Конспект подгруппового занятия в старшей группе № 1
«Вводное занятие. Знакомство с органами артикуляции»
Цель: сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить их с основными органами артикуляции: ртом, губами, языком и нёбом.
Задачи: закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции; развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Доброе утро, ребята. Меня зовут Дарья Анатольевна, я ваш учитель-логопед. Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.
Вначале давайте посмотрим на эти лица (детям показываю картинки с эмоциями). Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках). А теперь перед зеркалом изобразите злую Бабу-Ягу, весёлого волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-Царевича.
Работа по теме занятия.
А сейчас закройте глаза (стучу карандашом по столу, шелест бумаги). Что мы сейчас слушали? (звуки).
А чем мы слушали? (ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, нужно закрывать уши в холодную погоду).
А мы можем произносить звуки? Произнесите звуки А, О, У, И. Чем мы произнесли их? (ртом). Правильно.
- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)
- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)
- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта. (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)
- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)
- Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)
- А без язычка? (тоже нет).
Задания.
1. Язычок приготовил для вас загадки:
А) Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят. (Зубы)
Б) Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй. (Щеки)
В) Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы спим. (Язык).
Логопед: «О чем были загадки?» (дети отвечают). Язык, щеки, зубы, губы – это всё органы артикуляции. Благодаря им мы можем произносить звуки и слова.
2. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лёг.
(Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.
(Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).
Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
3. Физкультминутка.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.
Итог занятия
- С помощью чего мы произносим звуки?
- Вам понравилось занятие?
– Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним.
4