Утверждаю:
Директор МБОУ «Татарская
гимназия г. Белебея» РБ
_______________/Д.Ф.Хабибрахманов/
« » _______2017 г.
План
проведения недели
русского, английского языков и литературы
Сроки | Мероприятия | Участники | Ответственные за проведение |
20.02.2017 | Просмотр видеофильмa о о русском языке Книги- юбиляры 2017 года « Прочти эти книги» Конкурсный диктант «Писать грамотно – это модно!» | 5 класс 6 класс 5-11 классы | Шепелькова М.В. Шамсутдинова И.В. Учителя кафедры языкознания |
21.02.2017 | Конкурс презентаций на тему: «Моя любимая книга». Конкурс на лучшую открытку. Конкурс на лучшую тетрадь. “Пишу красиво” (Самый аккуратный, прилежный ученик) | 7-11 классы 5-11 классы 5-11 классы | Дремина Л.В. Шепелькова Л.В. Насретдинова Г.А. Файрушина З.Т. Учителя кафедры языкознания |
22.02.2017 | Викторина «Кто хочет получить пять? Путешествие в незнакомую страну. Конкурс юных художников-иллюстраторов на тему: «Моё любимое произведение». | 5-11 классы 5-8 классы 5-7 классы | Учителя русского языка Учителя английского языка Дремина Л.В. Шепелькова Л.В. |
24.02.2017 | Интеллектуальный марафон: конкурс знатоков русского, английского языков и литературы | 5-9 классы | Учителя кафедры языкознания |
28.02.2017 | Конкурсная программа «Эрудит» | 7-9 классы | Учителя кафедры языкознания |
Внеклассное мероприятие
Интеллектуальный марафон для учащихся 5-9 классов
Цель: привитие интереса к изучению русского, английского языков, литературы, развитие интеллектуальных способностей и лингвистических возможностей учащихся, воспитание здорового духа соперничества, чувства коллективизма, умения работать в команде.
Девиз: Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим
А. М. Горький считал книгу.
В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.
А как можно путешествовать, не зная языка?
Дорогие ребята! Известно ли вам, что на земном шаре существует свыше двух с половиной тысяч языков, то вам станет понятно, какими уважаемыми в мире являются официальные языки, самой большой международной организации – ООН. Один из них – русский! А еще один – английский! Как вы владеете этими языками, насколько хорошо знаете русскую и английскую литературу покажет сегодня наш интеллектуальный марафон.
Уважаемые участники, займите свои места! Поскольку мы назвали наше мероприятие марафоном, то вам должно быть понятно, что победителем будет та команда, которая быстрее и правильнее своих соперников будет давать ответы. А оценивать их будет жюри, в состав которого вошли учителя-филологи и ученики старших классов.
Представление команд: название команды и девиз.
Капитаны команд, получите свои маршрутные листы (Приложение №1), ознакомьтесь.
Я хочу пожелать вам удачи и хорошего настроения. В добрый путь!
Выполнение заданий участниками (Приложение 2)
Этапы проведения марафона:
См. в приложении 1
Подведение итогов лингвистического марафона, оценки жюри, награждение.
Заключительное слово учителя:
Язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Великий русский писатель А.И.Куприн говорил: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Я желаю вам, ребята, чтобы ваши руки были умелыми, а уста опытными, чтобы вы могли отлично владеть этим неоценимым сокровищем – русским языком.
До новых встреч.
Приложение 1
Маршрутный лист команды____________
№ кабинета | Наименование станции | Кол-во набранных баллов | Роспись |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
8 | | | |
9 | | | |
10 | | | |
11 | | | |
12 | | | |
Приложение 2. Задания для марафона
Отвечай -ка
1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков? (ь, ъ)
- На какой вопрос отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении? (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей)
- Назовите времена глагола. (настоящее, прошедшее, будущее)
- Отец твоего отца (дедушка).
- Подземная железная дорога. (Метро)
2 - Какие буквы могут давать два звука? (е, ё, ю, я)
- На какой вопрос отвечает сказуемое? (Что делать? Что сделать)
- Что такое антонимы? (Слова противоположные по лексическому значению)
– Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
– Знаменитый русский писатель. (А. С. Пушкин)
3 - Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
- Что такое синонимы? (Слова с одинаковым лексическим значением)
- Сколько родов в русском языке? (3рода)
- Как называются слова с одним и тем корнем? (однокоренные)
- Просклонять слово МОРЕ (И. п. море Р. п. моря Д. п. морю В. п. море Т. п. морем П. п. о море)
– Какие бывают сказки? (литературные и народные)
- Участок земли для овощей. (Огород)
4 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв)
- Что такое однозначные слова? (Слова, имеющие одно лексическое значение)
- Что изучает лексика? (значение слов)
- Что такое существительное? (Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)
– Говорящая птица. (Попугай)
– Чем заканчиваются день и ночь? (Ь)
5 - Сколько согласных в русском алфавите?(21)
- Что изучает фонетика? (Звуки и буквы)
- На какой вопрос отвечает обстоятельство? (как? где? когда? куда?)
- Что такое прилагательное? (Часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?)
– Автор, стихотворения «Вот какой рассеянный…». (С. Я. Маршак)
– Кто совершил 12 подвигов в Древней Греции? (Геракл)
6 - Сколько гласных в русском алфавите?(10)
- Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)
- Что относится к главным членам предложения? (подлежащее, сказуемое)
- Что такое глагол? (Часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто? (Семья)
– Дом автомобиля. (Гараж)
Юный поэт
Вставь пропущенные слова
«Няне» Александр Пушкин Подруга дней моих суровых, …………………………………! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно …………………..
| «Няне» Александр Пушкин Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.
|
М. Ю. Лермонтова «Тучи» 2. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С ……………………………………. | М. Ю. Лермонтова «Тучи» 2 Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. |
3.Еще земли печален вид, А воздух …………………………….., И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. (Ф. И. Тютчев."Еще земли печален вид...") | 3.Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. (Ф. И. Тютчев."Еще земли печален вид...") |
Басня Ворона и лисица читать 4.Уж сколько раз твердили миру, Что………......................; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Иван Андреевич Крылов) | Басня Ворона и лисица читать 4.Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Иван Андреевич Крылов) |
Бородино Михаил Юрьевич Лермонтов 5. - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, ………………………? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! | | Бородино 5. Михаил Юрьевич Лермонтов - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! | |
6.Федор Тютчев "Зима недаром злится" Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится …………………….. | 6.Федор Тютчев "Зима недаром злится" Зима недаром злится, Прошла её пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. |
Грамотей . «Орфографический поединок».
Задание 1: исправить ошибки в словах.
Задание 2: вставить пропущенные буквы в предложенные тексты.
1 команда | 2 команда |
Архетектор, искуственный, потриот, мировозрение, доч, прелесный, товарищь, спецыальность, подлиный, ровестник. | Сверсник, конституцыя, конфиренция, замурчяли,сведетельство, труженник, искуссный, проффесия, спортакиада,жури. |
Бе…пощ…дный шмель круж…л над ч…щей готовых зач…хнуть и белых, как парч…, ромаш…к. Шмель любил поч…дить. А ромашки щ…рились и думали: «Это что за параш…т?» | 2)Ч…рный шмель влюбился в пч…лку, целый день он чеш…т ч…лку. У меня бельч…нок Ж…ра, он ужас…ный был обж…ра: скушал перца он струч…к и обж…г свой языч…к. |
| |
3 команда | команда |
1)Чирипаха,лесница, встречь, кирпичь, кракадил, вагзал, цыркуль, соченение, афтобиография, призедент, | 1)Олемпеада, абажюр, ветренный, ципленок, Обедаться, авторетет, аплодировать, крыжевник, медальен, девченка |
Ребенок (не)научился г(..)ворить а слух его уже ловит сказку колыбельную песню. Подр(..)сток идёт в школу. Сквозь ж(..)вые беседы уч(..)телей, сквозь страницы книг (в)первые види(ться,тся) ему отраже(нн,н)ая в слове вселенная. | Учитель предл…жил с..грать в фу…бол. Игра обещала быть сверх…нтересной, однако среди без…нициативных однокла…ников никто (не) хотел быть вр…тарём. После долгих роз…сков вр…тарь от…скался. Им стал Витька. |
| |
5 команда | 6 команда |
Тижолое, побижать рыссой, преготовить мелоч, привозмочь усталость, мед тигуч, старческая не мощь, ситец линючь, львиный дитеныш, загарать на сонце, выраостить на грятке, пригродить дарогу. | Заростать камышем, расположица в диревне, падстричся в парихмахерской, удевительный случяй, зарасли, приувеличить опастность, свищеный долк, липестки ростений, приготовьтесь к старту, выражаем васторг. |
В Европу к…ртофель был зав..зен в XVI веке испанцами.. Около 100 лет его выр…щивали как садовое р…стение на клумбах. Цветы к…ртофеля н…сили в в…л…сах, делали из них букеты. | Первые ш…к…ладные к…нфеты были изготовлены в Брю(с, сс)еле аптекарем Джоном Нойхаузом в 1857 году. В 1912 году его сын ввел их в пр…дажу, после че..о они п…шли (на) расхват. |
Творческий
В чём секрет фразы, предложенной вашему вниманию?
«Астроном бешено визжал, грозя драной естественной ёлкой жабе, зелёной и красноглазой…»
Слова в ней выстроены по алфавиту. Попробуйте составить подобную фразу. Начать можно с любой буквы, но дальше порядок должен соблюдаться. Если трудно, можно использовать предлоги. Чья фраза окажется длиннее?
Конкурс капитанов
Англичанин мистер Хэмстер приехал в Россию и работает продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, но все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят» и произнесите её.
А японец Сяй Ляй Вий продаёт рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, все согласные произносит мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покушайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»
«Четвёртое лишнее» Задание: необходимо не только найти лишнее слово, но и объяснить, почему оно лишнее.
1 команда | 2 команда |
Кричать, крик, квакать, кукарекать.(Крик – имя сущ., остальные слова – глаголы) Лебедь, воробей, ворона, попугай. (Ворона, т.к. это сущ. ж.р.) Рыба, угорь, рак, скорпион(Угорь, остальные слова дали название созвездиям) | Ворота, чернила, ножницы, здания(Здания, т.к. имеет форму ед.ч., а остальные слова - нет) Пароход, парик, парной, парник (Парик, т.к. остальные слова однокоренные от слова ПАР) Крум, брук, друг, шмюк(Друг, т.к. остальные не имеют значения, т.е не являются словами) |
«Чудесное колесо».
Задание: составить как можно больше слов – имён существительных, используя буквы «колеса».
Пока команды составляют слова, один представитель от каждой команды выполняет последнее задание –«Артисты».
-Овладеть языком – значит не просто знать слова и правила. Хорошая, богатая речь во многом держится на разнообразии интонаций. Прочитайте выразительно стихотворение поэта Семёна Кирсанова:
Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам.
Откройся, Сезам!
Я тебя очень прошу, - откройся, Сезам!
Ну, что тебе стоит, - ну, откройся, Сезам!
Знаешь, я отвернусь, а ты слегка приоткройся, Сезам!
Это я кому говорю – «откройся, Сезам»?
Откройся, или я тебя сам открою!
Ну что ты меня мучаешь, - ну, откройся, Сезам!
У меня к тебе огромная просьба: будь любезен,
Не можешь ли ты открыться, Сезам?
Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам.
Откройся, Сезам!
Узнай героя произведения, укажи автора и название
«Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
«Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».
«Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»
« Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».
«- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.
А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».
Ему, казалось, на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни о какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означать его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой.
Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
…очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами.
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые, лицом красивая. Одета в рубашку длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи, рубль серебряный.
Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…
ОТВЕТЫ:
1) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы
2) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»
3) Самсон Вырин. А.С.Пушкин «Станционный смотритель».
4) Солоха . Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».
5) Левша. Н.С.Лесков «Левша».
6) Дина. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»
7) Остап, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
8) Бабушка Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»
9) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Н.В. Гоголь «Ревизор»
10) Отец Вареньки; Л.Н.Толстой «После бала»
11) Маруся. В.Г.Короленко« Дети подземелья»