Лингвистические игры, как средство развития воображения при изучении русского языка
Одна из основных задач изучения воображения у детей - вооружить школьников навыками использования языка как средства общения. Реализация этой задачи связана, в частности, с усвоением лингвистических понятий для развития коммуникативной деятельности, в результате которой ученик использует приобретённое умение для передачи чувств и эмоций во взаимодействии с людьми.
Актуальность темы. Проблема развития воображения у детей является весьма актуальной на современном этапе. Одной из задач, на решение которых направлен стандарт дошкольного образования является задача создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Воображение и творческая деятельность сопровождают человека на всех этапах его жизнедеятельности. Особое значение приобретает воображение на этапах становления личности ребенка, особенно в дошкольном периоде. Анализ последних исследований и публикаций показал, что ученые исследовали различные проблемы условий формирования воображения в деятельности дошкольников (А.Л. Кононко, Л. Масол, С.Н. Гончаренко, А.Н. Лук, Л.В. Артемова, В.А. Моляко, Н.Е. Миропольская, В.П. Тименко).
Целью обращения к игре на занятиях является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. B групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес. Приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на занятиях может стать очень серьезной целью. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на занятиях стоит кропотливая подготовительная работа.
Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. «Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий и процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность».
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Играть можно не только с игрушками, но и со словами.
Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.
Такие игры подразумевают различные операции со словами: членение слова на значащие части, подставление или отображение букв, перестановка букв и т. д. Подобные игры тренируют память, языковое чутье и зоркость.
Цели:
Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.
Развивать память, внимание,
Формировать творческое мышление, фантазию. Закреплять навыки речевого этикета.
Материал: Шарады, грамматическая математика, логогрифы.
Шарада — игра, в которой загаданное слово делится на несколько частей, являющихся отдельными словами.
Описательное представление слова носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать, т.е. театрально представлять отдельные части, целое загаданное слово. Это очень интересно, театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России ХIХ века.
Например: «Мой первый слог — в линейках нотных, два остальных — защита у животных. А целое соединит всегда древни, села, города. « (до-рога.)
Метаграммы — это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты метаграмм.
Например: «Когда я с Т, на мне плывут, когда я с Д, меня сорвут.
(Плот — плод.) .
Логогриф (от греч. logos слово и griphos загадка) — такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост; а из слова сон — Соня, стон, слон.
Например: «На берегу морском я круглый год валяюсь, отменишь мягкий знак — и вверх я устремляюсь». (Галька — галка.)
Работа по использованию лингвистических игр интересна и увлекательна. Учащиеся всесторонне развиваются: развивают воображение, пополняют словарный запас, развивают память, мышление, внимание, познавательную активность.