Тема: Звук С (занятие 2)
Цель: закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С;
упражнения в звуковом анализе и синтезе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:
помидоры, лук, слива клен, ива, сова
яблоко, груша, капуста волк,
медведь, миска платье, рубаха,
стакан голуби, ворона, лиса
Дети объясняют, почему данная картинка — лишняя.
Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах (С) и дают ему характеристику.
2. Игра «Самолет».
Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете*. Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет« стоит «стюардесса" и проверяет, правильно ли выбраны вещи-картинки. Ребенок, входя в «самолет", говорит: «Я возьму с собой в самолет: сок, сумку, сапоги» и т.д. Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, нужно произнести волшебные слова:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Дети хором произносят стихотворение а затем выбирают слова со звуком С.
3. Игра «Найди нужное слово».
Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.
Далее читает предложения, в которых слова перепутались. Дети заменяют слова в предложениях, используя опорные картинки, выставленные на доске:
Грибы растут в огороде (лесу). Заяц убегает от мышки (лисы). Дом стережет кошка (собака). Траву косят сапогом (косой). У дяди Саши длинные косы (усы).
4. Физкультминутка. Игра «Сова».
Дети хором произносят стихотворение:
Сова, сова, сова. Совиные глаза,
Сидит сова на суку
Во все стороны глядит. Да как слетит!
Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого-то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».
5. Игра «Придумай слово».
Выбирается ведущий. На столе лежат кубики с разными слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).
Логопед просит внимательно послушать рассказ:
«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».
У детей на столах лежат по две картинки:
Зима и снег. Лето.
Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.
Санки. Самолет.
Совок. Лопата.
Саня и снеговик. Саня и удочка-
Соня и санки. Соня и мяч.
После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.
7. Ведущий раздает детям конверты, в которых
находятся 3 картинки и схема слова. Дети должны
выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:
стул, сом, носки стакан, маска, нос миска, фикус
8. Итог занятия.
Дети называют звук, который учились правильно произносить (С). Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.