СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический марафон

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальный марафон для учащихся 5-9 классов

Цель: привитие интереса к изучению русского, английского языков, литературы,  развитие интеллектуальных способностей и лингвистических возможностей учащихся, воспитание здорового духа соперничества, чувства коллективизма, умения работать в команде.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический марафон»

Утверждаю:

Директор МБОУ «Татарская

гимназия г. Белебея» РБ

_______________/Д.Ф.Хабибрахманов/

« » _______2017 г.



План

проведения недели

русского, английского языков и литературы


Сроки

Мероприятия

Участники

Ответственные за проведение

20.02.2017

Просмотр видеофильмa о о русском языке

Книги- юбиляры 2017 года « Прочти эти книги»

Конкурсный диктант «Писать грамотно – это модно!»


5 класс


6 класс


5-11 классы

Шепелькова М.В.


Шамсутдинова И.В.

Учителя кафедры

языкознания

21.02.2017

Конкурс презентаций на тему: «Моя любимая книга».


Конкурс на лучшую  открытку.


Конкурс на лучшую тетрадь. “Пишу красиво” (Самый аккуратный, прилежный ученик)


7-11 классы



5-11 классы


5-11 классы

Дремина Л.В.

Шепелькова Л.В.


Насретдинова Г.А.

Файрушина З.Т.

Учителя кафедры

языкознания

22.02.2017

Викторина «Кто хочет получить пять?

Путешествие в незнакомую страну.


Конкурс юных художников-иллюстраторов на тему: «Моё любимое произведение».


5-11 классы

5-8 классы


5-7 классы

Учителя русского языка

Учителя английского языка

Дремина Л.В.

Шепелькова Л.В.


24.02.2017

Интеллектуальный марафон: конкурс знатоков русского, английского языков и литературы

5-9 классы

Учителя кафедры

языкознания

28.02.2017

Конкурсная программа «Эрудит»

7-9 классы

Учителя кафедры

языкознания















Внеклассное мероприятие

Интеллектуальный марафон для учащихся 5-9 классов

Цель: привитие интереса к изучению русского, английского языков, литературы, развитие интеллектуальных способностей и лингвистических возможностей учащихся, воспитание здорового духа соперничества, чувства коллективизма, умения работать в команде.

Девиз: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Ход мероприятия


  1. Вступительное слово учителя:


Наше время - время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим

А. М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга - самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.

А как можно путешествовать, не зная языка?

Дорогие ребята! Известно ли вам, что на земном шаре существует свыше двух с половиной тысяч языков, то вам станет понятно, какими уважаемыми в мире являются официальные языки, самой большой международной организации – ООН. Один из них – русский! А еще один – английский! Как вы владеете этими языками, насколько хорошо знаете русскую и английскую литературу покажет сегодня наш интеллектуальный марафон.

Уважаемые участники, займите свои места! Поскольку мы назвали наше мероприятие марафоном, то вам должно быть понятно, что победителем будет та команда, которая быстрее и правильнее своих соперников будет давать ответы. А оценивать их будет жюри, в состав которого вошли учителя-филологи и ученики старших классов.

Представление команд: название команды и девиз.

Капитаны команд, получите свои маршрутные листы (Приложение №1), ознакомьтесь.

Я хочу пожелать вам удачи и хорошего настроения. В добрый путь!


  1. Выполнение заданий участниками (Приложение 2)

Этапы проведения марафона:

См. в приложении 1


  1. Подведение итогов лингвистического марафона, оценки жюри, награждение.


  1. Заключительное слово учителя:


Язык – самый гибкий инструмент, с помощью которого мы выражаем свою мысль. Язык сплачивает, объединяет людей разных наций. Великий русский писатель А.И.Куприн говорил: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Я желаю вам, ребята, чтобы ваши руки были умелыми, а уста опытными, чтобы вы могли отлично владеть этим неоценимым сокровищем – русским языком.

До новых встреч.



Приложение 1


Маршрутный лист команды____________


кабинета

Наименование станции

Кол-во набранных баллов

Роспись

1





2





3





4




5





6





7





8





9




10




11




12





Приложение 2. Задания для марафона

Отвечай -ка

1 - Какие буквы в русском алфавите не обозначают звуков? (ь, ъ) 
- На какой вопрос отвечает дополнение и как подчёркивается в предложении? (Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей) 
- Назовите времена глагола. (настоящее, прошедшее, будущее) 

- Отец твоего отца (дедушка). 
- Подземная железная дорога. (Метро) 

2 - Какие буквы могут давать два звука? (е, ё, ю, я) 
- На какой вопрос отвечает сказуемое? (Что делать? Что сделать) 
- Что такое антонимы? (Слова противоположные по лексическому значению) 

– Домашний Дед Мороз. (Холодильник) 
– Знаменитый русский писатель. (А. С. Пушкин) 


3 - Какие бывают гласные? (ударные и безударные) 
- Что такое синонимы? (Слова с одинаковым лексическим значением) 
- Сколько родов в русском языке? (3рода) 
- Как называются слова с одним и тем корнем? (однокоренные) 
- Просклонять слово МОРЕ (И. п. море Р. п. моря Д. п. морю В. п. море Т. п. морем П. п. о море) 

– Какие бывают сказки? (литературные и народные) 
- Участок земли для овощей. (Огород) 


4 - Сколько букв в русском алфавите?(33букв) 
- Что такое однозначные слова? (Слова, имеющие одно лексическое значение) 
- Что изучает лексика? (значение слов) 
- Что такое существительное? (Часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?) 

– Говорящая птица. (Попугай) 
– Чем заканчиваются день и ночь? (Ь) 

5 - Сколько согласных в русском алфавите?(21) 
- Что изучает фонетика? (Звуки и буквы) 
- На какой вопрос отвечает обстоятельство? (как? где? когда? куда?) 
- Что такое прилагательное? (Часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?) 

– Автор, стихотворения «Вот какой рассеянный…». (С. Я. Маршак) 
– Кто совершил 12 подвигов в Древней Греции? (Геракл) 

6 - Сколько гласных в русском алфавите?(10) 
- Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения) 
- Что относится к главным членам предложения? (подлежащее, сказуемое) 
- Что такое глагол? (Часть речи обозначает действие предмета отвечает на вопросы что делать? что сделать?) 

– Дедушка, бабушка, мама, папа и я - они вместе кто? (Семья) 
– Дом автомобиля. (Гараж) 

Юный поэт

Вставь пропущенные слова

«Няне» Александр Пушкин

  1. Подруга дней моих суровых,
    …………………………………!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно …………………..

«Няне» Александр Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

М. Ю. Лермонтова «Тучи»

2. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С …………………………………….

М. Ю. Лермонтова «Тучи»

2 Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


3.Еще земли печален вид,

А воздух ……………………………..,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

(Ф. И. Тютчев."Еще земли печален вид...")

3.Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

(Ф. И. Тютчев."Еще земли печален вид...")

Басня Ворона и лисица читать

4.Уж сколько раз твердили миру,
Что………......................; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Иван Андреевич Крылов)

Басня Ворона и лисица читать

4.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Иван Андреевич Крылов)

Бородино

Михаил Юрьевич Лермонтов

5.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
………………………?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!




Бородино

5. Михаил Юрьевич Лермонтов

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!


6.Федор Тютчев "Зима недаром злится"

  1. Зима недаром злится,
    Прошла её пора -
    Весна в окно стучится
    ……………………..

6.Федор Тютчев "Зима недаром злится"

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.



Грамотей . «Орфографический поединок».

Задание 1: исправить ошибки в словах.

Задание 2: вставить пропущенные буквы в предложенные тексты.

1 команда

2 команда

  1. Архетектор, искуственный, потриот, мировозрение, доч, прелесный, товарищь, спецыальность, подлиный, ровестник.

  1. Сверсник, конституцыя, конфиренция, замурчяли,сведетельство, труженник, искуссный, проффесия, спортакиада,жури.

  1. Бе…пощ…дный шмель круж…л над ч…щей готовых зач…хнуть и белых, как парч…, ромаш…к. Шмель любил поч…дить. А ромашки щ…рились и думали: «Это что за параш…т?»

2)Ч…рный шмель влюбился в пч…лку, целый день он чеш…т ч…лку. У меня бельч…нок Ж…ра, он ужас…ный был обж…ра: скушал перца он струч…к и обж…г свой языч…к.



3 команда

  1. команда

1)Чирипаха,лесница, встречь, кирпичь, кракадил, вагзал, цыркуль, соченение, афтобиография, призедент,


1)Олемпеада, абажюр, ветренный, ципленок,

Обедаться, авторетет, аплодировать,

крыжевник, медальен, девченка

Ребенок (не)научился г(..)ворить а слух его уже ловит сказку колыбельную песню.

Подр(..)сток идёт в школу. Сквозь ж(..)вые беседы уч(..)телей, сквозь страницы книг (в)первые види(ться,тся) ему отраже(нн,н)ая в слове вселенная.


Учитель предл…жил с..грать в фу…бол. Игра обещала быть сверх…нтересной, однако среди без…нициативных однокла…ников никто (не) хотел быть вр…тарём. После долгих роз…сков вр…тарь от…скался. Им стал Витька. 



5 команда

6 команда

Тижолое, побижать рыссой, прегото­вить мелоч, привозмочь усталость, мед тигуч, старческая не мощь, ситец линючь, львиный дитеныш, загарать на сонце, выраостить на грятке, пригродить дарогу.


Заростать камышем, расположица в диревне, пад­стричся в парихмахерской, удевительный случяй, зарасли, приувеличить опастность,  свищеный долк, липестки ростений, приго­товьтесь к старту, выражаем васторг.


В Европу к…ртофель был зав..зен в XVI веке испанцами.. Около 100 лет его выр…щивали как садовое р…стение на клумбах. Цветы к…ртофеля н…сили в в…л…сах, делали из них букеты.

Первые ш…к…ладные к…нфеты были изготовлены в Брю(с, сс)еле аптекарем Джоном Нойхаузом в 1857 году. В 1912 году его сын ввел их в пр…дажу, после че..о они п…шли (на) расхват.



Творческий

В чём секрет фразы, предложенной вашему вниманию?

«Астроном бешено визжал, грозя драной естественной ёлкой жабе, зелёной и красноглазой…»

Слова в ней выстроены по алфавиту. Попробуйте составить подобную фразу. Начать можно с любой буквы, но дальше порядок должен соблюдаться. Если трудно, можно использовать предлоги. Чья фраза окажется длиннее?


Конкурс капитанов

Англичанин мистер Хэмстер приехал в Россию и работает продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, но все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят» и произнесите её.

А японец Сяй Ляй Вий продаёт рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, все согласные произносит мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покушайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»


«Четвёртое лишнее» Задание: необходимо не только найти лишнее слово, но и объяснить, почему оно лишнее.

1 команда

2 команда

Кричать, крик, квакать, кукарекать.(Крик – имя сущ., остальные слова – глаголы)

Лебедь, воробей, ворона, попугай. (Ворона, т.к. это сущ. ж.р.)

Рыба, угорь, рак, скорпион(Угорь, остальные слова дали название созвездиям)

Ворота, чернила, ножницы, здания(Здания, т.к. имеет форму ед.ч., а остальные слова - нет)

Пароход, парик, парной, парник (Парик, т.к. остальные слова однокоренные от слова ПАР)

Крум, брук, друг, шмюк(Друг, т.к. остальные не имеют значения, т.е не являются словами)


«Чудесное колесо».

Задание: составить как можно больше слов – имён существительных, используя буквы «колеса».


Пока команды составляют слова, один представитель от каждой команды выполняет последнее задание –«Артисты».


-Овладеть языком – значит не просто знать слова и правила. Хорошая, богатая речь во многом держится на разнообразии интонаций. Прочитайте выразительно стихотворение поэта Семёна Кирсанова:

Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам.

Откройся, Сезам!

Я тебя очень прошу, - откройся, Сезам!

Ну, что тебе стоит, - ну, откройся, Сезам!

Знаешь, я отвернусь, а ты слегка приоткройся, Сезам!

Это я кому говорю – «откройся, Сезам»?

Откройся, или я тебя сам открою!

Ну что ты меня мучаешь, - ну, откройся, Сезам!

У меня к тебе огромная просьба: будь любезен,

Не можешь ли ты открыться, Сезам?

Стоят ворота, глухие к молящим глазам и слезам.

Откройся, Сезам!


 Узнай героя произведения, укажи автора и название

 

  1. «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»


  1. «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».


  1. «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»


  1. « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».


  1. «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на  голову.

 А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».        


  1. Ему, казалось, на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни о какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означать его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.


  1. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас  засияло доброй, приветливой улыбкой.


  1. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.


  1. …очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками и …ласковая, радостная улыбка…была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой…выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами.


  1. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые, лицом красивая. Одета в рубашку длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки. На шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи, рубль серебряный. 


  1. Это было бледное крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика



ОТВЕТЫ:

1) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы  

2) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг»

3) Самсон Вырин. А.С.Пушкин «Станционный смотритель».

4) Солоха . Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».

5) Левша. Н.С.Лесков «Левша».

6) Дина. Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

7) Остап, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

8) Бабушка Акулина Ивановна,  М.Горький «Детство»

9) Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Н.В. Гоголь «Ревизор»

10) Отец Вареньки; Л.Н.Толстой «После бала»

11) Маруся. В.Г.Короленко« Дети подземелья»