Дидактическая структура урока | Планируемые результаты: предметные, метапредметные (УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов с разработанной системой оценки |
Орг. Момент. | Предметные: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других. | - Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Урок литературного чтения. - У вас у каждого на столах лежат листы достижений (Приложение 1), в которые вы будет заносить результаты своей деятельности по каждому этапу урока. - Внимательно рассмотрите требования к оцениванию: Зеленый кружок – успешно справился с заданием. Я молодец!  Желтый кружок – были ошибки в работе.  Красный кружок – не справился с заданием. Нужна помощь! (Алгоритм оценивания на каждом этапе учитель проецирует на экран). - Пожалуйста, прослушайте стихотворение, проверьте свою готовность урока, оцените результат и занесите в лист достижений. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно читать. | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою готовность к уроку по плану и выбирают кружок соответствующего цвета, прикрепляют к данному этапу урока. | Оценить готовность к уроку (план дается в стихотворении). Требования к оцениванию: Зеленый кружок – успешно справился с заданием. Я молодец! Желтый кружок – были ошибки в работе. Красный кружок – не справился с заданием. Нужна помощь! |
Проверка домашнего задания | Предметные: умение составлять устный рассказ на основе созданного рисунка (иллюстрации). Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться работать по предложенному учителем плану; Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; учиться работать в паре; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; контролировать действия партнера; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | - Ребята, приготовьтесь к проверке домашнего задания. Работать будете в парах. Расскажите о своей Вообразилии с помощью рисунка (иллюстрации). Используя алгоритм (спроецирован на экране), оцените ответ одноклассника. Занесите результат в лист достижений. Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в парах. Следите за осанкой. - Проверим, как вы справились с заданием (спрашивает 1-2 учеников, при необходимости ведет корректировку). | Дети в парах выполняют задание, проверяют и оценивают по алгоритму, выбирают цвет кружка и заносят результаты проверки домашнего задания в лист достижений. Сообщают о результатах работы, об ошибках. | Работа в паре. Описать страну Вообразилию по рисунку: Связный рассказ по теме иллюстрации – зеленый кружок. Отдельные предложения по теме иллюстрации – желтый кружок. Нет рассказа и рисунка – красный кружок. |
Актуализация знаний обучающихся | Предметные: развитие умений выразительно читать по ролям; отвечать на вопросы. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: выполнять анализ (выделение признаков). Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; оценивать правильность выполнения действий совместно с учителем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи; построение понятных для партнера высказываний. | - Откройте рабочие тетради на стр. 13, найдите задание 1. - Прочитайте внимательно задание про себя. Ответьте на вопросы (фронтально): - Как нужно читать русскую народную песенку? Почему? - Прочитайте выразительно по ролям в парах и оцените работу своего одноклассника по алгоритму и выберите кружок соответствующего цвета. - Не забывайте правила посадки во время работы. Текст: Бродит Дрема возле дома, Ходит Сон по сеням, И пытает Сон у Дремы: «Где тут люлечка висит? Где тут деточка лежит? Я пойду их укладать, Буду глазки закрывать!» - Как вы оценили работу? Объясните, почему так? (отвечают 2-3 человека). Алгоритм оценивания речевой разминки: Прочитал песенку выразительно? да – успешно справился с заданием. - зеленый кружок, да, но были незначительные ошибки в работе - желтый кружок, нет –– не справился с заданием. Нужна помощь! - красный кружок. | Читают задание про себя, отвечают на вопросы учителя. Читают выразительно по ролям и оценивают работу одноклассника Подводят итог, у кого лучше получилось выразительное чтение. | Задание: Прочитай текст русской народной песенки про себя. Подготовься к выразительному чтению по ролям. Текст: Бродит Дрема возле дома, Ходит Сон по сеням, И пытает Сон у Дремы: «Где тут люлечка висит? Где тут деточка лежит? Я пойду их укладать, Буду глазки закрывать!» Алгоритм оценивания речевой разминки: Прочитал песенку выразительно? (да – успешно справился с заданием. - зеленый кружок, да, но были незначительные ошибки в работе - желтый кружок, нет –– не справился с заданием. Нужна помощь! - красный кружок. |
Постановка целей урока | Предметные: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи; построение понятных для партнера высказываний; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Работа с текстом до чтения. - Сядьте правильно. Приготовьтесь к работе над произведением. - Откройте учебник на стр.86. Прочитайте фамилию, имя автора, название произведения. - Какие вопросы вы можете задать к названию произведения? - Все произведение будете читать? - Почему? Как определили? - Рассмотрите иллюстрацию. Предположите по иллюстрации, о чем пойдет речь в тексте? - Сформулируйте цели урока (Будем вести диалог с автором: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них, выразительно осознанно читать текст). . – Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились? – Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы вам было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу. Рассказ о писательнице с презентацией главных героев. | Предлагают свои вопросы по заглавию, по иллюстрации, по имени и фамилии автора. Формулируют цели урока: - Будем вести диалог с автором: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них, выразительно осознанно читать текст. Ответы детей. | |
Работа с текстом. | Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (вести «диалог с автором»); читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение). Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уважать иное мнение, историю и культуру других стран. Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: пользоваться планом в ходе самооценки; решать проблемы творческого и поискового характера; Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. | Вступление. Работа с текстом во время чтения. - Ребята, когда вы будете работать над вступлением, вам необходимо будет оценить умение самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них по алгоритму, который вы видите на экране (Приложение 3). - Начнем читать вслух и комментировать прочитанное. Образец чтения: Вступление. Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван (Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство), и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Вопрос: почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.) Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал: – Идёт снег. (То есть наступила зима.) – Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла. Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Вопрос: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Вопрос: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?) А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном. – Мм… – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.) А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.) Беседа по содержанию текста в целом. Выявление первичного восприятия. - Оправдались ли ваши предположения? – Кто такие Муми-троли? Что узнали о Муми-троллях? – Какими их себе представили? – Из кого состоит семья Муми-тролля? – Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства? | Дети учатся самостоятельно формулировать вопросы, вести «диалог с автором». Примерные ответы детей выделены жирным шрифтом в тексте (см. раздел «Деятельность учителя»). | Задание: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них. Ромашка Блума  Задали вопрос сами, ставите «+» на соответствующем лепесточке. Задали вопрос с чьей-то помощью, ставите « » Не смогли задать вопрос, ставите «-» на соответствующем листочке. После прочтения текста, оцените свою работу и вы берите кружок. Зеленый кружок – ставил вопросы и отвечал на них без посторонней помощи. Я молодец! Желтый кружок – не всегда удавалось ставить вопросы и отвечать на них, делал это с помощью одноклассников или учителя. Красный кружок – не смог поставить вопросы и ответить на них. Нужна помощь! |
| | Работа с текстом после чтения. Выборочное чтение. – Где происходят события? – Прочитайте строчки о наступлении зимы. – Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы? – С кем сравнивается снег? – Прочитайте последнее предложение (с. 88). – Почему перестали тикать часы? | Предположительные ответы детей. | |
Физкультминутка | Личностные: оценивать важность здорового образа жизни. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебное действие в материализованной форме. | «Колокольчики». В прятки пальчики играют (сжимать, разжимать пальцы рук) И головки убирают (открывать, закрывать глаза), Словно синие цветки, Распускают лепестки (руки поднять вверх и пальцы сводить веером). Наверху качаются (наклоны рук вправо-влево), Низко накланяются (наклоны вперед-назад). Колокольчик голубой поклонился нам с тобой (кивают головой). | | |
Работа с текстом(продолжение). | | Итак, ребята, продолжаем работать над произведением. Правила работы по оцениванию такие же, как и при работе над вступлением. Глава 1, часть 1. 1. Работа с текстом до чтения. – Сколько глав из сказки помещено в учебнике? Почему? – На что поделена глава? – Сколько частей в 1-й главе? – Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе. - Рассмотрите иллюстрацию, опишите, какой момент изобразил художник. | Отвечают на вопросы учителя. Читают вслух. Рассматривают иллюстрацию, рассказывают. | |
| | 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение 1-й главы. – Начнём читать вслух и комментировать прочитанное. Образец чтения: Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома Вопрос (почему крыша синяя?)(снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз – с лёгкой хрипотцой, понятно, потому что весна была ещё в самом начале. Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был ещё овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном. Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошёл, бесследно исчез. Вопрос: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Проверка. Вот что так взволновало Муми-тролля! Вопрос: почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.) Муми-тролль так и подскочил в постели. (Вопрос: отчего?) Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Проверка. Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.) – Это надо же! – сказал Муми-тролль. Он подошёл к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался верёвочной лестницей. (Вопрос: как догадался? Ответы- предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Проверка. Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.) На сырой земле отчётливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, – размышлял про себя Муми-тролль. – А вот тут он перекувырнулся, уж это точно». Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую весёлую песенку: «Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты». Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Ему явно хорошо.) – Привет, – сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом. – Привет, привет, – отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки. Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Оба радуются весеннему солнцу.) | Дети учатся самостоятельно формулировать вопросы автору, вести «диалог с автором. Примерные ответы детей выделены жирным шрифтом в тексте (см. раздел «Деятельность учителя»). | Задание: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них. Ромашка Блума  Задали вопрос сами, ставите «+» на соответствующем лепесточке. Задали вопрос с чьей-то помощью, ставите « » Не смогли задать вопрос, ставите «-» на соответствующем листочке. После прочтения текста, оцените свою работу и вы берите кружок. Зеленый кружок – ставил вопросы и отвечал на них без посторонней помощи. Я молодец! Желтый кружок – не всегда удавалось ставить вопросы и отвечать на них, делал это с помощью одноклассников или учителя. Красный кружок – не смог поставить вопросы и ответить на них. Нужна помощь! |
| | 3. Работа с текстом после чтения 1-й части. 1) Выявление первичного восприятия. – Какими вам показались жители Муми-дола? – Что больше всего удивило? 2) Обобщающая беседа. – Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны. (Весенним утром, первая кукушка, с лёгкой хрипотцой, весна ещё в самом начале, синяя крыша.) – О чём думал Муми-тролль, проснувшись? – Почему он не мог понять, где он? (Не проснулся до конца, сон тесно переплёлся с явью.) – Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму? – Обратите внимание, как Муми-тролль шёл по следам Снусмумрика. – Что узнали мы о внешнем виде Муми-троллей? (У них коротенькие ножки.) – Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль? – Как Муми-тролль нашёл Снусмумрика? – Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке. – Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались? – Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно? – Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев. – Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от дома.) – Почему им нравились эти путешествия? – Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение? – Вы обратили внимание: семья Муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и весёлыми? – Кто же из троллей был соней? – Почему Сниффа надо было разбудить? – Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»? (Интересным, весёлым.) | Отвечают на вопросы по прочитанному произведению, работают с текстом, делают выводы, характеризуют внешность главных героев, поведение, привычки, чувства и настроение героев. | |
| | 4. Работа с иллюстрациями. – Рассмотрите рисунки автора на с. 89 и 91. – Какие моменты изображены? – Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух. - А сейчас я вас прошу оценить работу своего одноклассника по алгоритму и отметьте в листе достижений. | Работают с иллюстрациями, находят соответствующий текст к иллюстрации, устно объясняют свой выбор. Оценивают результат работы. | |
Информация о домашнем задании | Предметные: передавать содержание текста в виде пересказа. Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: осознавать необходимость нового знания; учиться отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; использовать различные источники информации. Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других. | - Откройте дневники, внимательно прочитайте и запишите домашнее задание: Рабочая тетрадь, зад. 3, стр. 13-14. Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев. - Откройте рабочую тетрадь, найдите зад. 3, прочитайте про себя. - Объясните, как вы будете его выполнять. - Для чего это зад. нужно выполнить (задание 3 на стр. 13-14 в рабочей тетради нам поможет составить устный рассказ о семье Муми-тролля)? | Записывают домашнее задание, объясняют смысл домашнего задания. | Рабочая тетрадь, зад. 3, стр. 13-14. Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев. |
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия. | Предметные: осознание значимости чтения для дальнейшего обучения. Личностные: определять степень успешности выполнения своей работы. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; развивать умение слушать и понимать речь других. | – Кто главные герои 1-й части? – Что мы о них узнали? – Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают вам? («Надо придумать что-нибудь необыкновенное».) Все вопросы спроецированы на экране. - Приготовьте свой лист достижений. Ответьте на вопросы и оцените свою работу на уроке. Вспомните, какую цель ставили в начале урока? (вести диалог с автором: учиться самостоятельно формулировать вопросы, отвечать на них). Достигли ли ее? В какой степени? Если не достигли, то, что нужно сделать? Какие затруднения возникли? Над чем нужно поработать? Какую отметку поставишь? - Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания. | | |