СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаешь ли ты первоцветы? (2 часть)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Знаешь  ли ты  первоцветы?»

(ПРОДОЛЖЕНИЕ, часть 2)

Летневегетирующие (длительновегетирующие) - виды с ранним началом вегетации. В основном это корневищные многолетники, зацветающие в первой декаде мая. Все лето у них сохраняются листья, осенью они засыпают, а на их месте закладываются новые зимующие. Таким образом, эти растения зимнезеленые. К ним относятся многие виды фиалок, медуница, чесночница и др. Интересно рассмотреть развитие и размножение летневегетирующих видов на примере многолетних фиалок. В Крыму произрастает почти два десятка видов фиалок. Они отличаются определенными морфологическими признаками, экологией местообитания и цветения, а также географическим распространением. Интересно, что фиалки легко распознаются по запаху. У каждого вида свой оттенок. Общими у них являются особенности развития. Первыми появляются обычные цветки с ярким околоцветником, тычинками и пестиком. В них отражена сопряженная эволюция к опылению определенными насекомыми: наличие нектарника, фиолетовая окраска, запах и т. д. И тем не менее они редко образуют семена, т. е. являются практически бесплодными. Несколько позже развиваются редуцированные (без околоцветника), невзрачные, но плодущие цветки. В них происходит самоопыление. Это своеобразное приспособление к семенному размножению. Семена у фиалок прорастают в трудных условиях, мешает лесная подстилка, поэтому семенное возобновление редко. Чаще фиалки размножаются вегетативно с помощью надземных и подземных видоизмененных побегов (столонов и корневищ). Корневища нарастают медленно. Взрослому цветущему растению не менее 20-30 лет. Вырывая его с корнем, мы уничтожаем часть популяции.

Среди раннецветущих растений кроме многолетников есть и однолетники, так называемые эфемеры. Это маленькие (3-10 сантиметров) растеньица, едва различимые среди отрастающей зелени. Но, как правило, они образуют целые скопления многих особей и во время их цветения кажется, что земля как бы посыпана крупой. Белые цветки веснянки весенней образуют целые аспекты. Свое название "эфемеры" они получили за кратковременность своего развития. Весь жизненный цикл (от семени до семени) проходит за несколько дней, реже - 2-4 недели. В конце апреля, когда разрастаются дерновины злаков, они засыхают и найти их невозможно. Эфемеры не могут конкурировать с многолетниками, так как имеют очень слабую корневую систему, поэтому их раннее цветение- единственная возможность существования среди многолетников. Эфемеры - растения с замедленным ростом и быстрым развитием.

Вырывание подземной части вместе с цветками приводит к их истощению и гибели. Многие весенние растения массово уничтожаются. Одни усиленно собираются как лекарственные. Другие сокращают свой ареал из-за распашки целинных участков степи. И, наконец, третьи обладают высокодекоративными свойствами и истребляются на букеты. Организовано для продажи истребляют подснежники, сон-траву, дикие тюльпаны, крокусы.

По данным экологов, ежегодно в течение февраля-марта из Крыма  вывозится около 15 миллионов подснежников! Конечно же, они занесены в Красные Книги. Но где они, эти Красные книги? А мы вот они, готовые хоть сейчас - на природу. Если человек, если мы с вами, не пожалеем, не поможем, не проникнемся бедами наших растений, никакие Красные книги не помогут Крыму. С потерей каждого вида мы обделяем не только себя, но и детей наших детей. В Японии детям с ранней поры внушают: сорвать, выбросить или растоптать цветок может только плохой, жестокий человек. Каждую весну во время цветения сакуры японские семьи поднимаются в горы, чтобы полюбоваться её цветами. Давайте любоваться крымскими цветами, ведь прикоснуться к красоте можно только сердцем!

Сейчас достаточно пройтись по рынку, чтобы ежедневно увидеть десятки торговцев с набитыми краснокнижными видами сумками совершенно открыто рпедлагающими товар. Как правило в основном это  подснежник. Это нарушение закона, на который торговцы никак не реагируют. А если и реагируют, то в таком стиле " Ничего мне за это не будет" или " Наказание слишком незначительное или его совсем нет, так как никто к нам не подходит и никто не гоняет"

Задание  № 1. Сейчас вы познакомитесь с первоцветами, которые встречаются у нас в Крыму, но  не просто познакомитесь. Вы получите карточки, на которых  слева будет описание растения, а справа контуры этого цветка. Ваша задача,  прочитав описание, правильно раскрасить растение.

Задание № 2. Теперь сдайте работы.   Объединитесь в группы по 5 человек. Сейчас я вам раздам фломастеры разных цветов и карточки, на которых изображены фотоснимки первоцветов в естественной среде обитания. Ваша задача вспомнить и подписать их названия. Потом команды  должны поменяться карточками и найти ошибки, если такие есть и исправить. Сдайте работы.

Вы уже познакомились с внешним строением первоцветов, а теперь давайте узнаем интересные особенности биологии.

Цветы медуницы меняют свой цвет:  розовые – красные – синие – фиолетовые. Цветы распускаются не одновременно, поэтому растение напоминает разноцветный букет. При этом насекомые летят только к розовым или красным цветам (в них есть нектар). А вот люди собирают её листья и используют как лекарство от лёгочных заболеваний. Именно поэтому латинское  название звучит так – пульмонария – переводится как легкое. Но, собирая растения ради листьев, люди повреждают корневище растения, поэтому к следующему году всё растение пропадает.

Фиалка собирается в больших количествах не только потому, что она относится к первоцветам, но и потому, что она помогает проявить свои чувства. Например, во Франции фиалка означает верность, в Польше её девушка имеет право подарить только своему жениху, в Крыму срывают фиалку ради потехи.

Ветреницу в народе называют растение-путешественник. Это значит, что ветреница размножается корневищем: прошлогодние побеги отмирают, а новые растут в определённом  направлении. Вырывая ветреницу с корнем – мы полностью уничтожаем растение.

У чистяка весеннего к лету надземная часть отмирает, а в почве остаётся шишковидно-утолщённые  клубневидные корни. В средние века, во время войн, голода и неурожая их употребляли в пищу. Молодые растения (до начала цветения) содержит витамин С, следовательно их использовали как приправу к весеннему салату, а с начала цветения он становится горьким и ядовитым. Семенами почти не размножается, а только вегетативно (при помощи клубней и выводковых почек). Для быстроты сбора чистяк вырывают с корнем, а значит, лишают возможности размножаться.

Задание № 3.  Теперь я вам предлагаю разгадать кроссворд, в котором зашифрованы названия первоцветов. Вам даётся 15 минут. (См приложение) В случае затруднений можно дать перечень первоцветов, которые нужно правильно подобрать в кроссворде Ответы на кроссворд.

1. Фиалка. 2. Гиацинт-тюльпан. 3. Ветреница. 4. Цикламен. 5. Пролеска. 6.Подснежник. 7. Пион. 8. Примула. 9. Птицемлечник, крокус, сон-трава, асфоделина, адонис.  10 Хохлатка 11. Медуница.  12. Мимоза 13. Мать и мачеха

Задание № 4. Кроссворд вы разгадали, вспомнили, как называются Крымские первоцветы. Следующее задание будет на проверку памяти. Команды получат конверты с наборами  частей растений. Ваша задача правильно сложить из них изучаемые первоцветы и наклеить на чистый альбомный лист.  Написать название первоцветов.

Задание № 5. Вашим домашним заданием было придумать и создать листовку или плакат агитационного или информационного характера. Сейчас вы получите возможность защитить её перед классом.  (Дети защищают свои работы).

Вы узнали много информации, как вы считаете, нужно ли защищать первоцветы? Нужно. Поэтому в конце занятия мы распространим листовки среди обучающихся  учебных объединений МОУ ДОД ЦНТТ (школы).

Задание № 6. В заключении нашего занятия мы сделаем бумажный первоцвет, чтобы он хотя бы частично заменил нам живой цветок.

А теперь вы раздадите листовки среди обучающихся школы

Благодарю за внимание. Урок окончен.