СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зөһрә Фәйзуллина-халҡымдың данлы ҡыҙы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зөһрә Фәйзуллина-халҡымдың данлы ҡыҙы»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканский центр дистанционного образования детей – инвалидов на дому











Индивидуальный проект:

Славная дочь башкирского народа Зухра Файзуллина











Выполнила: ученица 12 «А» класса

Асманова Азалия

Руководитель: Илембетова Галия Тухватовна,

учитель башкирского языка и литературы









Сибай 2025





Оглавление:



Введение 3

Основная часть. 5

1. Детство и студенчество Зухры Файзуллиной 5

2. Педагогическая деятельность. 6

1.1 Сибайская школа интернат. 6

1.2. Сибайский педагогический колледж 7

3. Редакторская деятельность в периодических изданиях. 9

4. Трудовая деятельность З.Х. Файзулиной в театральной сфере после выхода на заслуженный отдых. 9

5. Творчество З.Х. Файзулинной. 10

1.1 Композиторство. 10

1.2. Литературное творчество. 11

Заключение. 13

Список литературы: 15

Приложения 16





















Ҡырҡтытауҙың муйылдарын

Эйелтеп тирһәң и не.

Йәшләй үткән һуҡмаҡтарҙан

Тағы бер йөрөһәң ине

З. Фәйзуллина



Введение



Язык, литература и выдающиеся личности — это основа культурного кода любого народа. Они формируют национальное самосознание, сохраняют историческую память и передают духовные ценности из поколения в поколение. Знание родного языка позволяет глубже понимать традиции и мировоззрение своего народа, литература отражает его мудрость и творческий потенциал, а значимые деятели вдохновляют своими достижениями и служат примером для потомков.

В современном мире, где процессы глобализации стремительно стирают культурные границы, особенно остро встает вопрос сохранения национальной идентичности. Родной язык, культура и выдающиеся личности, посвятившие себя служению родному краю, образуют ту прочную основу, которая позволяет народу сохранять свою уникальность на протяжении веков. Именно эти три составляющие - язык как средство передачи мудрости поколений, культура как отражение души народа и великие земляки как воплощение его потенциала - становятся главными хранителями национального кода. Молодому поколению важно помнить тех, кто внёс вклад в развитие родного края своим творчеством, что бы народ мог гордиться таким людьми. Поэтому, разобрав данную проблему, я решила лично привести пример в изучение творческих земляков. Мой родной край является Абзелиловским районом в нашей с вами Республике Башкортостан, поэтому я начала поиски. Мой выбор пал на удивительную и многостороннюю личность Файзуллиной Зухры Хадитовны. За что бы не взялась ее рука в творческом плане, все выходило удивительно. Меня поразила ее деятельность, и я хочу, чтобы с помощью этого проекта о ней узнало как можно больше людей.

Цель проекта: показать людям, как важно знать о культурном наследии и известных личностях своей малой родины, изучив биографию и творчество писательницы, драматурга, композитора своего родного района Файзуллиной Зухры Хадитовны.

Актуальность проекта: необходимость осмысления роли родного языка и культурного наследия в условиях современных вызовов, т.к. на сегодняшний день мы наблюдаем тревожные тенденции: постепенное вытеснение родной литературы, размывание традиционных ценностей под влиянием массовой культуры, недостаточное внимание к творчеству писателей и поэтов родного края, снижение интереса молодежи к национальному наследию.

Задачи:

1. Сбор информации о жизни и творчестве Зухры Файзуллиной.

2. Сбор и систематизация документов, фотографий из личного архива Зухры Файзуллиной.

3. Встреча, общение с родными, коллегами Зухры Файзуллиной.

4. Доказать людям через проект, насколько увлекательной и интересной возможна жизнь творческих личностей нашей малой родины.

Объект исследования: жизнь и творчество Зухры Файзуллиной

Методы исследования: использование комплексного подхода, включающего анализ письменных и архивных источников, сбор устных историй через проведение интервью с родственниками и современниками, а также наблюдение за педагогической и творческой деятельностью Зухры Файзуллиной для всестороннего изучения её наследия.



Основная часть.
  1. Детство и студенчество Зухры Файзуллиной



Зухра Хадитовна /Фаттахова/ Файзуллина родилась в 1946 году в д. Казмашево Абзелиловского района в семье учителей. Отец является ветераном Великой Отечественной Войны, там потерял одну руку. Зухра являлась первым ребенком в послевоенное время, поэтому её воспитывали в любви всей деревней. Вдовы, у которых мужья остались на поле боя, часто прижимали к груди улыбчивую девочку, любили ее всей душой. Зухра как будто с детства чувствовала всю внутреннюю боль и тоску этих женщин, то ли из-за того, что часто слышала предания, волшебные сказки, легенды бабушек, она росла очень смышлёной, сострадающей.

Зухра была самой старшей в семье из шести детей, кроме нее в семье росли пять младших братьев. Родители день и ночь проводили на работе, в связи с этим всё воспитание младших братьев легло на плечи маленькой Зухры. Закончив семь классов в родной деревне, она поступает в Темясовскую школу-интернат Баймакского района, а после продолжает учебу в с. Аскарово. Родители маленькой Зухры как будто предвидели ее судьбу и воспитали свою старшую дочь в мире книг и поэзий.

- Сколько себя помню, всегда у меня в руках была книга. - вспоминала Зухра Хадитовна.

Еще когда она училась в д. Кирдасово, начала писать стихи. Все сверстники восхищались ее талантом. Первые произведения были напечатаны в таких периодических изданиях, как «Ленинец» и «Советская Башкирия». Несмотря на ее любовь к поэзии, все же родители настаивали, чтобы она стала педагогом.

Уже в первом классе Зухра также, как и героиня сказки про звездочку Зухру стремилась ввысь. Она мечтала стать летчицей. Это произошло в начале 50-х годов, когда ставили большие скирды сена. Она забиралась на самый высокий стог, представляла себя летчиком мечтала о небе и представляла, что летит по Млечному пути.

Все-таки закончив среднюю школу, она не осмелилась ослушаться маму и поступила в Башкирский Государственный Университет на филологический факультет. Зухра, у которой и так жизнь была насыщенной, начала вести еще более активную студенческую жизнь. Начала ходить на танцы, посещать драматический кружок, открыла в себе новые таланты артиста. По сей день одногруппники помнят её, как очень одаренную, талантливую девушку. Как вспоминает подруга студенческих дней Рашида Султанова «Зухра была словно звездой». Она вела концерты, писала стихи, сценарии, пела песни и танцевала.

- «Очень любила драматический кружок. В одно время поставила с заслуженным артистом БАССР Гатой Арслановым пьесу Мустая Карима «Айгөл иле». Я там даже исполнила две роли. Я так была поражена мастерством Гаты Арсланова, что тоже решила связать свою жизнь со сценой» - вспоминала Зухра Хадитовна.



  1. Педагогическая деятельность.



    1. Сибайская школа интернат.

Зухра Файзуллина Хадитовна посвящала значительную часть своей жизни педагогической деятельности, что было неотъемлемой частью её биографии. Её профессиональная карьера началась с преподавания в школе, где она быстро завоевала уважение учеников и коллег. Её методики обучения отличались креативностью и индивидуальным подходом к каждому ученику. Зухра Хадитовна искренне верила в потенциал молодого поколения и стремилась раскрыть его способности.

После окончания Башкирского государственного университета Зухра Хадитовна Фаттахова вступила в брак с Вакилем Файзулиным, после чего супруги вернулись в Абзелиловский район. В данный период её супруг занимал должность главного зоотехника района, в то время как сама Зухра Хадитовна осуществляла педагогическую деятельность в местных общеобразовательных учреждениях. В дальнейшем семья переехала в г. Сибай, где её профессиональная карьера получила дальнейшее развитие.

В Сибайской школе-интернате Зухра Файзулина преподавала уроки башкирского языка и литературы, где проявила себя как педагог, уделявший значительное внимание эстетическому воспитанию учащихся. В рамках своей преподавательской деятельности она способствовала формированию у школьников интереса к башкирскому и русскому языкам, а также развитию их грамотности и общей культуры. Важным аспектом её работы стало создание музыкальных произведений, среди которых особую известность приобрела песня «Аркаим». Данная композиция не только исполнялась учениками, но и вошла в репертуар профессиональных артистов, что свидетельствует о её культурной значимости.



    1. Сибайский педагогический колледж

В дальнейшем по приглашению Хуснутдина Хайбулловича Хамитова в 1996 году она перешла на работу в Сибайский педагогический колледж, где преподавала башкирский язык. В начале поисков материала для своего проекта я встретилась с коллегой Зухры Хадитовны со Светланой Кинзябаевной Буранбаевой, которая и рассказала мне о жизни своей дорогой подруги. - «Ул минең коллегам ғына түгел, әхирәтем дә булды», - именно такими сокровенными словами поделилась со мной Светлана Кинзябаевна.

В этот период на школьном отделении под её руководством активизировалась внеучебная деятельность: были организованы литературные кружки, налажен выпуск студенческой газеты.

Особенностью методики преподавания З.Х. Файзулиной являлся акцент на творческое развитие студентов. В рамках учебного процесса она практиковала задания, направленные на создание учащимися собственных литературных произведений (стихотворений, эссе, рассказов), которые впоследствии обсуждались в группе. Кроме того, при её участии в колледже был создан студенческий театр, участники которого ставили спектакли по произведениям башкирских писателей. Данные постановки пользовались значительной популярностью, о чём свидетельствует высокая посещаемость мероприятий студентами. Для обеспечения аутентичности декораций студенты использовали предметы быта, привезённые из сельской местности.

Ее близкая подруга отзывается о стараниях Зухры Хадитовны с восхищением: - «Весь колледж наш гремел, шумел, все бежали в актовый зал, чтобы посмотреть. «А» группа сегодня выступает, «Б» группа выступает,вот такое произведение они будут показывать. Из деревень привозили атрибутику для того, чтобы оформлять эти свои спектакли. Вот такая она была Зухра Хадитовна»

Педагогическая деятельность Зухры Хадитовны была направлена не только на передачу знаний, но и на воспитание целеустремленных, самостоятельных и думающих людей, способных с уверенностью идти по жизни. Её подход к обучению, основанный на уважении, чуткости и стремлении поднять каждого до новых высот, до сих пор служит ориентиром для многих преподавателей. Этим она навсегда оставила след в сердцах учеников и в истории образования своего региона.

  1. Редакторская деятельность в периодических изданиях.



В период с 1997 по 2001 год З.Х. Файзулина занимала должность главного редактора межрегионального издания «Атайсал», где проявила себя как ответственный и целеустремленный руководитель.

Особенностью её профессиональной деятельности на данном этапе стала активная работа по распространению издания. Несмотря на сложные климатические условия, включая зимние метели, весенние паводки и летнюю жару, З.Х. Файзулина систематически осуществляла поездки по районам с целью продвижения газеты и увеличения количества подписчиков.

Данный период характеризуется исключительной работоспособностью и преданностью делу со стороны З.Х. Файзулиной. Её деятельность в качестве главного редактора "Атайсал" отличалась масштабностью и значительным вкладом в развитие региональной прессы. Организационная работа включала не только редакционные обязанности, но и активную просветительскую миссию, направленную на популяризацию издания среди широких слоев населения.



  1. Трудовая деятельность З.Х. Файзулиной в театральной сфере после выхода на заслуженный отдых.



После завершения профессиональной деятельности в газете «Атайсал» и выхода на заслуженный отдых, З.Х. Файзулина продолжила активную творческую работу. Она была приглашена на должность художественно-литературного руководителя в детский театр «Сулпан», где реализовала свой драматургический потенциал.

В данный период творческой биографии Зухры Файзулиной было создано значительное количество драматических произведений, специально адаптированных для детской аудитории. Её пьесы ставились не только на сцене театра «Сулпан», но и в театральных коллективах Уфы, что свидетельствует о признании её драматургического таланта на республиканском уровне. «Сулпан» даже участвует на всероссийском фестивале театральных коллективов в г. Нефтекамске со спектаклем «Седой Урал-страна чудес» по пьесе Зухры Файзуллиной, где получает высокую оценку.

Особенностью её драматургических произведений являлась ориентация на детское восприятие, что проявлялось в:

- специальном подборе тематики;

- адаптации языковых средств;

- учёте возрастных особенностей целевой аудитории.

Данный этап творческой деятельности характеризуется высокой продуктивностью и значительным вкладом в развитие детского театрального искусства в Республике Башкортостан.



  1. Творчество З.Х. Файзулинной.



    1. Композиторство.

Как упоминалось ранее в творчестве Зухры Хадитовна немалую роль сыграла музыка и создание песен, поэтому она была еще и талантливым композитором.

Значимым этапом в ее творческой биографии стало сотрудничество с композитором Юлаем Хакимовичем Муратовым. Будучи специалистом в области музыкальной теории, он занимался аранжировкой её песен, что способствовало их профессиональному исполнению. Результатом данного сотрудничества стало воспитание ряда талантливых вокалистов, включая Гульсум Бикбулатову. С открытием городской филармонии З.Х. Файзулина занялась разработкой сценариев для концертных программ и торжественных мероприятий. Её произведения включались в репертуар таких исполнителей, как Фаруаз Урманшин, Азамат и Насима Тимировы, Алсу Бахтиева и др.

«Мәктәп вальсы», «Ҡыҙылым», «Илекле ҡыр», «Исемең», «Арҡайым», «Атайым», «Тоҙ һалма яраларға» и другие песни широко известны в республике. Подарком для меломанов стала аудиокассета «Ишегем асыҡ дуҫтарға», вышедшая в свет в 2000 году. «Мәктәп вальсы», в исполнении заслуженной артистки Башкортостана Алсу Бахтиевой звучит каждый год на выпускных вечерах. Песню «Письма-треугольники», пожалуй, можно расценить как выражение Великой Победы. А такие известные песни, как «Арҡайым», «Саралар юҡ», «Әхирәттәр», «Атайым», «Илекле ҡыр», «Үҙем генә беләм», «Тәгәрәп китте йөрәгем» и многие другие, уже давно стали достоянием гласности. Эти и другие плоды творчества Зухры Хадитовны собраны в музыкальные диски «Тәңкә һалдым», «Күңелемдең иләҫ-миләҫ сағы».

Также Зухра Хадитовна являлась автором и ведущей республиканского конкурса исполнителей народной песни «Ирәндек моңдары», который ежегодно проводится в Сибае, и автором большинства концертных программ Сибайской филармонии.

    1. Литературное творчество.

Зухра Хадитовна оставила богатое литературное наследие, создав множество произведений для детей младшего возраста. В её творческой копилке - пьесы, сказки и легенды, отличающиеся особой теплотой и мудростью.

Основные издания: «Олатайым аманаты», «Оло Етегән», «Йәйғор төҫө», «Мәктәп сәхнәһе өсөн пьесалар», «Беҙҙең байрамдар».

Театральные постановки: девять драматических произведений автора с успехом шли на сцене Сибайского детского театра «Сулпан», а одна пьеса была поставлена Уфимским театром кукол.

Писала в разных жанрах для детей и взрослых. Выпустила сборники песен: «Край косулей», «Земля моя родная, единственая», «Я жду чудес», «Мой город, песня о тебе», электронное издание песен «Мои песни — в моем сердце», стихи для детей младшего возраста «Дедушкин завет»; сборник пьес «Большая медведица», Пьесы для школьной сцены (2010 год); стихи в альманахе «Цвет радуги» и сборник сценариев «Наши праздники»; аудиокассету «Двери открыты друзьям», аудиодиски «Бросаю монету», «Милосердие», видеокассету «Душевные порывы».

Особое место в творчестве занимает сборник «Үҫеп етербеҙ әле» - настоящая сокровищница для детей, объединившая под одной обложкой: увлекательные сказки, сценарии спектаклей, поэтические произведения.

Не менее значителен песенный сборник «Йөрәгемдә сыңлар бер йыр», включающий трогательные произведения о любви, глубокие размышления о жизни и проникновенные песни о войне. Эти композиции вошли в репертуар самых известных исполнителей Башкортостана. Завершающей работой стала юбилейная книга «Мөғжизәгә ышаныс», изданная к 75-летию писательницы. Сегодня произведения Зухры Хадитовны продолжают жить - их с удовольствием читают и ставят в детских садах, сохраняя связь между поколениями через мудрое слово талантливой Зухры Файзулинной.











Заключение.

Какой бы профессией не занималась женщина в этом мире, она все равно остается матерью. Зухра Файзуллина была женой, заботливой мамой, бабушкой и свекровью, дающей мудрые советы. Вместе с супругом Вакилем вырастили двух сыновей и воспитали троих внуков с безграничной любовью, передав им самое лучшее.

Зухра Хадитовна с ранних лет своей душой стремилась к небесам и просторам, но родному краю осталась верна, поэтому ее безграничный труд Правительство Башкортостана оценило почетным званием «Заслуженный учитель Башкортостана», и ведь действительно это правда, т.к. ее уважают и ученики, и коллеги, которых она обучала и работала с ними почти всю свою жизнь.

Зухра Файзуллина также-член союза писателей, журналистов РБ и РФ, лауреат премии им. Рамазана Уметбаева (Сибай), Кима Ахмедьянова (Абзелиловский район), Хусаина Ахметова (Баймакский район)

Зухра Хадитовна Файзуллина на 75-м году ушла из жизни из-за короновируса.

В ходе выполнения данного проекта мы погрузились в жизнь и творчество Зухры Файзуллиной Хадитовны, которое продолжает жить в сердцах её учеников, читателей и всех, кто имел возможность соприкоснуться с её творчеством. Она стала символом преданности делу образования и культуры, и её вклад в развитие региона и республики будет помнить еще долгое время. Важно продолжать исследовать и популяризировать такие личности, как Зухра Файзуллина, чтобы вдохновлять новые поколения на достижения в области образования и культуры. Таким образом, работа над данной темой не только подчеркивает значимость Зухры Файзуллиной, но и открывает новые горизонты для изучения культурного наследия региона в целом.

Этот проект призван не только узнать о такой личности как Файзуллина З.Х. как моей землячке, но и стать импульсом, а также мотивацией для дальнейшего сохранения и изучения культурного наследия нашей с вами республики. Ведь только осознавая ценность языка, истории, известных личностей и культуры, можно уверенно строить будущее, сохраняя при этом память и уникальность своего народа.





































Список литературы:



  1. История Башкирской литературы. 7-й том Уфа, Китап, 2019.

  2. Г.М. Булякова Әҫәрҙәрендә – заман ауазы // журнал «Агидель» – 2017 №7.

  3. Файзуллина З.Х. Мөғжизәгә ышаныс. Рассказы, перевод. Уфа, Китап, 2016. – 88 страниц.

  4. Информационное агентство Башинформ https://www.bashinform.ru/bash/1513171/

5.Единый портал культуры народов Башкортостана https://bashmusic.net/ru/persons/kompozitory/fajzullina-zukhra-khaditovna

6.Википедия https://ba.wikipedia.org/wiki/Фәйзуллина_Зөһрә_Хәдит_ҡыҙы

7. Интернет-портал "Культурный мир Башкортостана" https://asilikul.ru/articles/sobytiya-i-fakty/2020-10-27/v-bashkirii-ushla-iz-zhizni-pisatel-zhurnalist-kompozitor-zuhra-fayzullina-775398































Приложения



Зухра Файзуллина-педагог, поэтесса, композитор, драматург



Зухра Файзуллина со своей коллегой и близкой подругой Светланой Кинзябаевной Буранбаевой

Песня «Школьный вальс» в исполении Алсу Бахтиевой каждый год звучит на «последних звонках»

школ республики

















Вечер памяти Зухры Файзуллиной в Сибайской гимназии-интернат