СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический парад (открытие "Филологического калейдоскопа") в рамках Недели русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытия "Филологического калейдоскопа" в рамках Недели русского языка и русской литературы для 5-11 классов

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический парад (открытие "Филологического калейдоскопа") в рамках Недели русского языка»

«Лингвистический парад»

(звучат позывные,

ПОТОМ СРАЗУ НАЧАЛО ПЕСНИ «Волшебный цветок»)

1 ведущий (за сценой в микрофон): Великий, могучий, свободный

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем мы праздник сегодня –

Правдивый и гордый Русский ЯЗЫК!

(выходят вокалисты 5 «В» класса, поют на мотив песни

«Волшебный цветок»)

1. Есть на свете язык самый славный,

Ярок, образен он, величав,

Самый сказочный и небывалый,

Он любимый у многих держав.

Припев: Может, там, за далёким кварталом,

Скучно станет тебе, ученик,

Вспомнишь сказочный и небывалый,

Русский певучий язык.

2. Посвятив ему много прелюдий,

Вдаль шагая по звонкой земле,

Наш язык любят многие люди,

Хоть и знают, конечно, не все.

Припев: тот же

(звучит «Гимн науке», выходят чтецы)

2 ведущий (за сценой в микрофон): Посвящение русскому языку.

1. Люблю тебя, русский язык!

В нём столько добра и силы.

В нём слышится русский народ,

В нём слышится голос мирный.

2. Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нём вижу я Пушкина лик,

В нём вижу я лик Толстого.

3. Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нём говорят и якут, и калмык,

И те, кто живёт на Памире.

За то, что красив и могуч,

За то, что, как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Люблю тебя, русский язык!

1 ведущий (за сценой в микрофон): Посвящение Русской литературе.


Евгения Онегина

Когда бы жизнь семейным кругом

Я ограничить захотел,

То только б вас назвал супругой,

На крыльях к вам бы прилетел.

Для вас я б даже бросил Питер,

Скажу вам это, не тая.

Носил бы валенки и свитер,

Ведь север вреден для меня.

И коль, рассеяв все сомненья,

Смогли б со мною рядом быть,

Согласен я, хоть с сожаленьем,

Татьяну Ларину забыть.


Сергея Есенина

Литератур я таких не видел.

И, хоть свет весь пешком обойди

Ярче фраз, чем у вас, дорогая,

Никогда и нигде не найти.

Дар поэта мне даден от Бога,

Но пред вами теряется речь.

Как же в жизни мне надо немного —

Только суть ваших фраз уберечь.

И теперь все слова о любимых,

Что когда-то писал при луне,

Посвящаю тебе я, богиня!

Литература – ты моя Шаганэ!


Владимира Маяковского

Слушайте, товарищи потомки,

Голос агитатора,

Горлана - главаря!

Говорит Владимир Маяковский.

Он болтать не любит зря!

Товарищ… ЛИТЕРАТУРА —

Женщина славная!

Слово — золото,

Поэзия — размах!

Что общественное — то главное!

Основа — в стихах!

А работа спорится, сделано много!

Горячее сердце кипит, поёт!

Русской литературе — дорогу!

Планов зовет громадьё!

Гимн науке (выходят пятиклассники)

1: Русский язык - велик и могуч!

Лес из ошибок в диктанте дремуч!

А запятые, эти вредные штучки,

То их не хватает, то целые кучки!


2. Как нам пробраться сквозь рощи морфем,

Как не увязнуть в болоте дилем,

Как переплыть нам реку исключений,

Победить падежи и стадо склонений?


3. Как острова правильной речи достичь?

Как смысл понять заколдованных притч?

Без ученья тут нам не обойтись!

А знанья придут, ты к ним только стремись!


(звенит школьный звонок. Выходят учитель и ученик)

Сценка "Наши падежи"

Действующие лица: учитель и ученик Петров

Учитель: Петров, послушай небольшой рассказ и назови все встречающиеся имена существительные.

Учитель: “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.

Ученик называет слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Хорошо? Определи, в каких падежах стоят эти существительные.

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, десятку!

Учитель: Значит, десятку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “десятку”?

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же её сам предложил!


Сценка "Ненужные словечки, или Классный Днепр при клёвой погоде"

Действующие лица: культурный взрослый человек и современный школьник Ваня Сидоров

- Здравствуй, Ваня.

- Здрасьте.

- Ну, расскажи, Ваня, как дела?

- У, дела моща.

- Что-что?

- Классно, говорю, ща один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка. Клёво, да?

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну, которая ржала. Или я не понял ничего.

- Ну, чего вы не поняли?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Значит, один фитиль...

- Без свечки?

- Без.

- А что же это за фитиль?

- Ну, парень один, длинный, подкатил он к шкету...

- Он на чём подкатил, на велосипеде?

- Да не, велосипед у шкета был.

- У какого шкета?

- Ну, шибздик один. Да вы его знаете, ходит здесь вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем, нос у него в виде шнобеля. Ну вот, дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, попилил он.

- Ну и как, распилил?

- Что распилил?

- Ну, велик?

- Чем?

- Ну, этим самым, шнобелем?

- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзиг в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

- А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

- Да не было там никакой зимы, там училка была.

- Учительница, ты хочешь сказать.

- Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.

- Как гикнулся?

- А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь поняли?

- Понял. Я понял, что ты совершенно не знаешь русского языка.

- Как это не знаю!

- Ты представляешь себе, если бы все говорили так, как ты, что бы получилось?

- Что?

- Помнишь, у Гоголя. "Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои, ни зашелохнёт, ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина. Редкая птица долетит до середины Днепра".

- Помню.

- А вот теперь послушай, как это на твоём языке-бзике звучит: "Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клёвые волны свои. Не гикнется, не накроется. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины Днепра. А если дочешет, так гикнется и копыта отбросит". Ну как, нравится?

- Нравится! (побежал, выкрикивая): Классный Днепр при клёвой погоде…"

1-й чтец:

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

2-й чтец: Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.

3-й чтец: И пусть из чистых уст на Голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб русский наш язык мог возродиться снова!

4-й чтец: Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше… Чистоты!


(продолжает звучать «Гимн науке», выходят ведущие)

1 ведущий: Зеркальными пластинками и разноцветными кусочками стекла в «Филологическом калейдоскопе» станут увлекательные события этой недели творчества и интеллекта. Вы побываете на Планете читателей. Сами станете творцами. Пойдёте к вратам поэзии и прозы, создавая свои поэтические образы.

2 ведущая: Узнаете, кого называют «настоящим грамотеем». Увидите настоящее юбилейное ожерелье. Услышите любимые произведения ваших родителей и учителей. И в «День Успеха» обязательно будут разнообразные переливающиеся узоры вашей успешности и самодостаточности.

1 ведущий: А наши учителя русского языка и литературы, как союз, объединят в эту Неделю нас, таких разных, в единое целое: как подлежащее и сказуемое, станут основой всех наших успехов, как обстоятельство, всегда помогут найти ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?»

2 ведущая: И пусть девизом Открытия «Филологического калейдоскопа» в рамках «Недели русского языка и литературы» станут слова Льва Николаевича Толстого: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Желаем Вам обособления от всех бед, познанья вечного, как стихи А. С. Пушкина.

1 ведущий: Пусть «Филологический калейдоскоп» будет для вас сплошным синонимом к слову ПРАЗДНИК! Мы рады, что вы были с нами, побед вам и новых открытий на празднике творчества и интеллекта!

2 ведущая: Любите русский язык, цените русскую литературу и покажите свои знания! Всего вам доброго! Мы ждём вас, до встречи!