создать радостное настроение, уместно использовать игрушку или сказочного героя, который принесёт корзиночку с погремушками. В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его. Можно использовать такие дидактические игры, как «Солнышко и дождик», «Кукла шагает кукла бегает», «Барабанщики», «Чудесный мешочек» .
Игра «Мишка и медвежата»
К игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.
В средней группе большое внимание уделяется развитию творчества детей в музыкальной деятельности по принципу «Вопросы-ответы», загадки. «Кто в домике живет»
Игры на развитие звуко-высотного слуха: « Куда полетела бабочка», «Весёлые гармошки», «Качели», «Лесные гости »
Игра «Определи»
Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю).
Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой..
Игры на развитие звукового внимания и ритма: «Весёлые дудочки», «Ритмическое кубик », «Ритмическое эхо».
Игры для развития музыкальной памяти и тембрового слуха : «Кто как поёт », «Музыкальные инструменты», «Ходим кругом» .
Игры, развивающие представление об основных жанрах музыки: «Песня –танец- марш », «Кто самый внимательный»,
«Что делают дети ?»
Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.
Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами.
Игра «Не зевай»
Задачи: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок, развивать память, совершенствовать умение различать структуру музыкального произведения.
«Раз, два, три, - ребенок исполняет на муз. инструменте ритм
Не зевай ! - передает соседу муз. инструмент
Поиграл – выполняют действия первой строки
Передай! - передают следующему соседу
Раз, два, три,- выполняют действия первой строки
Не спеши!- передают следующему соседу
Как играть – выполняют действия первой строки
Покажи!»
Оборудование: любой музыкальный инструмент.
Правила игры: дети сидят на ковре, одному из ребят педагог дает
музыкальный инструмент. Под текст дети выполняют задания, у кого остался музыкальный инструмент придумывает свой ритмический рисунок, а дети повторяют его хлопками.
Похожая игра «Забавные дорожки» Дети выполняют ритмические рисунки с помощью схемы .а в дальнейшем сами придумывают свои .можно устроить соревнования между мальчиками и девочками .в виде ритмических дорожек .усложнение- мажорная дорожка и минорная .определять по настроению знакомых произведений .
Для развития у детей интерес к игре на музыкальных инструментах можно использовать музыкально-дидактические игры: «Весёлый бубен», «Весёлые музыканты», «Музыкальные инструменты» и другие.
«Музыкальная пирамидка» - игра можно проводить как в старшей ,так и в средней группе Развивать слуховую память, мышление, внимание, умение определять количество звуков на слух.
«Веселый бубен»
Задачи: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма.
«В руки ты его возьмешь,
То ударишь, то встряхнешь,
Никогда он не скучает,
Угадай, какой играет?»
Оборудование: бубны нескольких видов (маленький, средний, большой).
Правила игры: дети стоят спиной в круг, в центре круга ребенок с разными бубнами. Дети поют, а ведущий двигается хороводным шагом, по завершении песни останавливается и играет в бубен. Тот ребенок, за спиной которого он остановился должен узнать и сказать, какой из бубнов звучал. Если он ответил правильно, он становиться ведущим.
Особую роль в развитии музыкального творчества детей играют детские музыкальные инструменты, которые могут быть не только весёлыми музыкантами, но и умелыми рассказчиками. Начинается такое творчество импровизация с самого простого: два-три разнохарактерных инструмента и 2- 3 персонажа придуманной сказки или истории.
Такие игры помогают развить музыкальный слух у детей, музыкальную память, чувство ритма, пробуждают фантазию детей. Открывают большое поле для творчества детей.
Музыкально-дидактические игры «Веселые кубики»
способствуют проявлению творчества, концентрации внимания и слуха, развивают память, чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Для организации игр необходимы большие кубики.
Кубик можно изготовить из квадратной картонной коробки, либо воспользоваться мягким строительным модулем. Изображения на гранях кубика можно сделать из цветной самоклеящейся бумаги, наклеить готовые вырезанные картинки Самое главное, кубик должен быть ярким и легким
– младшая, средняя группа
Задача: Учиться звукоподражанию разных голосов животных своим голосом, изменяя темп, высоту согласно своим возможностям.
Ход игры: Педагог и дети сидят или стоят в кругу. Звучит любая несложная мелодия, педагог и дети передают кубик друг другу, произнося текст:
Кубик детям передай
Кто пришел к нам, угадай!
Ребенок у которого оказался кубик, бросает его на пол в круг. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани, дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается (мяу-мяу-мяу) и т.д.
Другой вариант игры:
Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, маракас, треугольник, дудочка, колокольчик,(такие же музыкальные инструменты на картинках размещены на гранях кубика).
Дети стоят в кругу и передавая друг другу кубик под музыку говорят:
Ты беги, веселый кубик
Быстро – быстро по рукам,
У кого остался кубик,
Тот сейчас сыграет нам.
Бросающий кубик, называет картинку, берет со стола аналогичный инструмент и играет на нем, дети ему аплодируют в конце игры.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ БИЗИБОРД «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК».
Сделан в виде чемоданчика . Он безопасен и удобен. Крышка от сундучка несет свою функцию – стола, где можно расположить любой музыкальный инструмент .
С внешней стороны располагается нотоносец с номами .
С другой внешней стороны чемодана расположены кормашки для муз дидактических игр . Чем это удобно :
Во –первых:
- внутри бизиборда можно хранить дополнительные музыкальные инструменты, дидактические игры, музыкальные игрушки, маски и т. д. ;
- в таком бизиборбе происходит частая сменяемость музыкальных инструментов, что позволяет детям, самим решать на каком музыкальном инструменте он будет проигрывать тот или иной ритм;
Другой вариант бизиборда - круглой формы сделан из обычного ведра с чехлом ,куда пришиты множество карманчиков .
ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗИБОРДА:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- создавать радостную атмосферу;
- побуждать детей к активности;
- учить детей проявлять себя в подпевании;
- учить детей связывать движения с музыкой;
Игра с музыкальным бизибордом «Волшебным сундучком» доставляет детям эмоциональное наслаждение, вызывает чувство радости от совершаемых действий, побуждает интерес к музыкальным занятиям .
«Лэпбук - в переводе значит «наколенная книга» «Веселые нотки»,
Цель: которого является знакомство с нотной грамотой детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Дать представление об эмоциональном содержании звуков и умений соотносить цвет с нотой.
Развивать ассоциативное мышление, слуховое воображение.
Учить использовать цвет с высотой звучания нот. Развивать навыки творческого музицирования.
Развивать чувство ритма.
Сюда входят :
2.Музыкально- дидактическая игра «Радужные нотки».
3.Музыкально- дидактическая игра «Птички на проводах».
4.Обучающее пособие «Разноцветные песенки».
5.Музыкальные загадки.
6.Музыкально- дидактическая игра «Ритмический паровозик».
Использование музыкально- дидактических игр играет немаловажную роль в развитии творческой инициативности.
Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, я создаю проблемно-игровые ситуации. Например, я говорю: «Ребята, нам поручили приготовить развлечение для малышей ..» Предлагаю посмотреть видио…
************************************************
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей
Я надеюсь, все предложенные мной игры помогут педагогам обеспечить интегрированный подход к реализации музыкальных программ, познакомят воспитанников с особенностями музыкального языка, помогут приобщить к музыкальному искусству, развивать музыкальные способности, расширить кругозор детей