СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическая экспедиция в русскую сказку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проводится после изучения темы "Сказки"и проходит в форме игры-соревнования.  Команды проводят исследования разных видов сказок.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая экспедиция в русскую сказку»

VI. Лингвистическая экспедиция в

русскую сказку

Данное мероприятие проходит в форме игры – соревнования. Участвуют три команды. Учащиеся получают предварительные задания:

  1. Придумать название команде.

  2. Нарисовать эмблемы.

  3. Оформить выставку сказок (иллюстраций, костюмов, масок и т.п.).

В роли ведущих выступают глашатаи, Ведунья.

1 глашатай: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы отправляемся в лингвистическую экспедицию в русскую сказку.

Вы попробуете исследовать фонетические, лексические, синтаксические особенности сказки, выполните интересные задания.

2 глашатай: Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. Народные сказки первоначально были связаны с мифами и делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, легендарные, басенные, о животных и другие.

2 глашатай: Сегодня в центре нашего внимания окажутся сказки о животных, волшебные и бытовые. Вы, конечно, помните, чем они различаются. Однако наша Ведунья очень хочет вам помочь, поэтому желает рассказать подробнее об этом жанре.

Ведунья: В сказках о животных всем персонажам приписываются свойства людей. Излюбленный герой – хитрец и плут (ворон, волк, лиса, заяц и др.). Сказки о животных, как правило, сатирические или юмористические. Мысль и образы многих историй о зверях и птицах обратились в пословицы и поговорки. Например, жадный волк перешел из сказок в пословицу: «Волка в пастухи поставили», «Не клади волку пальца в рот». Волшебная сказка восходит к приемам магических обрядов. Люди мечтали преодолеть грозную мощь природы. За верность, доброту, старание беды героев сменяются благополучием. Такому обороту герои обязаны вмешательству сверхъестественных сил, обретению волшебного предмета, умению или знанию. Помогают славному лицу разные герои: конь, лягушка, колдунья, жена-волшебница. Бытовые же сказки отличаются острой социальной направленностью, которая тесно связана с мечтой народа о справедливости. Герои – самые обычные люди (крестьяне, солдаты, работники). Бытовые сказки воспевают труд и протестуют против лени, глупости, ограниченности.

1 глашатай: Каждая команда будет исследовать свой вид сказки, который выпадет по жребию.

(Предлагает командам выбрать карточки с надписями «Волшебная», «Бытовая», «О животных»).

2 глашатай: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Когда мы слышим эти слова, сразу понимаем: начинается сказка. А какие еще зачины вам известны? Итак, первое задание: назовите как можно большее количество зачинов.

Ведунья: Пока ребята выполняют задание, мне хотелось бы рассказать об удивительном человеке. Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970) – известнейший фольклорист, знаменитый не только в нашей стране, но и во всем мире. Вышедшая в 1928 году книга «Морфология сказки» стала очень популярной. В ней Пропп впервые за всю историю литературоведения установил законы, которым подчиняется строение сказки. Это было настоящее научное открытие. В 1958 году вышел первый английский перевод, в 1969 – второе русское издание. В.Я. Пропп издал еще целый ряд работ по теории фольклора: «Русский героический эпос», «Русские аграрные праздники» и др.

1 глашатай: Переходим ко второму конкурсу. В сказках мы часто встречаем слова, образованные путем сложения: скатерть-самобранка, шапка-невидимка, гусли-самогуды. А какие примеры можете вспомнить вы?

Подведение итогов двух конкурсов. Жюри объявляет результаты.

2 глашатай: Третий конкурс. Как известно, буква «ф» встречается преимущественно в заимствованных словах. Попробуйте найти слова с этой буквой в русских народных сказках.

Команды работают со сказками, выпавшими им по жребию (о животных, волшебных, бытовых).

1 глашатай: Удалось ли командам выполнить задание? Почему? Попробуйте объяснить, почему таких слов мало.

2 глашатай: Четвертый конкурс. В русских сказках некоторые прилагательные прикрепляются к существительным, становятся постоянными эпитетами (красна девица, чистое полюшко, честной народ, дремучий лес, добрый молодец). Скажите, какие постоянные эпитеты употребляются в сказках при следующих существительных: Кащей, солнце, небо, день, ночь, реки, горы, пески, вода, конь, ноги, руки.

1 глашатай: Пятый конкурс. Русские народные сказки возникли много лет назад. Слова, которые в них встречаются, теперь или не употребляются или употребляются очень редко. Однако настоящие исследователи наверняка смогут объяснить значения таких слов.

Задание: объясните, как вы понимаете данные слова.

Задание для I команды: промеж, сказывается, Яга, повадился, тужить.

Задание для II команды: молвить, охорониться, Кащей, досе, не солоно (хлебавши).

Задание для III команды: сулить, Горыныч, (коза) дереза, кручиниться, след простыл.

2 глашатай: Шестой конкурс. В сказках часто употребляются фразеологические обороты. Многие устойчивые сочетания сами «родились» в сказке.

Объясните, как вы понимаете данные фразеологические обороты и вспомните, в каких сказках они употребляются.

  • Молочные реки с кисельными берегами.

  • Ни в сказке сказать, ни пером описать.

  • По щучьему веленью, по моему хотенью.

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

  • По усам текло, да в рот не попало.

  • Кому вершки, а кому корешки.

1 глашатай: Лебедушка, молодушка… Что объединяет эти слова? Задание седьмого конкурса заключается в следующем: в предложенных вашему вниманию отрывках из сказок найдите слова с уменьшительно-ласкательными, пренебрежительными и увеличительными суффиксами. Определите, с какой целью использованы эти слова в текстах.

Задание для I команды.

«Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

– Спасибо на добром слове, – сказал тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:

– Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.»

(«Лиса и тетерев»)


Задание для II команды.

«Воротился Иван с победой. Весь народ его прославляет, и царь приободрился, приветливо зятя встречает. Только царевна не в радости:

«Видно, мне век вековать с этим мужиком-деревенщиной».

А виду не показывает, привечает мужа. Царевна к Ивану ластится:

– Скажи, муженек дорогой, какая в тебе сила? Как мог ты с Немал – человечищем справиться и один два несметных войска побить?»

(«Чудесные ягоды»)

Задание для III команды.

«Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

– Ну, как? – спрашивает старуха.

– Скоро будет готова, – солдат отвечает. – Жаль, что вот солюшки нет.

– Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал:

– Коли сюда бы да горсточку крупы!

Старуха принесла из чулана мешочек крупы:

– На, заправь как надо».

(«Каша из топора»)

2 глашатай: Пока команды выполняют задание, предлагаю зрителям игру. Я буду произносить слова и делать паузу. (В это время второй глашатай может считать до пяти). За время паузы девочки подбирают синоним, а мальчики – антоним. Например, услышав слово «красивый», вы можете сказать «прекрасный» и «безобразный». Кто правильно подберет и скажет слова, может подарить любой команде один балл.

Слова для игры: Друг (товарищ, враг). Печаль (грусть, радость). Опрятный (аккуратный, неряшливый). Жара (зной, холод). Молвить (сказать, молчать). Худой (тощий, полный). Влажный (сырой, сухой). Юный (молодой, старый). Веселый (радостный, грустный).

1 глашатай: Ребята, а что такое инверсия? Давайте обратимся к ведунье с этим вопросом.

Ведунья: Веками создавался каждый язык. Развитие его шло по своим правилам. Исторически сложилось, что в русском языке предложения строятся в следующем порядке: подлежащее, затем сказуемое. Определение обычно стоит перед подлежащим. Такой порядок называется «прямым». Обратный порядок или необычная перестановка слов называется инверсией.

2 глашатай: Восьмой конкурс. В отрывке из сказки «Матюша Пепельный» вы должны найти примеры инверсии, подчеркнуть их. Подумайте, для чего в сказке использован обратный порядок слов. (Первый глашатай раздает командам листы с одинаковым текстом).

«В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили-были старик со старухой. У них был сын, по имени Матюша. Рос парень не по дням, а по часам, будто тесто на опаре поднимался, а пуще того ума-разума набирался.»

«– Отпустите меня. Пойду свою долю искать.

Потужили родители, погоревали, да делать нечего – напекли подорожников, распростились, и отправился Матюша в путь-дорогу.

Шел он долго ли коротко ли, близко ли далеко ли и зашел в глухой темный лес. И началось тут великое ненастье. Пошел сильный дождь с градом. Полез Матюша на самый матерый дуб.»

1 глашатай: Объявляю игру для зрителей! Угадайте, о какой сказке идет речь.


Игра «Старые сказки на новый лад»

– Сказка о том, что путь к красоте лежит через закаливание, диету, самовоспитание.

(«Гадкий утенок»)

– Сказка о том, что в сельском хозяйстве необходимо быть осторожнее с нитратами. В противном случае может возникнуть мутация, мешающая сбору урожая.

(«Репка»)

– Сказка о том, что при приготовлении пищи необходимо строго придерживаться рецепта, даже если он включает самые неожиданные компоненты.

(«Каша из топора»)

– В этой сказке личность, имевшая дурную репутацию, смогла похитить несовершеннолетних, однако преступление было вовремя раскрыто.

(«Волк и семеро козлят»)

– Героиня этой сказки, облаченная в дорогую шубу, явилась в гости и не захотела уйти оттуда (понравились архитектура и дизайн). Хозяин был вынужден обратиться за помощью к разным лицам.

(«Заячья избушка»)

– В этой сказке долгожитель, ищущий невесту, совершает похищение некой девицы, недавно сменившей лесную местность на городскую.

(«Царевна-Лягушка»)

1 глашатай: А мы переходим к последнему, самому трудному конкурсу. Каждая команда должна написать три сказки: волшебную, бытовую, о животных. На карточках, которые вам раздаст второй глашатай, имеются подсказки. Время выполнения задания – шесть минут.





Карточка для I команды (бытовая сказка).

Возвращался работник домой. Все лето он жил у людей, спину гнул, досыта ни ел, ни пил. Притомился в пути, проголодался. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу…

– Скоро суп готов будет, – работник говорит. – Жаль, что вот соли нет.

– А работник ест да посмеивается.






Карточка для II команды (сказка о животных).

Соловей сидел высоко на ветке, а внизу лисица кружилась.

– Здравствуй, соловушка!

– Разве не слыхала ты, что охотиться в лесу теперь запретили.

– Лисица хвост поджала, да за деревья бросилась.






Карточка для III команды (волшебная сказка).

Заболела у царя единственная дочь. Царь затосковал, позвал своих помощников.


Иван – крестьянский сын сунул в рот одну ягоду, другую. Вдруг видит: царапины от звериных когтей на руке исчезают. «Эге, – думает Иван, – а ягоды-то не простые». Набрал ягод полный туесок да отправился в царские хоромы.


2 глашатай: При выполнении этого задания ребята должны не просто сочинить сказку, но и назвать ее, включить зачины, присказки, фразеологизмы, пословицы и поговорки; использовать устаревшие слова и обороты, образовать слова при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Некоторые предложения необходимо построить, использовав обратный порядок слов.

1 глашатай: Работа предстоит серьезная. А у нас есть время для лингвистической игры.

Ведунья: Знаете ли вы, друзья, что такое логогрифы? Это слова – загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв. Попробуйте решить мои задачи.

Под темною водою мы в нем живем.

(Рак – мрак)


Я – вкусное рыбное блюдо,

Но если вставить букву «м»,

Назойливо жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха – муха)


Утром пастух собирает их в стадо.

Выброси «с» и мурлыкать мне надо.

(Скот – кот)


Широка и глубока

Эта славная река.

Вставишь союз перед ней -

И удивит она песней своей.

(Волга – иволга)


На нем танцуют, веселятся.

А на конкурсе стремятся

Их побольше получить.

Чтобы этого достичь,

«Л» старайся увеличить.

(Бал – балл)

1 глашатай: Наше соревнование подходит к концу. Сейчас ребята поведают нам свои сказки, а жюри подведет итоги.

2 глашатай: «Сказка – складка, песня – быль», – гласит пословица. Действительно, в сказках говорится о том, чего в жизни не было и не могло быть. Все об этом знают и все-таки любят читать эти выдуманные истории.

1 глашатай: Тем, кто стремится к изучению родного языка, сказка интересна вдвойне. Лучшие свойства русского языка – точность, краткость, меткость, образность – нашли отражение в этих жемчужинах народного творчества. Александр Сергеевич Пушкин советовал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Примечание: Некоторые конкурсы являются сложными, требуют тщательной работы с текстом, наблюдения над которым позволяют подобрать достаточное количество примеров и сделать выводы. Поэтому целесообразно предоставлять учащимся возможность предварительной подготовки или домашнего выполнения отдельных заданий.