СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка» (презентация к мастер-классу)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения мастер-класса:

-  поделиться практическим  опытом  разработанной методики усвоения теоретического материала на уроках русского языка на основе творческой адаптации (лингвистической сказки) для учащихся средних классов  (5-7).

Просмотр содержимого документа
««Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка» (презентация к мастер-классу)»

                       «Потребность в образовании  лежит в каждом человеке;  народ любит и ищет образования,  как любит и ищет воздуха  для дыхания»   (Л.Н. Толстой)    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка НОВОАЛТАЙСК , 2017г

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

НОВОАЛТАЙСК , 2017г

                       «Потребность в образовании  лежит в каждом человеке;  народ любит и ищет образования,  как любит и ищет воздуха  для дыхания»   (Л.Н. Толстой)    Сухомлинский Василий Александрович

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой)

Сухомлинский Василий Александрович

                       «Потребность в образовании  лежит в каждом человеке;  народ любит и ищет образования,  как любит и ищет воздуха  для дыхания»   (Л.Н. Толстой)    Цель мастер-класса:  поделиться практическим опытом разработанной методики усвоения теоретического материала на уроках русского языка на основе творческой адаптации (лингвистической сказки) для учащихся средних классов (5-7).

«Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания» (Л.Н. Толстой)

Цель мастер-класса: поделиться практическим опытом разработанной методики усвоения теоретического материала на уроках русского языка на основе творческой адаптации (лингвистической сказки) для учащихся средних классов (5-7).

План-работы мастер-класса : актуальность проблемы мастер-класса, 2. опыт работы по организации применения и системы лингвистических сказок на всех этапах урока (изучения, закрепления, повторения материала); 3.демонстрация этапов и моделей создания лингвистической сказки; 4. практикум по моделированию проекта: создание условий для проявления творческой активности участников мастер-класса; 2. опыт работы по организации применения и системы лингвистических сказок на всех этапах урока (изучения, закрепления, повторения материала); 3.демонстрация этапов и моделей создания лингвистической сказки; 4. практикум по моделированию проекта: создание условий для проявления творческой активности участников мастер-класса; 5. подведение итога мастер-класса.

План-работы мастер-класса :

  • актуальность проблемы мастер-класса,

2. опыт работы по организации применения и системы лингвистических сказок на всех этапах урока (изучения, закрепления, повторения материала);

3.демонстрация этапов и моделей создания лингвистической сказки;

4. практикум по моделированию проекта: создание условий для проявления творческой активности участников мастер-класса;

  • 2. опыт работы по организации применения и системы лингвистических сказок на всех этапах урока (изучения, закрепления, повторения материала); 3.демонстрация этапов и моделей создания лингвистической сказки; 4. практикум по моделированию проекта: создание условий для проявления творческой активности участников мастер-класса;

5. подведение итога мастер-класса.

Продолжите фразу:  «Я пришел на мастер-класс …».

Продолжите фразу:

«Я пришел на мастер-класс …».

Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению!  В. Сухомлинский.

Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению!

В. Сухомлинский.

Главная задача образования - не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Главная задача образования - не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира.

Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;
  • отсутствие нравственного ориентира.
Творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.  В. Сухомлинский

Творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

В. Сухомлинский

Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях речи. Это легко, интересно и познавательно.

Лингвистическая сказка - это очень интересный вид обучения, который лучше всего себя зарекомендовал для учеников младших и средних классов. С ее помощью можно увлекательно рассказать о правилах русского языка, членах предложения, различных частях речи. Это легко, интересно и познавательно.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности  лингвистической сказки: - лингвистическая сказка объясняет нам законы языка; - ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения; Композицию лингвистической сказки составляют : присказка, зачин, сказочное действие и концовка

Особенности лингвистической сказки:

- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композицию лингвистической сказки составляют : присказка, зачин, сказочное действие и концовка

Творчество – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое, которого ранее никогда ранее не было, ценного как для данного человека, так и для других людей; процесс деятельности, который способствует созданию новых субъективных ценностей

Творчество – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое, которого ранее никогда ранее не было, ценного как для данного человека, так и для других людей; процесс деятельности, который способствует созданию новых субъективных ценностей

Откуда возьмется время на уроки с работой над лингвистическими сказками? Во-первых, никто не запрещает использовать новые формы организации учебной деятельности на уроках развития речи, которые предусмотрены всеми программами по русскому языку. Во-вторых, для этого не всегда нужны отдельные уроки, можно занять одну из частей урока.

Откуда возьмется время на уроки с работой над лингвистическими сказками?

Во-первых, никто не запрещает использовать новые формы организации учебной деятельности на уроках развития речи, которые предусмотрены всеми программами по русскому языку.

Во-вторых, для этого не всегда нужны отдельные уроки, можно занять одну из частей урока.

Выделяют следующие взаимосвязанные друг с другом уровни осуществления обучаемым творческих действий: творчество по образцу;  сотворчество; 3) самостоятельное исследование.

Выделяют следующие взаимосвязанные друг с другом уровни осуществления обучаемым творческих действий:

  • творчество по образцу;
  • сотворчество;

3) самостоятельное исследование.

Необходимо создать комфортные условия для творчества. -Как вы думаете какие?

Необходимо создать комфортные условия для творчества.

-Как вы думаете какие?

-атмосфера сотворчества -самоорганизация учащихся - самоуправление учащихся -творческая активность учащихся

-атмосфера сотворчества

-самоорганизация учащихся

- самоуправление учащихся

-творческая активность учащихся

Урок как привычная для учащихся, традиционная форма организации учебной работы позволяет учителю решать и творческие задачи: учить видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память новыми способами создания художественного образа; формировать эстетический вкус; развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Урок как привычная для учащихся, традиционная форма организации учебной работы позволяет учителю решать и творческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память новыми способами создания художественного образа;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.
Мастерская идей – несколько новая для учащихся форма деятельности. Здесь решаются следующие задачи: -Как создавать текст? -Соотносится ли созданное с первоначальным замыслом? -Решена ли творческая задача? -Что значит «шлифовать» текст?

Мастерская идей – несколько новая для учащихся форма деятельности. Здесь решаются следующие задачи:

-Как создавать текст?

-Соотносится ли созданное

с первоначальным замыслом?

-Решена ли творческая задача?

-Что значит «шлифовать» текст?

Этот вид деятельности представляет собой целостный компонент, представляющий собой : Погружение в текст на уроках речевого мастерства. Рождение замысла и начало его разработки на уроках творчества.  3. Создание текста и его совершенствование в творческой мастерской идей.

Этот вид деятельности представляет собой целостный компонент, представляющий собой :

  • Погружение в текст на уроках речевого мастерства.
  • Рождение замысла и начало его разработки на уроках творчества.

3. Создание текста и его совершенствование в творческой мастерской идей.

Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению Морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель,

Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению Морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник.

Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала; использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.

Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка:

  • использование сказок в качестве дидактического материала;
  • использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;
  • сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.

Таблицу сюжетов и мотивов лингвистической сказки

Название сюжетов

Сказка - спор

Мотивы

Сказки - проделки

Житие-бытие героев – зарождение спора, выяснение отношений «кто же главнее» – мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Мотив сговора – мотив вредительства, переманивания – мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников – появление доброго помощника – исправление ошибок

Сказка - чудесное знакомство

Мотив встречи – путешествие – жалоба на свою судьбу – нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) – мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Сказки - неожиданные события

Мотив рождения – получения подарков (каких-то качеств, признаков) - взросление – герой набирается житейской мудрости – мотив самостоятельной жизни

Сказка - ссора

Житие-бытие героев (описание города, его жителей) – мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") – неожиданное (неприятное) происшествие – мотив победы над противником – примирение

Житие героев – мотив дружбы – совместная деятельность (игра) – мотив обмана – ссора – не примирение

Сказка - жалоба

Житие-бытие героев – мотив обиды – мотив жалобы

Сказка -путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну – мотив знакомства – путешествия – мотив прощания – возвращение в реальный мир

Сказки - задания

Знакомство с жителями той или иной страны – мотив путешествия героев (либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях) – мотив задания

Сказка - чудесное превращение

Характеристика героя – превращения – значение героя

Жанровое своеобразие лингвистической сказки и следующие принципы: - принцип практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся; - принцип доступности; - принцип коммуникативности; - принцип усложнения мыслительной деятельности: продвижение от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок; - принцип эмоциональности, занимательности.

Жанровое своеобразие лингвистической сказки и следующие принципы:

- принцип практической значимости жанра лингвистической сказки для учащихся;

- принцип доступности;

- принцип коммуникативности;

- принцип усложнения мыслительной деятельности: продвижение от работы с готовым текстом к самостоятельному составлению лингвистических сказок;

- принцип эмоциональности, занимательности.

Работа в группах: Вашему вниманию представлены несколько опорных таблиц, позволяющих составить сказку о любой Части речи. Также можете использовать детские рисунки об этой части речи и фрагменты правил из учебников русского языка.

Работа в группах:

Вашему вниманию представлены несколько опорных таблиц, позволяющих составить сказку о любой Части речи.

Также можете использовать детские рисунки об этой части речи и фрагменты правил из учебников русского языка.

Продолжите фразу: «Для развития творческой деятельности школьников в создании лингвистической сказки я ….»

Продолжите фразу: «Для развития

творческой деятельности школьников

в создании лингвистической сказки я ….»

-Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса? -Актуальна ли в сегодняшнем преподавании русского языка и литературы такая форма работы как организация творческой деятельности работы с Лингвистическими сказками у школьников? -Считаете ли вы, что мастер-класс помог вам в вашем профессиональном саморазвитии? -Возьмете ли вы эту форму работы в свою методическую копилку?

-Оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса?

-Актуальна ли в сегодняшнем преподавании русского языка и литературы такая форма работы как организация творческой деятельности работы с Лингвистическими сказками у школьников?

-Считаете ли вы, что мастер-класс помог вам в вашем профессиональном саморазвитии?

-Возьмете ли вы эту форму работы в свою методическую копилку?

Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных  отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности. В. Сухомлинский

Воспитание чувствительности

к слову и его оттенкам – одна из предпосылок

гармоничного развития личности.

От культуры слова к эмоциональной культуре,

от эмоциональной культуры к культуре моральных

отношений - таков путь к гармонии знаний и

нравственности.

В. Сухомлинский

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!