СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение Петровских преобразований России. Секулярный мир и религиозность. Значение Петра I в строительстве Александро-Невской Лавры и перенесении им мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован на уроках, внеурочной деятельности и классных часах.

Просмотр содержимого документа
«Значение Петровских преобразований России. Секулярный мир и религиозность. Значение Петра I в строительстве Александро-Невской Лавры и перенесении им мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского»

Дата: апрель 2022

Тема: «Значение Петровских преобразований России. Секулярный мир и религиозность. Значение Петра I в строительстве Александро-Невской Лавры и перенесении им мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского».

Цель

- познакомить учащихся с историей России во времена правления Петра I, с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества; с историей создания Александро-Невской Лавры.


Задачи:

Образовательная -познакомить с историческими событиями нашей страны; формировать у учащихся общую историческую культуру.

Развивающая – развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения русских героев на благо своей Родины; развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников; накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества; развивать у детей умение слушать предложенный материал, умение осмыслить его и выделить главную мысль.

Воспитательная – пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником, воспитывать волю, мужество, справедливость, доброту, честность, выносливость; воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства; воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;


Основные понятия: секулярный мир.


Оборудование: презентация, тетради для классных часов, видео https://www.youtube.com/watch?v=BxUYlaVZJGM с 0,32 по 3,55мин..


Ход урока:

слайд

учитель

ученик

1.

Многим кажется, что можно жить только сегодняшним днём и не думать о том, что было в прошлом и случается в будущем. Но оглянись вокруг – и ты увидишь повсюду следы прошлого твоей великой Родины. Если мы хотим не растерять её богатств, накопленных предками, и сохранить их для будущего, нам надо лучше узнать свою страну – её прошлое и настоящее.


2.

– Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках?


Кто из вас бывал в нём?


Чем вам запомнился этот город?


Знаете ли вы, как давно он был построен?

На какой реке он построен?




Ответы детей.


Поднимают руки.



Ответы детей.

С 1720 года в документах встречаются его названия.

Нева.

3.

– Россия владела устьем реки

Невы 800 лет. Всё это время здесь были только дремучие леса и непроходимые болота, городов не было.



4.

– Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает Санкт-Петербург – город-порт, новая столица России.



5.

Какое вы заметили противоречие?




– На каком месте возник город?




До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!



У реки Невы, где были только дремучие леса и непроходимые болота.


- Как вы думаете, легко ли построить город среди дремучих лесов и болот?


– Какой возникает вопрос?


Да, зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?

- Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства?

А вот в начале XVIII века, такое событие произошло! Принять такое ответственное решение мог только человек, который предвидел будущее своей страны. Кто же он?


- Как Вы думаете, какова тема нашего классного часа?




Ответы детей.


Зачем?









Ответы детей.






Этим человеком стал Петр Первый.



Ответы детей.

6.

Откройте тетради и запишите тему.


Записывают:

Тема: «Значение Петровских преобразований России. Секулярный мир и религиозность. Значение Петра I в строительстве Александро-Невской Лавры и перенесении им мощей Святого Благоверного Князя Александра Невского».

7.

Значение каких слов вам не понятны?

Может, кто-то знает?


Обратимся к словарям: Секулярный – книжное слово обозначает, свободный от церкви, т.е. светский. Запишите.


Секулярный


нет





Записывают значение слова…

8.


- Давайте посмотрим на реку времени Российской истории. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков?



И круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.

– Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Такое событие может произойти просто так, без значимой причины?


Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Хотите узнать?






Река ударяется о камень «Преобразования Петра I»











Нет.



Да.

9.

- Посмотрите на карту России XVI–XVII веков.

В это время Россия имела выход в 3 моря: Азовское, Каспийское и Белое.

Река Нева впадает в Балтийское море. Как вы думаете, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы?











Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?

10.

Чтобы завоевать выход к морю построить крепость, наверное, было недостаточно.

Согласны?

Вероятно, нужны были и другие преобразования.


Перед нами возникло несколько вопросов.






Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века.


Представьте себе, что более 300 лет назад здесь, в устье реки Невы, были дремучие леса и непроходимые болота. Русские правители владели этими землями около 8 веков, и никому из них не приходила в голову мысль построить на этом месте город. И вдруг за 10 лет по приказу царя Петра 1 здесь возвели новую столицу России.

Тысячи людей, стоя по пояс в холодной воде, забивали сваи, рыли каналы, возводили дома и мосты. Многие из них умерли от болезней, и их кости лежат сейчас под фундаментами петербургских дворцов.

- Почему русские правители на протяжении восьми веков не строили в устье Невы город?


- Что сделал Пётр 1?


- Какой возникает вопрос?

- Можете ли вы теперь ответить на вопрос «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?»










Царь Пётр понял это и начал преобразования. Какие?








Пётр и сам трудился не покладая рук: он был не только правителем государства, но и солдатом, моряком, строителем. При этом царь не жалел ни себя, ни своих подданных.


– Как вы думаете, в результате реформ государство окрепло?


- Хотели бы вы жить в России времён Петра I?








Да.


Читают: – Зачем были нужны преобразования?

– Какие преобразования проведены?

– Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?






























Ответы детей.


Ответы детей





- К началу 18 века, Россия была отрезана от морей землями других государств. У неё не было флота, ей трудно было торговать с другими странами.

Россия начинала отставать от наиболее сильных и развитых государств.



Он создал новую армию и флот.


По его приказу строили заводы и мастерские, открывали школы, печатали книги и газеты.










Да.



Ответы детей.

11.

Рассмотрите рисунки – Петровские реформы.

- Как царь Пётр проводил реформы?


– Запишите вывод: реформы были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.


– Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?


– Мы не ответили еще на 3 вопрос: Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?


В начале 18 века земли по берегам Балтийского моря принадлежали королевству Швеция.


Пётр 1 начал войну за выход к Балтике и после тяжёлой изнурительной борьбы одержал победу.




Насильно, люди не хотели, их заставляли…




Записывают.





Ответы детей.

12.

Андреевский флаг, который поднимали на военных кораблях России.











13.

Приобрёл новый смысл: четыре конца креста стали символизировать 4 моря, к которым Россия имела выходы – Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское.







Зарисовывают в тетрадь Андреевский флаг.

14.

В 1703 году в устье реки Невы Пётр основал город Санкт – Петербург, который стал новой столицей России и её морскими воротами. Сюда прибывали корабли под флагами разных стран. У России тоже появился свой бело – сине – красный флаг, который поднимали на торговых кораблях.


15.

Вывод: Благодаря Петру I в России произошло множество изменений. Какие?




Новые государственные символы.


Укрепилось положение России на международной арене



Появилась новая столица государства.

Торговый и военно-морской флаги.


Были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля.

16.

В соответствии с протоколами Синода было принято решение «молить царя» «прияти титул Отца Отечества, Петра Первого и Императора Всероссийского».

Первая реакция Петра на инициативу его соратников была отрицательной. Царь «долго отрекался» принять титул и приводил к тому многие «резоны». Затем, однако, «важные представления» сенаторов и архиереев взяли верх, и Петр «склонился на то».


17.

Включает отрывок из видео «Как Петр стал императором? [День в истории. 2 ноября]» с 0.08 мин до 11.41 мин. https://youtu.be/kbxmbZ7tK8A


2 ноября 1721 Россия стала Империей, Петр I принял титул Петра Великого, Императора Всероссийского.




Как изменилось название Российского государства после победы над Швецией?


В Россию пришли новые времена.










Записывают в тетрадь: 2 ноября 1721 Россия стала Империей, Петр I принял титул Петра Великого, Императора Всероссийского



Российская Империя.

18.


Замыслу Петра I также принадлежит основание одного из старейших монастырей в Санкт-Петербурге – Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Лаврой заканчивается Невский проспект, вход в Лавру отделен от одноименной площади въездными воротами с церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радость.

Место закладки монастыря выбрано неспроста и носит мистически легендарный характер.


19.

Именно здесь по преданию в 1240 году перед знаменитой Невской битвой произошла встреча святых Бориса и Глеба с русским воином, пообещавших помощь и покровительство своему крестнику Александру. Закладка монастыря в таком месте по замыслу Петра I позволяла приобрести небесного покровителя в лице Александра Невского, святого канонизированного церковью за свои благие для Отечества дела.

Монастырь был построен на том месте у Невы, где по преданию произошла одна из битв со шведами.


20.

Пётр 1 при­ка­зал пере­не­сти мощи вели­кого князя Алек­сандра Нев­ского, почи­вав­шие во Вла­ди­мире, на те места, где свя­той герой одер­жал победу, про­сла­вив­шую его память. Бог, все­гда нис­по­сы­лав­ший успех наме­ре­ниям бла­го­че­сти­вого Петра, нис­по­слал ему радость видеть испол­не­ние этого усерд­ного его жела­ния: мощи Нев­ского были при­ве­зены в новую сто­лицу 30 авгу­ста 1724 года, в то время, когда госу­дарь еще был настолько здо­ров, что сам выехал встре­тить их на вели­ко­леп­ной галере и соб­ствен­ными руками участ­во­вал в пере­не­се­нии их на эту галеру и потом в цер­ковь Алек­сан­дро-Нев­ского монастыря.


21.

В каком городе находится Александро-Невская Лавра?


Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?



В Санкт-Петербурге.




Ответы детей.

22.

Внимание на экран! https://youtu.be/BxUYlaVZJGM с 0,32 по 3,55минуты




Смотрят видеосюжет.



23.


-Что можно сказать о Секулярном мире и религиозности?


На этом наш классный час подошел к концу.

Спасибо за работу.




Ответы детей.