СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Линейные алгоритмы. Функции DIV и MOD. (Задачи на выделение цифр в записи числа). Учитель информатики Дзиова М.П.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока, презентацию, выполненную в MS PowerPoint и для интерактивной доски, программы для решения задач на языке программирования Pascal.

Просмотр содержимого документа
«Карта урока»





Урок информатики. 9 класс

Тема урока. Линейные алгоритмы. Функции DIV и MOD. (Задачи на выделение цифр в записи числа)

Цели урока:

- Повторение операторов присваивания, ввода и вывода данных;

- Составление программ реализующих линейные алгоритмы;

- Сформировать навыки программирования на языке Pascal.

Задачи урока:


- Отработать навыки написания программ обработки данных целого типа

- Закрепить знания о структуре программы и основным операторам линейного программирования



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


Знать: возможности функций div и mod.

Понимать:

Уметь: решать задачи на использование этих функций.

Постановка учебной задачи.

Актуализации опорных знаний обучающихся.

Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения.


Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Умение структурировать знания.


Умение высказывать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

Осознанное построение речевых высказываний.

Восприятие выступлений учащихся.

Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.




Рефлексия собственной деятельности. Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития пользовательских навыков.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Развитие алгоритмического мышления.



Структура урока

Типовые этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Скриншоты используемых на уроке ресурсов ЭУМК

Организационный момент






Мотивационный настрой на восприятие информации и способов деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.





Повторение изученного ранее


















Актуализация опорных знаний.

Создание условий для осознанного восприятия нового материала

Мотивация учебной деятельности.






С целью актуализации знаний учащихся учитель опрашивает класс. Работает с экраном ЭУМК, использует соответствующие ЦОР.

Учитель подводит итог того, что ученики знают и умеют.


Ученики отвечают на вопросы учителя.









Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока

Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.




Организация деятельности учащихся по изучению, получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание»


Учащиеся получают задание прочитать в §10 учебника изучаемую тему.

Учитель вместе с учащимися обсуждают как осуществляется процесс передачи информации.

Затем учитель подводит итог.

Работают с экраном ЭУМК с темой §10.Используя «Карандаш», отмечают в §10 опорный текст для выступления перед классом.

Сохраняют сделанную запись, чтобы можно было ее извлечь по мере надобности, нажав кнопку «Заметки» (карандаш).


Этап изучения нового материала и способов деятельности


Определение темы, цели и задач урока.

Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока. (Задача)


Формулируют цель и задачи урока и план своей деятельности.


Тема урока: «Операции DIV и MOD»








Организация обратной связи.


Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания».




Демонстрирует на интерактивной доске задач с решением на тему урока. Акцентирует внимание на новых понятиях.


ГИА Решение задач по информатике. Дергачев. Стр.209, №3, 4, 5

Выступления сопровождаются использованием ЭОР.







Обобщение и систематизация полученных знаний



Контроль и коррекция знаний и умений обучающихся


Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения теории.


Проводит анализ допущенных учениками ошибок.

Организует работу учеников по проверке уровня освоения материала урока (вопросы по теории)


Отвечают на вопросы, заданные учителем (фронтально).







Подведение итогов.






Проведение анализа (самоанализа) и оценки качества деятельности учащихся на уроке.


Организовывает подведение итогов.

Даёт оценку качества работы класса и отдельных учащихся.


Задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.


Выбирают либо самостоятельное решение задачи по теме урока, либо выполняют тест

Рефлексируют, анализируют что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки приобрели и закрепили.

А как еще можно было бы назвать урок?



























Рефлексия деятельности

Регулятивные:

Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали?

Соотносят цель и результат учебной деятельности

Фиксируют степень соответствия.

Намечают цели дальнейшей деятельности.






Повторение: 

Учитель задает вопросы: 


1). Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль? (Раздел заголовка, раздел описаний, раздел операторов). 

2). С какого служебного слова начинается программа? (Program) 

3). Как описываются переменные? (Var список переменных: тип переменных). 

4). С чего начинается основная программа? (Begin) 

5). Как записывается оператор вывода? (Writeln (‘текст’, список переменных)) 

6). Как записывается оператор ввода? (Readln(список переменных)) 

7). Как записывается оператор присваивания? (имя переменной := арифм. выражение) 

8). Чем заканчивается программа? (End.) 

9). Какие вы знаете операции над величинами целого типа? (сложение +, вычитание -, умножение *, получение целой части от деления div, получение остатка от деления mod) 

10). Каков порядок выполнения этих операций? 



На доске записаны примеры, посчитайте устно, чему будут равны значения переменных a и b: 

1) 

  • a := 15 div (16 mod 7); (7)

  • b := 34 mod a*5 – 29 mod 5*2. (22)


2) 

  • a := 4*5 div 3 mod 2; (0)

  • b:= 4*5 div (3 mod 2). (20)


Просмотр содержимого документа
«практич.зад. лин.алгоритмы»

Практическое задание №20

Тема: Знакомство с языком Паскаль


1 уровень сложности

1. а) Набрать в редакторе системы Турбо-Паскаль следующую программу:

Program my;

Var a,b,c,s:integer;

Begin

ReadLn(a);

ReadLn(b);

ReadLn(c);

S:=a*b*c;

WriteLn(S)

End.

б) Откомпилировать набранную программу и исправить ошибки.

в) Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 2, 4 и 6.

г) Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел 1, 0 и -1.

д) Запустить данную программу на выполнение и проверить правильность её работы для чисел -2, 3 и 10.


2. Написать программу, которая присваивает целой переменной A значение 10 и выводит это значение на экран.


3. Написать программу, которая запрашивает ввод целого числа в переменную B и выводит это число на экран. Проверить правильность работы программы на числах 1, -5, 256, 10455.


4. Написать программу, которая запрашивает ввод вещественного числа в переменную C, умножает это число на 2 и выводит результат на экран. Проверить правильность работы программы на числах 2.5, -7.33, 0, 782.234.


5. Написать программу для ввода значения величины X целого типа, присваивания величине Y действительного типа значения 5.5, вычисления значения величины Z = X - Y и вывода значения величины Z. Протестировать программу для X=5.5, X=0, X=-10.2


6. Написать программу для ввода значения величины X целого типа, присваивания величине Y действительного типа значения 2.5 , вычисления значения величины Z=X/Y и вывода значения величины Z. Протестировать программу для X=5, X=0, X=-8.75



2 уровень сложности

1. Написать на языке Паскаль программу ввода четырёх целых чисел и вычисления их среднего арифметического. Протестировать программу на различных исходных данных (включая вещественные числа) и доказать правильность её работы.


2. Вводятся величины X,Y целого типа. Написать программу для обмена значений величин. Необходимо использовать вспомогательную величину Т. Протестировать программу для X=5 и Y=-11.


3. Написать программу для вычисления дискриминанта d квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0. Разработать тесты проверки правильности работы программы для вариантов, когда d0, d=0 и d.


4. Из железной полосы длиной L метров нужно изготовить обруч. На соединение концов уходит D метров полосы. Написать программу для вычисления радиуса R обруча. Протестировать программу для а) L=5.8, D=0.2, б) L=3.25, D=0.1


5. Найти площадь кольца, внешний радиус которого равен R1, а внутренний – R2 (R1R2). Протестировать программу для R1=5.6 и R2=3.8. Проверить ответ на калькуляторе.


6. Написать на языке Паскаль программу для вычисления выражения:

S= (2x+y)(x-y)


Протестировать её для следующих исходных данных:

1) x=2, y=1 2) x=3, y=0 3) x=0, y=-2




3 уровень сложности

1. Заданы величины X,Y действительного типа. Написать программу для обмена значений величин. Использовать вспомогательные величины нельзя. Протестировать программу для X=-3 и Y=8.


2. Дано натуральное число Х. Вычислить Y = X5. Разрешается использовать только три операции умножения. Протестировать программу для X=-2 и X=3.


3. Дано натуральное число Х. Вычислить Y = 1 - 2X + 3X2 - 4X3. Разрешается использовать не более 8 арифметических операций. Допустимы: операции сложение, вычитание, умножение. Протестировать программу для X=0, X=1, X=-2.


4. Вычислить расстояние между двумя точками с координатами (X1,Y1) и (X2,Y2). Доказать правильность работы программы на трёх различных тестах.







Просмотр содержимого презентации
«Задачи на выделение цифр в записи числа»

Выделить последнюю цифру в заданном целом числе. Как это можно сделать?

Выделить последнюю цифру в заданном целом числе.

Как это можно сделать?

Задачи на выделение цифр в записи числа Операции DIV и MOD 18 марта 2013

Задачи на выделение цифр в записи числа

Операции DIV и MOD

18 марта 2013

Задание . Написать программу: Дано количество информации в битах. Определить целое количество байт. Задача на использование операций DIV и  MOD  Операция Целая часть от деления Обозначение Остаток от деления A DIV B Тип аргум. Тип результ. integer A MOD B Действие integer integer 11 DIV 3 = 3 integer 11 MOD 3 = 2

Задание . Написать программу: Дано количество информации в битах. Определить целое количество байт.

Задача на использование операций DIV и MOD

Операция

Целая часть от деления

Обозначение

Остаток от деления

A DIV B

Тип аргум.

Тип результ.

integer

A MOD B

Действие

integer

integer

11 DIV 3 = 3

integer

11 MOD 3 = 2

Дано двузначное число. Найти сумму его цифр . program dv; var z,d,e,s: integer; begin writeln(' введите двузначное число'); readln (z); d:= z div 10; e:= z mod 10; s:= d+e; writeln ('сумма цифр этого числа = ', s); end.

Дано двузначное число. Найти сумму его цифр .

program dv;

var z,d,e,s: integer;

begin

writeln(' введите двузначное число');

readln (z);

d:= z div 10;

e:= z mod 10;

s:= d+e;

writeln ('сумма цифр этого числа = ', s);

end.

Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево. program tr; var z,c,d,e,z1: integer; begin writeln(' введите трехзначное число'); readln (z); c:= z div 100; d:=z div 10 - c*10; e:= z mod 10; z1:= c  +  d*10  +  e*100; writeln ('исходное число при прочтении справо налево - ', z1); end.

Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево.

program tr;

var z,c,d,e,z1: integer;

begin

writeln(' введите трехзначное число');

readln (z);

c:= z div 100;

d:=z div 10 - c*10;

e:= z mod 10;

z1:= c + d*10 + e*100;

writeln ('исходное число при прочтении справо налево - ', z1);

end.

99 ) . Найти число десятков в нём. program des; var z,d,p2: integer; begin writeln('введите натуральное число z99'); readln (z); p2:= z mod 100; d:= p2 div 10; writeln ('количество десяток в введенном числе - ', d); end." width="640"

Дано натуральное число z ( z99 ) . Найти число десятков в нём.

program des;

var z,d,p2: integer;

begin

writeln('введите натуральное число z99');

readln (z);

p2:= z mod 100;

d:= p2 div 10;

writeln ('количество десяток в введенном числе - ', d);

end.

Просмотр содержимого презентации
«лин. алгор»

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат c d a a алг   Деление дробей m  = = ; : PROGRAM Division c d n b b  цел  a, b, c, d, m, n ; : a, b, c, d, m, n INTEGER VAR нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ) ; ввод  a, b, c, d ( READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; : = m a  d n  : =  b   c ; n : = b   c b  c n : = вывод  m вывод  m ( ) ; m WRITELN вывод  n вывод  n ) ( n WRITELN кон . конец END Программа на языке Паскаль  для вычисления результата деления одной простой дроби на другую  является примером реализации линейного вычислительного алгоритма. Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM ). За служебным словом следует  произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой.

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

c

d

a

a

алг Деление дробей

m

=

=

;

:

PROGRAM

Division

c

d

n

b

b

цел a, b, c, d, m, n

;

:

a, b, c, d, m, n

INTEGER

VAR

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

)

;

ввод a, b, c, d

(

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

: =

m

a d

n : = b c

;

n : = b c

b c

n

: =

вывод m

вывод m

(

)

;

m

WRITELN

вывод n

вывод n

)

(

n

WRITELN

кон

.

конец

END

Программа на языке Паскаль для вычисления результата деления одной простой дроби на другую является примером реализации линейного вычислительного алгоритма.

Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM ). За служебным словом следует произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой.

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат c d a m a  алг  Деление дробей = : ; = PROGRAM Division b d c n b  цел  a, b, c, d, m, n ; : a, b, c, d, m, n INTEGER VAR нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ) ; ввод  a, b, c, d ( a, b, c, d READLN m  : =  a   d m : = a   d ; : = m a  d n  : =  b   c n : = b   c ; b  c : = n вывод  m n m c b вывод  m d a ; ) ( m WRITELN вывод  n вывод  n ( ) WRITELN n 3 2 m n 1 5 кон конец . END Раздел описания переменных, начинается со слова VAR , за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие. В нашем примере все переменные имеют целый тип ( INTEGER ) . В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель – точку с запятой 2

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

c

d

a

m

a

алг Деление дробей

=

:

;

=

PROGRAM

Division

b

d

c

n

b

цел a, b, c, d, m, n

;

:

a, b, c, d, m, n

INTEGER

VAR

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

)

;

ввод a, b, c, d

(

a, b, c, d

READLN

m : = a d

m : = a d

;

: =

m

a d

n : = b c

n : = b c

;

b c

: =

n

вывод m

n

m

c

b

вывод m

d

a

;

)

(

m

WRITELN

вывод n

вывод n

(

)

WRITELN

n

3

2

m

n

1

5

кон

конец

.

END

Раздел описания переменных, начинается со слова VAR , за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие.

В нашем примере все переменные имеют целый тип ( INTEGER ) . В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель – точку с запятой

2

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат c m d a a  алг  Деление дробей : = = ; PROGRAM Division c b d n b  цел  a, b, c, d, m, n ; : INTEGER VAR a, b, c, d, m, n нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ввод  a, b, c, d ; ( ) READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; m : = a  d n  : =  b   c n : = b   c ; b  c : = n вывод  m n b m c вывод  m d a ) ( ; m WRITELN вывод  n вывод  n ( ) WRITELN n 3 2 m n 1 5 кон конец . END Служебное слово BEGIN (начало) является операторной скобкой и с него начинается раздел операторов. Используется вместе с другой операторной скобкой - END ( конец). Между этими служебными словами помещаются все операторы, из которых складывается программа. 3

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

c

m

d

a

a

алг Деление дробей

:

=

=

;

PROGRAM

Division

c

b

d

n

b

цел a, b, c, d, m, n

;

:

INTEGER

VAR

a, b, c, d, m, n

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

ввод a, b, c, d

;

(

)

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

m

: =

a d

n : = b c

n : = b c

;

b c

: =

n

вывод m

n

b

m

c

вывод m

d

a

)

(

;

m

WRITELN

вывод n

вывод n

(

)

WRITELN

n

3

2

m

n

1

5

кон

конец

.

END

Служебное слово BEGIN (начало) является операторной скобкой и с него начинается раздел операторов. Используется вместе с другой операторной скобкой - END ( конец). Между этими служебными словами помещаются все операторы, из которых складывается программа.

3

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат m c d a a  алг  Деление дробей = = : ; Division PROGRAM b d n c b  цел  a, b, c, d, m, n : ; INTEGER VAR a, b, c, d, m, n нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ввод  a, b, c, d ) ; ( READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; a  d : = m n  : =  b   c ; n : = b   c : = n b  c вывод  m b c вывод  m m n d a ; ) ( WRITELN m вывод  n вывод  n ) ( WRITELN n 3 n m 2 1 5 кон . конец END   По оператору READ ( READLN ) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране (пример: 5, 9, 7, 13). В конце набора нажимается клавиша ВВОД ( Enter) . 1  3  2  5 4

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

m

c

d

a

a

алг Деление дробей

=

=

:

;

Division

PROGRAM

b

d

n

c

b

цел a, b, c, d, m, n

:

;

INTEGER

VAR

a, b, c, d, m, n

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

ввод a, b, c, d

)

;

(

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

a d

: =

m

n : = b c

;

n : = b c

: =

n

b c

вывод m

b

c

вывод m

m

n

d

a

;

)

(

WRITELN

m

вывод n

вывод n

)

(

WRITELN

n

3

n

m

2

1

5

кон

.

конец

END

По оператору READ ( READLN ) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране (пример: 5, 9, 7, 13). В конце набора нажимается клавиша ВВОД ( Enter) .

1 3 2 5

4

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат c a m a d  алг  Деление дробей : = ; = PROGRAM Division d b n b c  цел  a, b, c, d, m, n ; : INTEGER VAR a, b, c, d, m, n нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ; ( ) ввод  a, b, c, d READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; : = m a  d n  : =  b   c ; n : = b   c b  c : = n вывод  m m b вывод  m n c a d ; ) ( WRITELN m вывод  n вывод  n ) ( n WRITELN 2 n 5 3 5 1 кон . конец END 1 3  2  5   В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры. 5

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

c

a

m

a

d

алг Деление дробей

:

=

;

=

PROGRAM

Division

d

b

n

b

c

цел a, b, c, d, m, n

;

:

INTEGER

VAR

a, b, c, d, m, n

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

;

(

)

ввод a, b, c, d

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

: =

m

a d

n : = b c

;

n : = b c

b c

: =

n

вывод m

m

b

вывод m

n

c

a

d

;

)

(

WRITELN

m

вывод n

вывод n

)

(

n

WRITELN

2

n

5

3

5

1

кон

.

конец

END

1 3 2 5

В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры.

5

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат c a d m a  алг  Деление дробей = ; : = PROGRAM Division b c d b n  цел  a, b, c, d, m, n ; : VAR INTEGER a, b, c, d, m, n нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ( ввод  a, b, c, d ; ) READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; a  d m : = n  : =  b   c n : = b   c ; : = b  c n вывод  m m c b вывод  m n d a ) ; ( WRITELN m вывод  n вывод  n ) ( n WRITELN 2 6 5 3 1 5 кон . конец END 1 3  2  5   В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры. 6

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

c

a

d

m

a

алг Деление дробей

=

;

:

=

PROGRAM

Division

b

c

d

b

n

цел a, b, c, d, m, n

;

:

VAR

INTEGER

a, b, c, d, m, n

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

(

ввод a, b, c, d

;

)

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

a d

m

: =

n : = b c

n : = b c

;

: =

b c

n

вывод m

m

c

b

вывод m

n

d

a

)

;

(

WRITELN

m

вывод n

вывод n

)

(

n

WRITELN

2

6

5

3

1

5

кон

.

конец

END

1 3 2 5

В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры.

6

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат d a c a m  алг  Деление дробей = ; : = PROGRAM Division n c b b d  цел  a, b, c, d, m, n ; : a, b, c, d, m, n INTEGER VAR нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ввод  a, b, c, d ; ( ) a, b, c, d READLN m  : =  a   d m : = a   d ; m a  d : = n  : =  b   c n : = b   c ; : = n b  c вывод  m b ( c вывод  m ; m ) n WRITELN m d a вывод  n вывод  n ) ( n WRITELN 5 2 3 6 1 5 кон конец . END 1 3  2  5 5   Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) . На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 65 ) 7

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

d

a

c

a

m

алг Деление дробей

=

;

:

=

PROGRAM

Division

n

c

b

b

d

цел a, b, c, d, m, n

;

:

a, b, c, d, m, n

INTEGER

VAR

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

ввод a, b, c, d

;

(

)

a, b, c, d

READLN

m : = a d

m : = a d

;

m

a d

: =

n : = b c

n : = b c

;

: =

n

b c

вывод m

b

(

c

вывод m

;

m

)

n

WRITELN

m

d

a

вывод n

вывод n

)

(

n

WRITELN

5

2

3

6

1

5

кон

конец

.

END

1 3 2 5

5

Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) .

На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 65 )

7

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат d a c a m  алг  Деление дробей = ; : = PROGRAM Division n c b b d  цел  a, b, c, d, m, n ; : a, b, c, d, m, n INTEGER VAR нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ; ( ввод  a, b, c, d ) READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; m : = a  d n  : =  b   c n : = b   c ; b  c n : = вывод  m вывод  m c n m b d a ; ) ( WRITELN m вывод  n вывод  n ) ( n WRITELN 6 5 2 3 5 1 кон конец . END   1 3  2  5 5 6 Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) . На этом шаге производится вывод значения переменной n ( 63 ) 8

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

d

a

c

a

m

алг Деление дробей

=

;

:

=

PROGRAM

Division

n

c

b

b

d

цел a, b, c, d, m, n

;

:

a, b, c, d, m, n

INTEGER

VAR

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

;

(

ввод a, b, c, d

)

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

m

: =

a d

n : = b c

n : = b c

;

b c

n

: =

вывод m

вывод m

c

n

m

b

d

a

;

)

(

WRITELN

m

вывод n

вывод n

)

(

n

WRITELN

6

5

2

3

5

1

кон

конец

.

END

1 3 2 5

5

6

Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) .

На этом шаге производится вывод значения переменной n ( 63 )

8

Задача: разделить одну простую дробь на другую  - получить результат m a a c d  алг  Деление дробей = : = ; PROGRAM Division b n c d b  цел  a, b, c, d, m, n : ; VAR a, b, c, d, m, n INTEGER нач BEGIN начало ввод  a, b, c, d ) ( ; ввод  a, b, c, d READLN a, b, c, d m  : =  a   d m : = a   d ; a  d m : = n  : =  b   c n : = b  c n : = b   c ; вывод  m вывод  m ( ) ; m WRITELN вывод  n вывод  n ) n WRITELN ( кон END . конец   1 3  2  5 5 6 Замыкающая операторная скобка END , означающая КОНЕЦ ПРОГРАММЫ. Используется вместе с другой операторной скобкой BEGIN ( начало). Между этими служебными словами размещается программа на языке Паскаль. После слова END ( в самом конце программы) ставится точка. 9

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат

m

a

a

c

d

алг Деление дробей

=

:

=

;

PROGRAM

Division

b

n

c

d

b

цел a, b, c, d, m, n

:

;

VAR

a, b, c, d, m, n

INTEGER

нач

BEGIN

начало

ввод a, b, c, d

)

(

;

ввод a, b, c, d

READLN

a, b, c, d

m : = a d

m : = a d

;

a d

m

: =

n : = b c

n

: =

b c

n : = b c

;

вывод m

вывод m

(

)

;

m

WRITELN

вывод n

вывод n

)

n

WRITELN

(

кон

END

.

конец

1 3 2 5

5

6

Замыкающая операторная скобка END , означающая КОНЕЦ ПРОГРАММЫ. Используется вместе с другой операторной скобкой BEGIN ( начало). Между этими служебными словами размещается программа на языке Паскаль. После слова END ( в самом конце программы) ставится точка.

9

Просмотр содержимого презентации
«структура прогр»

Арифметические операции Функции F (x) ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM ; : ТИП список однотипных переменных VAR + |x| сложение ABS (x) . ОПЕРАТОРЫ BEGIN END x 2 SQR (x) - вычитание   x SQRT (x) ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение  e x EXP (x) ; : список однотипных переменных INTEGER VAR / деление : ; REAL список однотипных переменных Ln x LN (x) BEGIN div SIN (x) Sin x деление нацело ( ) ; список ввода READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления ) ( ; список ввода READLN ; : = Приоритеты выполнения операций переменная арифметическое выражение  ; ( ) список вывода WRITE F(x) ( ) div + * ( ) WRITELN список вывода / mod - . END  Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке 1

Арифметические

операции

Функции F (x)

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

:

ТИП

список однотипных переменных

VAR

+

|x|

сложение

ABS (x)

.

ОПЕРАТОРЫ

BEGIN

END

x 2

SQR (x)

-

вычитание

x

SQRT (x)

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

;

:

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

:

;

REAL

список однотипных переменных

Ln x

LN (x)

BEGIN

div

SIN (x)

Sin x

деление

нацело

(

)

;

список ввода

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

)

(

;

список ввода

READLN

;

: =

Приоритеты выполнения операций

переменная

арифметическое выражение

;

(

)

список вывода

WRITE

F(x)

( )

div

+

*

(

)

WRITELN

список вывода

/

mod

-

.

END

Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке

1

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПЕРССЫЛОК

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПЕРССЫЛОК

  • Режим последовательного изучения учебного материала организован с помощью кнопок прокрутки
  • Режим справочника: в процессе перемещения курсора мыши по информационной области слайда приближение к объекту (гиперссылке) обеспечивается всплывающей подсказкой
  • щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку
  • щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд
  • в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку
Функции F (x) Арифметические операции ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM ; : ; список однотипных переменных ТИП VAR ABS (x) + |x| сложение . BEGIN END ОПЕРАТОРЫ SQR (x) x 2 - вычитание SQRT (x)   x ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение  e x EXP (x) ; : VAR INTEGER список однотипных переменных / деление ; : REAL список однотипных переменных LN (x) Ln x BEGIN Sin x div SIN (x) деление нацело ( ; ) список ввода READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления ( ; ) список ввода READLN ; : = Приоритеты выполнения операций переменная арифметическое выражение  ) ; ( WRITE список вывода ( ) F(x) * + div ( ) список вывода WRITELN / - mod . END Структура программы на языке Паскаль:  Заголовок программы  PROGRAM PRIMER ;   Раздел описания переменных VAR x, y, z, F :  INTEGER  ;  Раздел операторов BEGIN READ  ( x, y, z )  ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.  Заголовок программы  PROGRAM PRIMER ;   Раздел описания переменных VAR x, y, z, F :  INTEGER  ;  Раздел операторов BEGIN READ  ( x, y, z )  ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END. 2

Функции F (x)

Арифметические

операции

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

:

;

список однотипных переменных

ТИП

VAR

ABS (x)

+

|x|

сложение

.

BEGIN

END

ОПЕРАТОРЫ

SQR (x)

x 2

-

вычитание

SQRT (x)

x

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

;

:

VAR

INTEGER

список однотипных переменных

/

деление

;

:

REAL

список однотипных переменных

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

div

SIN (x)

деление

нацело

(

;

)

список ввода

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

(

;

)

список ввода

READLN

;

: =

Приоритеты выполнения операций

переменная

арифметическое выражение

)

;

(

WRITE

список вывода

( )

F(x)

*

+

div

(

)

список вывода

WRITELN

/

-

mod

.

END

Структура программы на языке Паскаль:

  • Заголовок программы PROGRAM PRIMER ; Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ; Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.
  • Заголовок программы PROGRAM PRIMER ;
  • Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ;
  • Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.

2

Арифметические операции Функции F (x) ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM ; : VAR ТИП список однотипных переменных сложение ABS (x) + |x| . END BEGIN ОПЕРАТОРЫ SQR (x) x 2 - вычитание SQRT (x)   x ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение EXP (x)  e x ; : список однотипных переменных INTEGER VAR / деление ; : REAL список однотипных переменных Ln x LN (x) BEGIN Sin x SIN (x) div деление нацело ; ) ( список ввода READ Cos x COS (x) mod Остаток от деления ; ) ( список ввода READLN ; арифметическое выражение переменная Приоритеты выполнения операций : =  ; ( ) WRITE список вывода ( ) F(x) div * + ( ) WRITELN список вывода mod / - . END  Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( REAL ) и целый ( INTEGER ). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква. 3

Арифметические

операции

Функции F (x)

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

:

VAR

ТИП

список однотипных переменных

сложение

ABS (x)

+

|x|

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

SQR (x)

x 2

-

вычитание

SQRT (x)

x

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

EXP (x)

e x

;

:

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

;

:

REAL

список однотипных переменных

Ln x

LN (x)

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

;

)

(

список ввода

READ

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

;

)

(

список ввода

READLN

;

арифметическое выражение

переменная

Приоритеты выполнения операций

: =

;

(

)

WRITE

список вывода

( )

F(x)

div

*

+

(

)

WRITELN

список вывода

mod

/

-

.

END

Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( REAL ) и целый ( INTEGER ). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.

3

Арифметические операции Функции F (x) ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM : ; ТИП VAR список однотипных переменных ABS (x) сложение + |x| . END BEGIN ОПЕРАТОРЫ SQR (x) x 2 - вычитание SQRT (x)   x ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM * умножение  e x EXP (x) ; : список однотипных переменных INTEGER VAR / деление ; : список однотипных переменных REAL LN (x) Ln x BEGIN div SIN (x) Sin x деление нацело ( ) ; список ввода READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления ; ) ( READLN список ввода ; арифметическое выражение переменная : = Приоритеты выполнения операций  ( ; ) список вывода WRITE F(x) ( ) + div * ) ( WRITELN список вывода mod / - . END  Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN ( начало) и END ( конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка. 4

Арифметические

операции

Функции F (x)

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

:

;

ТИП

VAR

список однотипных переменных

ABS (x)

сложение

+

|x|

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

SQR (x)

x 2

-

вычитание

SQRT (x)

x

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

;

:

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

;

:

список однотипных переменных

REAL

LN (x)

Ln x

BEGIN

div

SIN (x)

Sin x

деление

нацело

(

)

;

список ввода

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

;

)

(

READLN

список ввода

;

арифметическое выражение

переменная

: =

Приоритеты выполнения операций

(

;

)

список вывода

WRITE

F(x)

( )

+

div

*

)

(

WRITELN

список вывода

mod

/

-

.

END

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN ( начало) и END ( конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.

4

Функции F (x) Арифметические операции ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM : ; список однотипных переменных ТИП VAR + ABS (x) |x| сложение . END BEGIN ОПЕРАТОРЫ x 2 SQR (x) - вычитание SQRT (x)   x ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM * умножение  e x EXP (x) : ; список однотипных переменных INTEGER VAR / деление ; : список однотипных переменных REAL LN (x) Ln x BEGIN Sin x div SIN (x) деление нацело ( ; ) список ввода READ Cos x COS (x) mod Остаток от деления ) ; ( список ввода READLN ; переменная арифметическое выражение : = Приоритеты выполнения операций  ) ; ( список вывода WRITE ( ) F(x) * div + ( ) WRITELN список вывода / - mod . END  Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ  или READLN  ( читать ). Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД ( ENTER) . 5

Функции F (x)

Арифметические

операции

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

:

;

список однотипных переменных

ТИП

VAR

+

ABS (x)

|x|

сложение

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

x 2

SQR (x)

-

вычитание

SQRT (x)

x

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

:

;

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

;

:

список однотипных переменных

REAL

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

div

SIN (x)

деление

нацело

(

;

)

список ввода

READ

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

)

;

(

список ввода

READLN

;

переменная

арифметическое выражение

: =

Приоритеты выполнения операций

)

;

(

список вывода

WRITE

( )

F(x)

*

div

+

(

)

WRITELN

список вывода

/

-

mod

.

END

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).

Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается

в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя,

который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке,

отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране.

В конце набора нажимается клавиша ВВОД ( ENTER) .

5

Функции F (x)

Арифметические

операции

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

:

VAR

список однотипных переменных

ТИП

+

ABS (x)

|x|

сложение

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

x 2

SQR (x)

-

вычитание

SQRT (x)

x

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

;

:

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

:

;

REAL

список однотипных переменных

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

)

;

(

READ

список ввода

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

;

(

)

список ввода

READLN

;

переменная

арифметическое выражение

Приоритеты выполнения операций

: =

)

;

(

WRITE

список вывода

( )

F(x)

*

+

div

(

)

WRITELN

список вывода

-

/

mod

.

END

Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить».

Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной . Пример: A := SQR (x) + SIN (y) / (12*z + 5)

Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.

  • Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.
  • Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.
  • Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.

6

Функции F (x)

Арифметические

операции

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

;

:

VAR

список однотипных переменных

ТИП

+

ABS (x)

|x|

сложение

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

x 2

SQR (x)

-

вычитание

SQRT (x)

x

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

*

умножение

e x

EXP (x)

;

:

список однотипных переменных

INTEGER

VAR

/

деление

:

;

REAL

список однотипных переменных

LN (x)

Ln x

BEGIN

Sin x

SIN (x)

div

деление

нацело

)

;

(

READ

список ввода

Cos x

COS (x)

mod

Остаток

от деления

;

(

)

список ввода

READLN

;

переменная

арифметическое выражение

Приоритеты выполнения операций

: =

)

;

(

WRITE

список вывода

( )

F(x)

*

+

div

(

)

WRITELN

список вывода

-

/

mod

.

END

Правила записи арифметических выражений

  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
  • Арифметическое выражение записывается в строку
  • Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
  • Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
  • Используются только круглые скобки
  • Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам

7

Функции F (x) Арифметические операции ИМЯ ПРОГРАММЫ ; PROGRAM : ; список однотипных переменных ТИП VAR + ABS (x) |x| сложение . END BEGIN ОПЕРАТОРЫ SQR (x) x 2 - вычитание   x SQRT (x) ; ИМЯ ПРОГРАММЫ PROGRAM * умножение EXP (x)  e x : ; INTEGER VAR список однотипных переменных / деление : ; REAL список однотипных переменных LN (x) Ln x BEGIN div Sin x SIN (x) деление нацело ) ; ( список ввода READ COS (x) Cos x mod Остаток от деления ( ) ; READLN список ввода ; переменная арифметическое выражение Приоритеты выполнения операций : =  ; ) ( список вывода WRITE ( ) F(x) div * + ) ( список вывода WRITELN / - mod . END  Вывод результатов происходит по WRITE  или WRITELN   ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит. 8

Функции F (x)

Арифметические

операции

ИМЯ ПРОГРАММЫ

;

PROGRAM

:

;

список однотипных переменных

ТИП

VAR

+

ABS (x)

|x|

сложение

.

END

BEGIN

ОПЕРАТОРЫ

SQR (x)

x 2

-

вычитание

x

SQRT (x)

;

ИМЯ ПРОГРАММЫ

PROGRAM

*

умножение

EXP (x)

e x

:

;

INTEGER

VAR

список однотипных переменных

/

деление

:

;

REAL

список однотипных переменных

LN (x)

Ln x

BEGIN

div

Sin x

SIN (x)

деление

нацело

)

;

(

список ввода

READ

COS (x)

Cos x

mod

Остаток

от деления

(

)

;

READLN

список ввода

;

переменная

арифметическое выражение

Приоритеты выполнения операций

: =

;

)

(

список вывода

WRITE

( )

F(x)

div

*

+

)

(

список вывода

WRITELN

/

-

mod

.

END

Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!