СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистические игры, как средство развития воображения при изучении русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические игры, как средство развития воображения при изучении русского языка»

Лингвистические игры, как средство развития воображения при изучении русского языка

Одна из основных задач изучения воображения у детей - вооружить школьников навыками использования языка как средства общения. Реализация этой задачи связана, в частности, с усвоением лингвистических понятий для развития коммуникативной деятельности, в результате которой ученик использует приобретённое умение для передачи чувств и эмоций во взаимодействии с людьми.

Актуальность темы. Проблема развития воображения у детей является весьма актуальной на современном этапе. Одной из задач, на решение которых направлен стандарт дошкольного образования является задача создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Воображение и творческая деятельность сопровождают человека на всех этапах его жизнедеятельности. Особое значение приобретает воображение на этапах становления личности ребенка, особенно в дошкольном периоде. Анализ последних исследований и публикаций показал, что ученые исследовали различные проблемы условий формирования воображения в деятельности дошкольников (А.Л. Кононко, Л. Масол, С.Н. Гончаренко, А.Н. Лук, Л.В. Артемова, В.А. Моляко, Н.Е. Миропольская, В.П. Тименко).

Целью обращения к игре на занятиях является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. B групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес. Приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на занятиях может стать очень серьезной целью. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на занятиях стоит кропотливая подготовительная работа.

Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. «Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий и процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность».

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Играть можно не только с игрушками, но и со словами.

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Такие игры подразумевают различные операции со словами: членение слова на значащие части, подставление или отображение букв, перестановка букв и т. д. Подобные игры тренируют память, языковое чутье и зоркость.

Цели:

Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.

Развивать память, внимание,

Формировать творческое мышление, фантазию. Закреплять навыки речевого этикета.

Материал: Шарады, грамматическая математика, логогрифы.

Шарада — игра, в которой загаданное слово делится на несколько частей, являющихся отдельными словами.

Описательное представление слова носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать, т.е. театрально представлять отдельные части, целое загаданное слово. Это очень интересно, театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России ХIХ века.

Например: «Мой первый слог — в линейках нотных, два остальных — защита у животных. А целое соединит всегда древни, села, города. « (до-рога.)

Метаграммы — это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты метаграмм.

Например: «Когда я с Т, на мне плывут, когда я с Д, меня сорвут.

(Плот — плод.) .

Логогриф (от греч. logos слово и griphos загадка) — такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост; а из слова сон — Соня, стон, слон.

Например: «На берегу морском я круглый год валяюсь, отменишь мягкий знак — и вверх я устремляюсь». (Галька — галка.)

Работа по использованию лингвистических игр интересна и увлекательна. Учащиеся всесторонне развиваются: развивают воображение, пополняют словарный запас, развивают память, мышление, внимание, познавательную активность.