«Лингвистический парад»
(звучат позывные,
ПОТОМ СРАЗУ НАЧАЛО ПЕСНИ «Волшебный цветок»)
1 ведущий (за сценой в микрофон): Великий, могучий, свободный
Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем мы праздник сегодня –
Правдивый и гордый Русский ЯЗЫК!
(выходят вокалисты 5 «В» класса, поют на мотив песни
«Волшебный цветок»)
1. Есть на свете язык самый славный,
Ярок, образен он, величав,
Самый сказочный и небывалый,
Он любимый у многих держав.
Припев: Может, там, за далёким кварталом,
Скучно станет тебе, ученик,
Вспомнишь сказочный и небывалый,
Русский певучий язык.
2. Посвятив ему много прелюдий,
Вдаль шагая по звонкой земле,
Наш язык любят многие люди,
Хоть и знают, конечно, не все.
Припев: тот же
(звучит «Гимн науке», выходят чтецы)
2 ведущий (за сценой в микрофон): Посвящение русскому языку.
1. Люблю тебя, русский язык!
В нём столько добра и силы.
В нём слышится русский народ,
В нём слышится голос мирный.
2. Люблю тебя, русский язык!
Великое русское слово!
В нём вижу я Пушкина лик,
В нём вижу я лик Толстого.
3. Люблю тебя, русский язык!
Язык пониманья и мира:
На нём говорят и якут, и калмык,
И те, кто живёт на Памире.
За то, что красив и могуч,
За то, что, как солнце, велик,
За слово, как солнечный луч,
Люблю тебя, русский язык!
1 ведущий (за сценой в микрофон): Посвящение Русской литературе.
Евгения Онегина
Когда бы жизнь семейным кругом
Я ограничить захотел,
То только б вас назвал супругой,
На крыльях к вам бы прилетел.
Для вас я б даже бросил Питер,
Скажу вам это, не тая.
Носил бы валенки и свитер,
Ведь север вреден для меня.
И коль, рассеяв все сомненья,
Смогли б со мною рядом быть,
Согласен я, хоть с сожаленьем,
Татьяну Ларину забыть.
Сергея Есенина
Литератур я таких не видел.
И, хоть свет весь пешком обойди
Ярче фраз, чем у вас, дорогая,
Никогда и нигде не найти.
Дар поэта мне даден от Бога,
Но пред вами теряется речь.
Как же в жизни мне надо немного —
Только суть ваших фраз уберечь.
И теперь все слова о любимых,
Что когда-то писал при луне,
Посвящаю тебе я, богиня!
Литература – ты моя Шаганэ!
Владимира Маяковского
Слушайте, товарищи потомки,
Голос агитатора,
Горлана - главаря!
Говорит Владимир Маяковский.
Он болтать не любит зря!
Товарищ… ЛИТЕРАТУРА —
Женщина славная!
Слово — золото,
Поэзия — размах!
Что общественное — то главное!
Основа — в стихах!
А работа спорится, сделано много!
Горячее сердце кипит, поёт!
Русской литературе — дорогу!
Планов зовет громадьё!
Гимн науке (выходят пятиклассники)
1: Русский язык - велик и могуч!
Лес из ошибок в диктанте дремуч!
А запятые, эти вредные штучки,
То их не хватает, то целые кучки!
2. Как нам пробраться сквозь рощи морфем,
Как не увязнуть в болоте дилем,
Как переплыть нам реку исключений,
Победить падежи и стадо склонений?
3. Как острова правильной речи достичь?
Как смысл понять заколдованных притч?
Без ученья тут нам не обойтись!
А знанья придут, ты к ним только стремись!
(звенит школьный звонок. Выходят учитель и ученик)
Сценка "Наши падежи"
Действующие лица: учитель и ученик Петров
Учитель: Петров, послушай небольшой рассказ и назови все встречающиеся имена существительные.
Учитель: “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.
Ученик называет слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Хорошо? Определи, в каких падежах стоят эти существительные.
Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.
Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.
Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, у “Вовы” падеж винительный.
Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Всё!
Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
Ученик: Какую? Конечно, десятку!
Учитель: Значит, десятку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “десятку”?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же её сам предложил!
Сценка "Ненужные словечки, или Классный Днепр при клёвой погоде"
Действующие лица: культурный взрослый человек и современный школьник Ваня Сидоров
- Здравствуй, Ваня.
- Здрасьте.
- Ну, расскажи, Ваня, как дела?
- У, дела моща.
- Что-что?
- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?
- А что, там лошадь была?
- Какая лошадь?
- Ну, которая ржала. Или я не понял ничего.
- Ну, чего вы не поняли?
- Ну-ка, давай всё сначала.
- Ну, давайте. Значит, один фитиль...
- Без свечки?
- Без.
- А что же это за фитиль?
- Ну, парень один, длинный, подкатил он к шкету...
- Он на чём подкатил, на велосипеде?
- Да не, велосипед у шкета был.
- У какого шкета?
- Ну, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.
- С кем, с кем?
- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Ну вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.
- У него что, чесалось что-нибудь?
- Да нет, попилил он.
- Ну и как, распилил?
- Что распилил?
- Ну, велик?
- Чем?
- Ну, этим самым, шнобелем?
- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?
- Да не было там никакой зимы, там училка была.
- Учительница, ты хочешь сказать.
- Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.
- Как гикнулся?
- А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь поняли?
- Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.
- Как это не знаю!
- Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?
- Что?
- Помнишь, у Гоголя. "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина. Редкая птица долетит до середины Днепра".
- Помню.
- А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Не гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит". Ну как, нравится?
- Нравится! (побежал, выкрикивая): Классный Днепр при клёвой погоде…"
1-й чтец:
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
2-й чтец: Как много добрых слов на Голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
3-й чтец: И пусть из чистых уст на Голубой планете
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб русский наш язык мог возродиться снова!
4-й чтец: Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга-дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше… Чистоты!
(продолжает звучать «Гимн науке», выходят ведущие)
1 ведущий: Зеркальными пластинками и разноцветными кусочками стекла в «Филологическом калейдоскопе» станут увлекательные события этой недели творчества и интеллекта. Вы побываете на Планете читателей. Сами станете творцами. Пойдёте к вратам поэзии и прозы, создавая свои поэтические образы.
2 ведущая: Узнаете, кого называют «настоящим грамотеем». Увидите настоящее юбилейное ожерелье. Услышите любимые произведения ваших родителей и учителей. И в «День Успеха» обязательно будут разнообразные переливающиеся узоры вашей успешности и самодостаточности.
1 ведущий: А наши учителя русского языка и литературы, как союз, объединят в эту Неделю нас, таких разных, в единое целое: как подлежащее и сказуемое, станут основой всех наших успехов, как обстоятельство, всегда помогут найти ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?»
2 ведущая: И пусть девизом Открытия «Филологического калейдоскопа» в рамках «Недели русского языка и литературы» станут слова Льва Николаевича Толстого: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Желаем Вам обособления от всех бед, познанья вечного, как стихи А. С. Пушкина.
1 ведущий: Пусть «Филологический калейдоскоп» будет для вас сплошным синонимом к слову ПРАЗДНИК! Мы рады, что вы были с нами, побед вам и новых открытий на празднике творчества и интеллекта!
2 ведущая: Любите русский язык, цените русскую литературу и покажите свои знания! Всего вам доброго! Мы ждём вас, до встречи!