СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций»





проект


Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций







Нальковской Елены Станиславовны

Оглавление



Введение 3

Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка. 5

Объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка на примере коммуникативного метода обучения 9

Примеры применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп 13

Заключение 18

Список используемой литературы 19



Введение

Изучение грамматики необходимо при овладении иностранным языком и составляет один из важнейших компонентов обучения иностранному языку в школе. Поэтому особое внимание следует уделять формированию грамматических навыков на всех ступенях обучения иностранному языку.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определенном порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включенного в ситуацию общения.

Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой. Грамматике принадлежит организующая роль.

В обучении иностранному языку грамматика занимает важное место, это фундамент, на котором основывается лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. В процессе работы над грамматикой решаются многие образовательно-воспитательные задачи. Развивается логическое мышление, наблюдательность, память посредством введения новых синтаксических явлений, строгого порядка слов в английском предложении, а также изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в нем.

Методика объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка.

Грамматика является одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация невозможна без знания грамматических конструкций изучаемого языка. Грамматическая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. Грамматическую компетенцию ученые рассматривают как уровень владения основным кодом языка: грамматическими правилами, словарем, словообразованием, структурой предложений или же как способность продуцировать неограниченное количество правильных в языковом отношении предложений.

Ни одно речевое общение не обходится без грамматики. Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не имеет смысла овладение какой-либо формой речи, потому что грамматика наряду со словарным и фонетическим составом представляет собой материальную основу речи.

Лингвистический компонент содержания обучения иностранной грамматике предполагает отбор необходимого материала, включая морфологию и синтаксис. Владение иноязычным грамматическим материалом предполагает наличие у учащихся умений образовывать формы слов, владеть той или иной синтаксической конструкцией, употреблять ее в контексте. Выполняя действия по изменению форм слов, учащиеся оперируют словами и элементами слов: префиксами, суффиксами, окончаниями. Данные действия производятся для выражения и понимания мысли в иноязычной речи. Разница между носителями и изучающими иностранный язык состоит в степени автоматизации производимых действий: при использовании родного языка речевые действия выполняются мгновенно и неосознанно для участника коммуникации. Для изучающих иностранный язык некоторые действия остаются не автоматизированными.

Грамматические знания положительно влияют на владение языком лишь тогда, когда с помощью этих знаний учащимися осознаются грамматические особенности иноязычной речи и когда непосредственно вслед за этим осознанием следует тренировка учащихся в продуктивно-творческой иноязычной речи изучаемого языка». Таким образом, только разумное сочетание обучению грамматике и закрепление грамматических явлений в речи помогают сформировать у учащихся коммуникативные умения и навыки.

Итак, грамматика (др.-греч. γραμματική от γράμμα — «буква») как наука является разделом языкознания который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

В основе всех методов, используемых при овладении грамматикой, лежит принцип сознательности (в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой). Применение «чистой» теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического 67 явления, равно как и «чистая» практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка.

В процессе деятельности с грамматическим материалом у учащихся постепенно накапливаются языковые знания и начинают формироваться грамматические навыки.

Грамматические навыки делятся на две группы:

  • рецептивные (пассивный);

  • продуктивные (активный).

К рецептивным грамматическим навыкам относятся аудирование и чтение, а к продуктивным — говорение и письмо.

Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. Пассивная грамматика используется учащимися для анализа смысла сказанного или написанного.

Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под активным грамматическим минимумом понимаются те грамматические явления, которые предназначены для употребления в говорении и письменной речи. Активная грамматика при описании языковых явлений предполагает движение от смысла к форме.

Владение языком предполагает не только наличие сформированных навыков автоматического выполнения речевых действий, но и требует глубокого осмысления ряда явлений языка, не поддающихся непосредственному чувственному восприятию, осознания глубоких закономерностей, реализующихся в речи, использование сложных интеллектуальных действий и операций.

Овладение грамматикой языка необходимо для формирования навыков и умений устной и письменной речи, а также для понимания иноязычной речи при аудировании и чтении.

Процесс формирования грамматических навыков может организовыватьсяс точки зрения различных методических подходов. В настоящее время в методике преподавания иностранных языков можно выделить следующие подходы:

  1. Эксплицитный подход; 

  2. Имплицитный подход;

  3. Дифференцированный подход.

Эксплицитный подход подразумевает объяснение правил и явлений. Он предполагает использование двух методов: дедуктивного и индуктивного.

Дедуктивный метод заключается в том, что учитель дает новое грамматическое правило, а учащиеся отрабатывают новые структуры в коммуникативно-ориентированных ситуациях.

При индуктивном методе, учащиеся сами формулируют правило, изучают грамматические явления от единичного к общему.

Имплицитный подход к формированию грамматических навыков так же включает два метода с различными модификациями:

  • ситуативный, который предполагает использование упражнений на отработку ситуативных моделей.

  • коммуникативный, при котором грамматические явления изучаются в процессе общения на иностранном языке.

Следует отметить, что в современном образовании, ни один из вышеперечисленных подходов не используется в чистом виде.

Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.

Грамматика «не является самоцелью, она — одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Но её знание является тем самым обязательным фундаментом, без которого немыслимо понимание текста, владение живой разговорной речью.

Знать грамматику – значит понимать форму, значение, употребление и речевую функцию грамматического явления.

Объяснения и отработки грамматических особенностей иностранного языка на примере коммуникативного метода обучения

В настоящее время в качестве ведущего подхода к обучению иностранным языкам избран коммуникативно ориентированный, в котором учитывается содержательная сторона иноязычного высказывания; уделяется внимание языковому оформлению речи; реализуется принцип сознательности в овладении иноязычной грамматикой.

Он появился в 1970-х годах в Великобритании в связи с появлением новой цели обучения - овладение языком как средством общения, т.е изучение языка для передачи и сообщения информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмена знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей.

Под коммуникативной грамматикой подразумеваются грамматические явления, составляющие активный грамматический минимум, владения которым обеспечивает успешное участие в устно-речевом иноязычном общении. Первостепенное значение придается пониманию и продуцированию речевых сообщений, а изучение грамматики подчинено этой ведущей цели.

В соответствии с коммуникативным подходом в основе процесса обучения должен быть образец реального общения, поскольку владение системой языка (знание грамматики и лексики) является недостаточным для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, то есть формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т. д.). Коммуникативный метод обучения включает в себя работу, как над формой, так и над содержательной стороной.

А именно, коммуникативный метод включает в себя:

  • предварительное слушание в определенной речевой ситуации материала, который предстоит изучить;

  • имитация в речи грамматического материала, исключая механическое повторение;

  • группировка схожих по смыслу/форме фраз, одновременная отработка однотипных фраз, создание структурного образа речевой ситуации;

  • разнообразие обстоятельств автоматизации;

  • действия по аналогии в схожих ситуациях общения.

Коммуникативной основой обучения грамматической стороне речи является целостное устно-речевое общение на иностранном языке. Очень важно то, что единицей межличностного общения является сопряженное коммуникативное взаимодействие, а его лингвистическим аспектом – диалогическое единство. Особая методическая ценность диалогического единства состоит в том, что грамматический материал в нем представлен в нем в такой форме, в какой он обычно функционирует в устно-речевом общении на иностранном языке. На основе диалогических единств можно разработать серию небольших по объему типовых диалогов (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление) и серия типовых композиционно-речевых форм (описание, повествование, рассуждение), а также предназначенных для последовательного и прочного усвоения на имитативно-сознательной и сознательно-имитативной основе.

Важную роль в формировании грамматических навыков играют правильно подобранные упражнения. Система упражнений является необходимым средством для практического овладения иностранным языком. Она направлена на приобретение навыков, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Упражнения должны отвечать следующим требованиям:

  1. Обучать действиям с грамматическим материалом.

  2. Отражать особенности развиваемых видов речевой деятельности.

  3. Иметь коммуникативную направленность.

  4. Располагаться в порядке от более легких к более трудным.

  5. Активизировать умственную деятельность обучающихся (ставить проблемные задачи).

  6. Содержать разнообразные задания.

В современных методиках формирование и совершенствование грамматических навыков проводится путем выполнения комплекса коммуникативно-направленных упражнений.

Под коммуникативными упражнениями подразумеваются такие ситуативно окрашенные упражнения, которые воспроизводят реальные условия общения, содержат побуждение к разговору, служат для выражения собственных мыслей в пределах освоенного языкового материала.

Коммуникативность упражнений задается, во-первых, с помощью инструкций к упражнениям, во-вторых, путем подбора фраз, которые могут быть использованы в реальной жизни, в-третьих, с помощью создания соответствующих «ситуаций». Определяющим признаком коммуникативного упражнения является то что в нем одновременно принимают участие, по меньшей мере, два партнера, а то и целая группа лиц.

Усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи

На I этапе усвоения необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Этому этапу соответствуют следующие упражнения:

  • подчёркивания;

  • выписывание;

  • грамматический разбор;

  • модель – SOS (sammeln – ordnen – systematisieren).

На II этапе происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения:

  • имитационные;

  • повторительные;

  • трансформационные;

  • подстановочные (таблицы);

  • упражнения игрового характера.

На III этапе осуществляется окончательное оформление грамматических речевых умений и навыков, т.е. применение в речи. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. С этой целью учащимся предлагаются следующие виды заданий:

  • коммуникативные задания;

  • учебные и естественные речевые ситуации (УРС и ЕРС);

  • коммуникативные игры.

Итак, этот метод полностью реализует принцип коммуникативности. Разнообразные контексты позволяют отработать грамматическую структуру.

Обучение грамматике с применением коммуникативной технологии может использоваться с самого раннего этапа и изучаться на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.

Примеры применения технологий закрепления грамматических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп

Система упражнений по формированию грамматических навыков является главной целью овладение устной речи английского языка. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. 

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Языковые упражнения направлены на выработку у учащихся первичных умений и навыков, пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью является подготовка учеников к дальнейшей речевой деятельности.

В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражне­ниях, используемых на уроках, можно различать с точки зрения развития процесса становления рече­вых умений:

Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.

Например, диалог:

Vet:Hi, John. What’s the matter?

John:It’s Tom, my parrot.

Vet:Oh, what’s wrong with him?

John:I think he’s got a broken wing.
Vet:Really? How?
John:I don’t know.
Vet:How old is he?
John:He’s about four years old.
Vet:Let’s have a look at him.

John:OK.

Вторичные предречевые упражнения.

Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление были сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относились к области тренировки, а не рече­вой практики.

Например:

Write the third person singular.

1)  I hide – he …

2)  We hunt – she  …

3)  They live – he …

4)  You eat – she …

5)  I walk – she …

6)  You use – she …

7)  They carry – he …

8)  We wash – he …

Пример имитационных упражнений:

Find verbs in Present Simple Tense in the text and underline them:

“I’vegotacat. HernameisStripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Catsaregreat!Whatdоyouthink?”

Пример подстановочных упражнений:

Fillindo, does, don’tordoesn’t.

  1. A: ………. you like peacocks?

B: Yes, I ……….  .

  1. A: ………… your friend eat fruits?

B: No, she ………………

  1. A: ………… they live in ….

B: No, they …………   .

  1. A:  …………Bobsleepalot?

B: Yes, he ………… .


Речевые упражнения направлены на выработку у учащихся нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

К речевым заданиям, которые учащиеся принимают с большим интересом, традиционно относят различные ролевые, игры, моделирование коммуникации и т.д. Такие задания реализуются с помощью различных карточек, буклетов и других раздаточных материалов.

Организация и методика проведения данного вида игр предполагают: объяснение сути и правил игры всей группе (инструктаж); демонстрация части игры преподавателем и учащимися; пробная игра мини-группы перед всей группой; фронтальное общение преподавателя с группой, общая беседа (после игры); анализ действий участников.

Можно использовать следующие задания, учебные речевые ситуации и игры:

1. Выберите из ряда реплик одну, вспомните жизненную ситуацию, опишите её группе или речевому партнёру в форме Present Simple. Группа или партнёр стараются отреагировать на ситуацию соответствующей репликой, согласно контексту. Это задание подойдет для учащихся в старших классах

2. Отработку умения строить вопросы можно построить в форме расспроса с целью заполнения анкеты друг на друга. Тренируя вопросительные структуры, можно показать фотографию и попросить их расспросить о том, где и когда это было. Данный вид задания подходит для учащихся разных возрастных групп.

Вариация: предлагаем вжиться в роль одного персонажа на фото и рассказать, что было до и после.

Каждый получает картинку с изображением человека, даёт ему /ей имя, обозначает глаголами в начальной форме род его занятий или хобби. Необходимо составить рассказ об этом человеке в соответствующей временной форме.

3.На карточках записаны словосочетания, характеризующие виды занятий во время летнего отдыха. Один показывает в пантомиме действия, другие его отгадывают. При этом отрабатывают The Past Simple Tense.

4.“Комнатный бой” (в игре участвуют два человека).

Каждый из участников рисует план своей комнаты (они не должны видеть рисунков друг друга), а также пустой квадрат, представляющий собой план комнаты партнёра, который будет заполняться “мебелью” по ходу игры. При этом заранее оговариваются названия и количество предметов в комнатах. Затем они по очереди задают друг другу вопросы, пытаясь выяснить расположение мебели в комнате партнёра.

5.“Интервью”. Задание: Поговорите со своими друзьями и выясните: что они делали и что интересного с ними происходило. Такие задания можно начинать проводить с начальной школы.

6.Задания типа (information gap) могут иметь нетрадиционные формы: picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks).

Как видно из приведённых примеров любая грамматическая тема может быть использована при обсуждении актуальных и интересных для учащихся тем в ситуациях, приближенных к естественным. Важно чётко определить цель задания. Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения.

Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной, как показывает анализ, является обратная связь, которая осуществляется в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или в выполнении домашних заданий.

Заключение

Невозможно строить речь без знания грамматики, не владея грамматическими навыками, поэтому владение навыками приобретает большое значение.

На современном уроке иностранного языка учащийся постоянно практикует речевое общение, ориентируется на коммуникацию, усваивает язык, а не отдельные виды речевой деятельности.

Грамматика представляется одним из самых сложных аспектов для преподавания в школе. Обучение грамматике на уроках английского языка является неотъемлемым и главным фактором развития грамотной устной речи. Грамматика иностранного языка должна способствовать формированию и развитию речевых умений и навыков, то есть играть вспомогательную роль в речемыслительной деятельности.

Грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности –аудированием, говорением, чтением и письмом.

Список используемой литературы

  1. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. пособие / В.М.Филатов, В.П.Белогрудова, Т.Е.Исаева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  2. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5- 11 классы. М., 2000

  3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: русский язык, 1977.

  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002.

  5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2000.

  6. Маслыко Е.А., Бабинская П.К.,.Будько А.Ф, Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, Вышэйшая школа, 2003

  7. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков – М.: «Просвещение», 1985.

  8. Блох М. Я. Теоретические основы грамматики: испр. — М.: Высш. шк., 2002

  9. Витлин, Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.

  10. Куприянова, Г.В. Групповая и самостоятельная работа учащихся при освоении грамматики // Иностранные языки в школе, 2001. - №6

  11. Опойкова, О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // Иностранные языки в школе, 2005. - №8

  12. Методики обучения иностранным языкам в средней школе, под ред. Колковой, М.К. [Текст] // Пособие для учителей, аспирантов и студентов - СПб.: КАРО, 2005.

  13. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯ-ИЯШ, 1988– №3

  14. Миролюбов, А.А., Рахманов. И.В., Цейтлин, В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Наука, 2003