Лингвистический марафон
Часть 1. Диалектология
1. Какие слова называются диалектными? (1 балл)
Слова, которые употребляются только представителями какой-либо социальной группы.
Слова, которые употребляются только жителями какой-либо территории.
Слова, которые употребляются только жителями сельской местности.
Слова, вышедшие из активного употребления.
2. Маркетолог, айфон, эсэмэска, гуглить, троллить, хайп. Как называются такие слова в русском языке? (1 балл)
просторечие
диалектизмы
историзмы
неологизмы
3. Найдите соответствие между общеупотребительными и диалектными словами из «Ярославского областного словаря». (3 балла)
Диалектные слова | Общеупотребительные слова |
бабашка баклушник балакало влазень воспитомка мокредь | бездельник булка воспитанница лестница сырость язык |
4. Кратко ответьте на вопрос: что помогает установить соответствие между диалектным и общеупотребительным словом из задания №2? (2 балла)
Часть 2. История языка и современность
5. В известной русской сказке старик просить старуху испечь ему колобок, а та отвечает: «Да из чего испечь-то? Муки нет». Тогда старик советует: «А ты по амбару помети, по сусекам поскреби – глядь и наберётся». Не заглядывая в словари, как можно понять, что такое «сусеки»? (2 балла)
6. В русском языке есть фразеологизм «кот в мешке», который обозначает что-либо неизвестное, таящее неожиданности. Почему можно предположить, что в Древней Руси это выражение использовали в основном при совершении торговых сделок? (2 балла)
7. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» пишет: У ворот часовые остановили нас и потребовали наших паспортов. Неужели в XVIII веке у российских жителей были паспорта? (1 балл)
8. В русском языке существуют устойчивые выражения: Всё в руце Божией; Темна вода во облацех; Притча во языцех. Что за странные слова в них: руце, облацех, языцех? (2 балла)
9. Искусственно составленную фразу Ртом ребёнка говорит правда переведите на старославянский язык. (1 балл)
Часть 3. Язык – это система
10. Представим ситуацию, когда учитель на уроке говорит ученикам: Открыли тетради! Записали число, «Классная работа»! В чём особенности употребления глаголов в речи учителя? (2 балла)
11. Почему в слове ОБЪЁМ пишется твёрдый знак, а в словоформе ПОБЬЁМ – мягкий? (2 балла)
12. В чём разница между ДЕВИЧЕСТВОМ и МАЛЬЧИШЕСТВОМ? (2 балла)
13. Если директор школы – женщина, то как её можно назвать иначе? (2 балла)
14. Почему так живуча в современном просторечии ошибка в употреблении глагола несовершенного вида «ложить»? (2 балла)
15. Как вы думаете, почему в сознании многих людей словом лилипут называют людей, которые меньше ростом, чем карлик, хотя в языке это слова-синонимы? (2 балла)
Часть 4. Творческая
16. Придумайте эмблему клуба любителей русского языка. Создайте рисунок и сделайте краткое обоснование. (3 балла)
ОТВЕТЫ
Часть 1 . Диалектология
1. Ответ: 2
2. Ответ: 4
3 Ответ:
Диалектные слова | Общеупотребительные слова |
бабашка | булка |
баклушник | бездельник |
балакало | язык |
влазень | лестница |
воспитомка | воспитанница |
мокредь | сырость |
4. Ответ: Соответствие между диалектным и общеупотребительным словом помогает установить анализ значения корня: воспитомка – воспитывать, влазень – влезать, мокредь – мокрый, балакало – народно-разговорное балакать, баклушник – бить баклуши («бездельничать»). Для слова «бабашка» такой анализ без обращения к словарю невозможен.
Часть 2. История языка и современность
5. Ответ: Сусек – ныне забытое слово, обозначавшее большой ящик (ларь) или отгороженное место в амбаре, в котором хранилось зерно. Читатель (или слушатель) сказки должен догадаться об этом значении, во-первых, потому, что, судя по контексту, в сусеках должно храниться зерно (мука), а во-вторых, рядом с сусеками упоминается амбар – значит, это что-то близкое.
6. Ответ: В мешке хранили шкуры зверей, которые заменяли деньги в Древней Руси. Отсюда название мех – мешок. Шкура кота или другого животного вместо драгоценного меха – это неприятная неожиданность.
7. Ответ: У А.С. Пушкина в «Капитанской дочке» слово «паспорт» употреблено в значении «пропуск, письменное разрешение на проезд».
8. Ответ: Это старые формы ныне не существующего в русском языке местного падежа, в котором звук [к] чередовался со звуком [ц]: рука – руце, облака (мн.ч.) – облацех, языки (мн. ч.) – языцех.
9. Ответ: Устами младенца глаголет истина.
Часть 3. Язык – это система
10. Ответ: В речи учителя глаголы стоят в форме прошедшего времени, и эта форма в данном контексте имеет значение повелительного наклонения.
11. Ответ: На самом деле буквы Ъ и Ь в этих словах не указывают на особенности произношения звука [б]: в том и другом случае он произносится примерно одинаково. Особенности употребления этих букв как разделительных определяет орфографическое правило: после приставки следует писать Ъ, в других случаях – Ь.
12. Ответ: По аналогии со словом «девичество», называющим период жизни женщины до замужества, можно предположить, что «мальчишество» обозначает период жизни мужчины до взросления. Но это не так: слово «мальчишество» называет поведение, свойственное мальчишке, или несерьезность, легкомыслие, неосмотрительность, поэтому оно имеет более широкое употребление.
13. Ответ: В русском языке есть однокоренные слова ДИРЕКТОРША и ДИРЕКТРИСА. Словом «директорша» раньше называли жену директора. Слово «директриса» было заимствовано из французского языка и в России до 1917 года называло начальницу женского учебного заведения. Сейчас эти слова стилистически окрашены: употребляются только в разговорной речи. Если следовать литературной норме, то женщину – директора школы – можно назвать только словом «директор».
14. Ответ: Глаголы совершенного и несовершенного вида обычно имеют один корень, а различаются суффиксами, приставками, чередованием в корне: слышать – услышать, спаривать – оспорить. Поэтому пару класть – положить, образованную от разных корней, язык стремится «подчинить» общим правилам, в результате, в речи недостаточно грамотных людей появляются слова «ложить» от положить или «покласть» от класть.
15. Ответ: Карлик и лилипут – это одно и то же: человек ненормально маленького роста, но в языковом сознании лилипут кажется меньше карлика. Это представление формируется на основе фонетических ощущений: в слове «лилипут» дважды повторяется узкий звук [и], а произношение слова «карлик» формируется с участием широкого ударного [а].