СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с геометрическими представлениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании можно в различных играх и игровых упражнениях.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с геометрическими представлениями»

Детей четвертого года жизни учат различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Для ребенка, как, впрочем, и для взрослого, геометрические фигуры — это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их как эталоны в познании формы окружающих предметов.

Детей учат сначала различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. А различать — значит находить среди других. Знакомя с геометрическими фигурами, их предъявляют попарно. Например, у детей в руках — круг и квадрат. У педагога — точно такие же по цвету и величине фигуры. Воспитатель предлагает детям игру «Найди такую же». Он показывает им круг и просит дать такой же. Дети выбирают круг и показывают его педагогу. Чтобы сформировать представление о той или иной геометрической фигуре (сенсорном эталоне), необходимо включение различных анализаторов. Поэтому, когда ребенок нашел круг, необходимо осязательно-двигательное обследование формы: обведение контура данной фигуры. Педагог предлагает, поставив палец на край круга, обвести его. Воспитатель показывает, как это надо сделать, обращает внимание на то, что рука свободно скользит по кругу. Только после этого называет: «Это круг». Затем то же самое дети проделывают с квадратом. Ребенок находит у себя нужную фигуру, обводит ее рукой под руководством взрослого: «Смотри, как движется палец: прямо, потом угол, вниз, снова угол». В самом конце воспитатель называет фигуру.

Вначале ребенок воспринимает каждую фигуру обособленно, не замечая сходства и различия между фигурами. Поэтому на следующих занятиях круг и квадрат, находящиеся у воспитателя, будут отличаться от круга и квадрата у детей сначала по цвету, потом по величине, а затем и по цвету, и по величине. Задание останется прежним: «Покажи то же, что у меня». Таким образом, ребенок постепенно начинает абстрагировать форму от других признаков предметов.

Та же методика используется и при знакомстве с треугольником, который сначала сравнивают с кругом.
Закреплять представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании можно в различных играх и игровых упражнениях. Приведем примеры.

Игра «Геометрическое лото». Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Игра «Разложи в коробки». В этой игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники (рис. 4).

Задание детям — навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.

В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

Игра «Найди свой домик». Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.
«В этом домике живут все круги,— говорит воспитатель,— в этом — все квадраты, а в этом — все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Игра «Найди пару». На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.



Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
Игра «Что изменилось?». Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.

Главная страница =библиотека=оглавление

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.

Ранее дети уже познакомились скругом, квадратом, треугольником(могут найти и назвать эти фигуры), теперь их учат различать и называть предметы круглой, треугольной, квадратной формы.Все задания, которые подбирает педагог для этой цели, должны соответствовать тем основным принципам обучения дошкольника, о которых мы говорили в начале нашей книги.

Прежде всего, важно помнить, что обучение дошкольников началам математики наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач, которые специально продумываются воспитателем.

Игровая форма поможет педагогу привлечь внимание детей к занятию, создать у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям, должна способствовать усвоению программного материала. Другими словами, педагог ставит перед собой цель научить детей, упражнять их в чем-либо и т. д.; перед ребенком же стоит совсем иная задача — игровая.

Можно подобрать множество игр, в которых учет различных свойств предметов определяет результат действий ребенка. Так, в игре «Найди свое место» умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же, оказывается необходимым условием выполнения игрового действия. Рассмотрим эту игру. Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Дети расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По условленному сигналу (например, бубен замолк) дети находят свое место, т. е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением его геометрической фигуры. Таким образом, изображение геометрической фигуры служит средством для достижения цели.

Игра эта может усложняться. На первых занятиях фигура, изображенная на карточке, абсолютно идентична той, что у ребенка в руках. Он может проверить себя, наложив свою фигуру на ее изображение. На последующих занятиях фигура, изображенная на карточке, может быть больше или меньше по размеру. При повторном проведении игры карточки, разложенные на стульях, перекладываются. Только в этом случае дети действительно каждый раз должны находить свое место.

Приведем еще один пример игры, где наиболее ярко можно продемонстрировать, как достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.

Игра «Найди свою фигуру». Воспитатель делает из картона ящик, в котором прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной формы. Цель занятия — научить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.

Педагог делит детей на две группы: у одних — геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике; у других — конверты с изображением круга, треугольника, квадрата. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь по изображениям на своих конвертах.



В такой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему появляется речевая активность играющих. Например, ребенку всегда важно не только то, правильно ли он нашел свою фигуру, но и то, правильно ли нашел фигуру его товарищ. При этом дети очень хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» или «Это, это бери! Видишь: здесь квадрат и вот квадрат.
Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

Игра «Гаражи». Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» — круг, квадрат, прямоугольник ли треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, прямоугольником, квадратом или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.

Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Педагог проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Все подобные игры ценны тем, что перед детьми стоит лишь игровая задача, а то, что при этом усваивается тот или иной программный материал, знает только воспитатель, организующий занятие.
Рекомендуется на занятиях сравнить квадрат с прямоугольником и треугольником, квадрат с кругом, определив, чем эти фигуры отличаются друг от друга: у квадрата и треугольника есть углы, а у круга их нет.
Можно предложить детям раскладывать фигуры, разные по величине, в возрастающем и убывающем порядке.
Дошкольников знакомят также с геометрическими телами: кубом и шаром. Знакомство с ними своевремено, так как дети часто используют их в играх, слышат названия от воспитателя. На занятии надо лишь уточнить названия этих геометрических тел, помочь детям выделить их отличительные признаки. При этом нужно стараться построить занятие таким образом, чтобы признаки эти стали значимы для детей. Так, педагог может предложить игру-соревнование «Прокати в ворота».

Вызывают двух детей, по желанию. Одному дают куб, а другому— шар. Задание: прокатить свой предмет в заранее подготовленные ворота. Конечно, тот, у кого шар, выигрывает, так как шар легко прокатывается в ворота. Тот, у кого куб, тоже пытается катить, его (хочется выполнить задачу), но безрезультатно. Вся группа «болеет» за своих товарищей.

Новой паре соревнующихся воспитатель предлагает выбрать, кто какой предмет хочет катить. Обычно вызвавшиеся дети наперегонки бегут, чтобы захватить шар. Вот здесь и настает момент спросить, почему они хотят катить именно его. В этом случае дети самостоятельно выделят те отличительные признаки, которые характерны для куба и шара.

Ранее дети знакомились с геометрическими фигурами:квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром.В дальнейшем эти знания будут закрепляться и углубляться.
Теперь дети познакомятся с новой для них фигурой — овалом. Как правило, они уже самостоятельно отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом.

У воспитателя в руках — модели овала и круга (на данном занятии высота овала должна равняться диаметру круга). Накладывая круг на фигуру овальной формы, педагог показывает детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры — овал.

Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях: «Круг может катиться, ему ничего не мешает, а овал — нет, хотя у него углов нет. У овала одна часть широкая, а другая сужается, как у яйца».

В дальнейшем у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник — это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны. Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков данной фигуры.

Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений. Так, например, занятие, на котором предполагается познакомить детей с четырехугольником, надо начать с анализа уже знакомой детям фигуры — треугольника. Воспитатель показывает детям треугольник и спрашивает, почему так называется. Дети, очевидно, будут рассуждать так: «Треугольником он называется потому, что у него три угла». Прийти к такому выводу им нетрудно, так как они знают основные признаки этой фигуры (три стороны и три угла).

Затем, указывая на группу фигур, имеющих четыре угла (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб — названия двух последних детям не даются), воспитатель просит сказать, чем похожи эти фигуры. Если дети сходства не обнаруживают, нужно указать им на количество углов. Дети считают углы и стороны: «У всех этих фигур четыре угла и четыре стороны». Дети пробуют самостоятельно придумать название всем этим фигурам, предлагают различные варианты, отражающие характерные признаки этих фигур: «Четырехугольные, четырехсторонние». Воспитатель одобряет их сообразительность и подтверждает, что эти фигуры называются  четырехугольниками. Так детей подводят к обобщению, что одно понятие включается в другое, более общее: квадрат, прямоугольник — разновидности четырехугольников.

Детей  можно  подвести  к элементарному обобщению знакомых фигур по разным признакам. Для этого каждый ребенок получает конверт с набором геометрических фигур (овалы, треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники, а также другие четырехугольники, названий которых дети не знают: трапеции, ромбы). Детям дают задания сгруппировать фигуры по признаку величины независимо от цвета и формы, по признаку формы независимо от величины и цвета, по цвету независимо от формы и величины, выделить две группы: округлые и угольные фигуры. При выполнении заданий дети должны сопровождать свои действия объяснением.

С интересом ребята группируют предметные карточки по признаку формы предметов. Рассматривая различные предметные картинки, они обводят пальцем контур рисунка. Это помогает определить форму изображенных предметов (обруч, яблоко, колесо, мяч имеют круглую форму; яйцо, огурец, слива, дыня имеют овальную форму и т. д.).

Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.

Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать.
Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребенка.

Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.

Игра «Кто больше увидит?». На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Игра «Найди такой же». Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков.

Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека—девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал.
Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Одним из вариантов игры может стать выполнение заданий различной сложности по желанию детей индивидуально.
Знания детей о геометрических фигурах закрепляются также в подвижных играх.

Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик.

Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз — шар; тарелка, блюдце, обруч — круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно — прямоугольник; платок — квадрат; косынка — треугольник; стакан — цилиндр; яйцо, кабачок — овал.

Можно рекомендовать такие задания. Детям раздают по нескольку предметных картинок. Воспитатель или ребенок достает наугад из чудесного мешочка одну из геометрических фигур и называет ее. У кого на рисунке предметы, близкие к этой форме (круглой,   овальной,   квадратной,   прямоугольной, четырехугольной), поднимают карточку.

Другое задание. На доске висит картина, на которой изображено много различных предметов (дома, транспорт, игрушки, спортивный инвентарь, фрукты, овощи, мебель, посуда и т. д.). У детей в руках модели геометрических фигур. Воспитатель указывает на один из предметов. Ребята определяют, какой формы данный предмет, показывают соответствующую геометрическую фигуру и называют на картине другие предметы такой же формы.

Определять геометрическую форму в предметах дети могут также, рассматривая обстановку групповой комнаты, вспоминая или рассматривая оборудование участка.

Упражнения на узнавание и называние геометрических фигур, а также на узнавание формы в разных предметах можно проводить и на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, во время наблюдений и экскурсий в природу, а также вне занятий, используя любимые детьми настольные игры «Домино», «Геометрическое лото» и т. д.

Оперируя сложившимися представлениями, дети могут решать задания на классификацию. Здесь необходимо выделять определенный признак и по нему составлять группу фигур, все другие признаки при выполнении данного задания учитывать не следует. Так, на фланелеграфе располагают в произвольном порядке геометрические фигуры. Дети получают задание отложить в одну сторону фигуры с углами, в другую — без углов. А затем внутри каждой из групп разложить сначала по форме, а потом — по величине.
Предлагая детям задание рассмотреть фигуры и найти, что в них общего, воспитатель должен предвидеть, смогут ли дошкольники справиться с заданием. Необходимо наводящими вопросами подводить их к решению. Например, на доске или фланелеграфе — фигуры разного цвета и размера: треугольники, а также квадраты, прямоугольники и другие четырехугольники. Воспитатель спрашивает детей, что объединяет эти фигуры, что в них общего. Дети выделяют такой признак, как наличие углов и сторон, в отличие, например от круга. Затем могут исключить треугольники, а все остальные фигуры объединить общим свойством: четыре угла — четырехугольники.

С помощью геометрических фигур решается не только задача формировать умение выделять и называть форму, но и определять пространственное положение различных объектов. Так, можно предложить детям по заданию разложить геометрические фигуры на листе бумаги, «прочитать», как составлен узор, сложить из различных геометрических фигур силуэт животного, человека, рассказать, как он составлен, рассматривая два узора, найти сходства и различия между ними.

Усвоение понятий о геометрических фигурах, как правило, не вызывает у детей трудностей. Однако, чтобы у ребенка не возникало неверного представления о геометрической фигуре как фигуре определенного внешнего вида, воспитатель должен предоставить возможность действовать с моделями геометрических фигур разной конфигурации (равносторонние, равнобедренные, прямоугольные и другие треугольники, квадраты, разного вида прямоугольники, ромбы, трапеции). Это поможет детям научиться осознанно выделять основные признаки и по ним определять геометрическую фигуру.

Методика ознакомления с формой.

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.
Четырехлетние дети уже могут различать некоторые геометрические формы (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и признаки предметов (большой, маленький, тонкий, толстый), но часто не могут правильно их назвать. 

Большинство детей этого возраста безошибочно обозначает предметы только одной геометрической формы — круглой — и два признака — большой и маленький. Чаще всего встречается смешение обозначений: большой — короткий, длинный—маленький. Такой вид смешанных форм затрудняет нахождение важных признаков при классификации предметов.


Структура, виды игр, материал, организация 

Построение процесса ознакомления с геометрическими формами и их признаками, организация его проведения и необходимый материал в общем виде были описаны выше (см. с. 18—20). 
Как и при знакомстве с оттенками цветов, при ознакомлении детей со свойствами формы- необходимо учитывать ее относительность. Поэтому, например, длинный предмет не дается изолированно, он обязательно рассматривается, сравнивается с более коротким; большой сравнивается с маленьким. Вначале различия между противопоставляемыми свойствами должны быть достаточно резкими. Только после того, как дети поняли различие между признаками, разница в сопоставляемых предметах по длине, толщине, величине может уменьшаться.
Затем на основе сравнения и определения признаков переходят к их систематизации (например, большой — больше — самый большой). На этом этапе дошкольников знакомят с известными фигурами и их отличительными признаками. Общая цель данного раздела — ознакомление с геометрическими фигурами и признаками, их названиями, а также формирование способов систематизации предметов по этим признакам.
Детям последовательно предлагают следующие признаки предметов и геометрические фигуры:

  1. большой — маленький;

  2. длинный — короткий;

  3. толстый — тонкий;

  4. круг;

  5. треугольник;

  6. прямоугольник — квадрат.

  7. Знакомство с признаками: длинный — короткий

  8. Главная страница =библиотека=оглавление

различение — называние — систематизация 
Материал. 10 кусков пластилина; 1 длинная и 1 короткая палочка; 1 коричневая и 1 светло-зеленая счетная палочка; 1 длинная и 1 короткая картонная полоска; 1 длинный и 1 ко­роткий карандаш. 
Игра на классификацию (г)  На столе лежат сделанные из пластилина длинная и корот­кая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать та­кие же колбаски: 1 длинную и 1 короткую. 
В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показыва­ют, какая колбаска длинная, а какая — короткая. 
Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок. 
Игра на называние (г)  Мы  шагаем  Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают очень короткие шаги, а при слове «длинный»— очень длинные шаги. После проведения игры педагог предлагает детям попеременно произносить слова «длинный» — «короткий». В эту игру могут вноситься дополнения. Например: дети делают длинные (или, наоборот, короткие) шаги на носочках. 
Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги. 
Игра на систематизацию и называние  Ребенок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того как ребенок определил, какая длинная, а какаякороткая, он кладет на стол сначала длинную палочку, а затем — напротив — короткую. При этом называет их: «Это длинная па­лочка, это — короткая». Игра проводится несколько раз (но не более четырех). Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (на­пример, длинный и короткий блоки из строительного материа­ла, карандаши и т. п.). 
Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких пред­метов, констатируют, что у всех предметов различная длина. Вероятно, кому-то из детей бросится в глаза, что карандаш в ряду коротких предметов длиннее, чем палочка в ряду длинных предметов. Педагог дает время, чтобы дети составили самостоятельное мнение о длине карандашей. Затем он просит ребенка взять короткий карандаш и на его место положить длинный, так, чтобы дети наглядно смогли убедиться, что при сравнении короткого карандаша с длинным первый действитель­но выглядит короче. Закрепление материала в течение дня  Во время постройки дети отбирают из строительного ма­териала длинные и короткие бруски и строят мост сначала толь­ко из коротких, а затем только из длинных брусков.  Во время изготовления поделок дети делают из со­ломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.  Во время физкультурных упражнений дети строят­ся, образуя длинные и короткие ряды. Длинные ряды становятся короткими по мере выполнения отдельными детьми упражнений, так как выполнивший задание отходит в сторону. Можно по­строить длинный и короткий поезд. Во время беседы педагог рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях. 
При изготовлении карточек дети длинную линию изображают длинным рядом точек от одного края листа до дру­гого, а короткую линию — двумя точками в центре карточки (рис. 6, 7). Затем они называют находящиеся в групповой ком­нате длинные и короткие предметы, соответствующие линиям, изображенным на карточках.  
Знакомство с признаками: большой — маленький Различение — называние — систематизация 
Материал. 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками. 
Игра на классификацию

Одень куклу 

На столе друг против друга сидят куклы: маленькая и большая. Одежда обеих кукол лежит рядом в куче. Дети сортируют одежду и кладут ее около соответствующей куклы. Затем выбирают наиболее понравившиеся им вещи и одевают кукол. 

Игра на называние

Под столом  или  под  платком  ребенок  ощупывает  предмет, определяет   его   величину   и   называет   его:   пуговица   большая или   маленькая,  камешек  большой   или   маленький.   Остальные дети  наблюдают  за  тем,  правильно ли   выполнено  задание,   и меняют водящего.
Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребенок сравнивает: например большая пуговица и маленькая коробка.

Игра на систематизацию

Из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд,  чередуя маленькие и большие кубики. 

Подвижная игра (г) 

При слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимают руки вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как карлики. Они приседают. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.

Закрепление материала в течение дня 

Во время беседы педагог рассказывает детям о больших и маленьких животных; читает книгу, в которой приводятся истории о таких животных. 

Во время сервировки стола педагог обращает внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие. 
Во время физкультурных упражнений можно предложить детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячи. 

При изготовлении карточек дети изображают линиями человечка — большого с опущенными руками, маленького— с поднятыми (рис. 4, 5). Затем ищут маленькие и большие предметы, находящиеся в групповой комнате, и располагают их около соответствующего изображения.

Знакомство с признаками: толстый — тонкий

Различение  называние  систематизация 
Материал. Заранее приготовленные толстые и тонкие вещи, например, 1 тонкий и 1 толстый носок; 1 толстая и 1 тонкая книга; 1 толстый и 1 тонкий карандаш; 2 различающиеся только по толщине шерстяные нитки; 2 различающиеся только по длине шерстяные нитки; 2 различных по величине кубика; 2 различные только по толщине книги; строительный материал. 

Игра на классификацию 

Один ребенок изображает толстого медведя (под одежду можно подложить подушку), другой ребенок —тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо (рис. 8, 9). 
Остальные ребята отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные толстые и тонкие вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, т. е. толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т. п.
Игра на называние (г) 

Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине, величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это маленький кубик», «Это тонкий карандаш» и т. п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.         

Игра на систематизацию 

Из строительного материала дети выбирают все толстые и тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

Закрепление материала в течение дня 

Во время беседы педагог говорит с детьми о зимней и летней  одежде,  о  мехе  животных  в  зимнее  и летнее  время. 

Во время рисования дети проводят линии, толстыми и тонкими грифельными карандашами и кисточками. 
Во время приготовления обеда дети с педагогом совершают экскурсию на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Педагог обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает. 
Во время конструирования дети отбирают тонкие и толстые бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используются для постройки крыши.

Знакомство с кругом
Различение  называние  систематизация 
Эксперименты показывают, что детям легче сначала усвоить понятие «круглый», а затем «прямоугольный» и «квадратный». Поэтому на данном этапе обучения как противопоставление «круглому» употребляется понятие «многоугольный». Но если педагог считает, что дети справятся с заданием, то он употребляет правильное название: прямоугольный, четырехугольный, квадратный. 
Материал. 1 маленький мяч и 1 пластмассовый или деревянный кубик; различный по форме материал из дидактического набора (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники); 2 различные по длине счетные палочки оранжевого и светло-зеленого цвета; строительный материал.
Игры на называние 
Я вижу то,  что ты не видишь 
Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.
Угадай форму  предмета 
Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. 
Педагог поощряет тех детей, которые самостоятельно выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей. 
Подвижная игра 
Дети сидят по кругу на полу (или парами за столами) и катают друг другу маленький мяч. Затем педагог дает им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Педагог обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком. 
Игра на систематизацию 
Построим  поезд 
Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Педагог предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно  назвать,   что  он   кладет:   круг   или   многоугольник.
Закрепление материала в течение дня 
Во время игр на свежем воздухе, например в кегельбан или с шариками, педагог чертит круг или кладет обруч, в который дети должны попасть шариком или круглым камешком.
Во время изучения правил дорожного движения педагог обращает внимание детей на различные формы дорожных знаков («Осторожно, дети!», «Проезд запрещен» и т. д.).
Во время рисования на белом листе дети изображают предметы круглой формы: чашки, тарелки, раскрашивают их красками. Гуашью или акварелью рисуют картину: солнце и дома.              
При изготовлении карточек для обозначения круглой формы дети находят соответству-ющие предметы, систематизируют их. Знакомство с треугольником

Различение — называние — систематизация 
Материал Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный, круглые, прямоугольные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.
Аппликация 
Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и елку. Наклеивают на лист белой бумаги. Педагог вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различие между круглой и треугольной формой.

Игра на называние 

Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона (рис. 11), пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предмет, называет его и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.

Игра на систематизацию 

Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно (основаниями друг к другу), то педагог исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей (рис. 12).

Закрепление материала в течение дня 

При изучении правил дорожного движения педагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например, «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд» или какие-либо другие), подчеркивая значение знаков и их форму. 

Во время прогулки педагог обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении  которых  есть треугольники,  объясняет  их  значение. 
При изготовлении поделок из плотной бумаги и дерева дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы). Парус можно раскрасить. В свободных играх педагог предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы. 

При изготовлении карточек дети обозначают треугольную форму (рис. 13) и подбирают предметы такой же формы, находящиеся в групповой комнате. Педагог заранее приносит в группу предметы треугольной формы.

Д.Альтхауз, Э.Дум. Цвет.Форма.Количество. М.-1984.

Знакомство с треугольником

Различение — называние — систематизация 
Материал Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный, круглые, прямоугольные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.
Аппликация 
Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и елку. Наклеивают на лист белой бумаги. Педагог вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различие между круглой и треугольной формой.

Игра на называние 

Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона (рис. 11), пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предмет, называет его и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.
Игра на систематизацию 

Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно (основаниями друг к другу), то педагог исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей (рис. 12).

Закрепление материала в течение дня 

При изучении правил дорожного движения пелагог вместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например, «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд» или какие-либо другие), подчеркивая значение знаков и их форму. 

Во время прогулки педагог обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении  которых  есть треугольники,  объясняет  их  значение. 

При изготовлении поделок из плотной бумаги и дерева дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы). Парус можно раскрасить 

В свободных играх педагог предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы. 

При изготовлении карточек дети обозначают треугольную форму (рис. 13) и подбирают предметы такой же формы, находящиеся в групповой комнате. Педагог заранее приносит в группу предметы треугольной формы.

Д.Альтхауз, Э.Дум. Цвет.Форма.Количество. М.-1984.

Повторение пройденного материала

При повторении пройденного материала педагог должен не только закрепить и углубить знания детей, но прежде всего выяснить, кто еще недостаточно усвоил материал, кто испытывает затруднение при назывании тех или иных форм и их признаков, какие дети не уверены в своих знаниях. В соответствии с этим повторяются соответствующие разделы. 

Материал. Карточки для обозначения всех усвоенных форм и цветов; различные предметы, обладающие знакомыми признаками: маленькие и большие автомобили, кубики, картонные треугольники, длинные и короткие карандаши, толстые, тонкие книги, мячи; счетные палочки; другой дидактический и строительный материал.
Игра на классификацию 

Карточки с изображением соответствующих форм и их признаков лежат на столе изображением вниз. В групповой комнате заранее приготовлены необходимые предметы. Ребенок подходит к столу, берет одну карточку и ищет предмет указанной формы или обладающий заданным признаком (например, длинный или маленький), затем кладет найденный предмет рядом с карточкой. Другие дети проверяют правильность выполнения задания (рис. 17). Если ребенок выбрал неправильный предмет, он уступает место другому. 
Игра на комбинацию признаков 

Для этой игры необходимы различный дидактический материал, карточки для обозначения всех форм и их признаков (кроме длинной и короткой) и карточки для обозначения зеленого, желтого, синего цветов.

Изображены ворота. Перед воротами лежат карточки, которые указывают на то, предмет какой формы подходит к данным воротам. Например, круглый; круглый и тонкий; толстый и зеленый и т. д. В зависимости от уровня развития детей в группе могут комбинироваться 4 признака. Например, большой, треугольный, толстый, зеленый и т. п.  (рис. 18). 

Строительная игра 

Педагог раздает детям счетные палочки (или блоки, или кубики) различных цветов и размеров. Дети рассматривают их и называют цвет, размер. (Среди знакомых цветов могут быть и незнакомые, например лиловый.) После этого педагог предлагает им построить из этих предметов разноцветную лестницу, упорядочив ступеньки по высоте.

Игра на называние 

Место рядом свободно 

Для этой игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый играющий получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребенок, у которого синяя карточка (желтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т. д.)».