СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический тур 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический тур 7 класс»

Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»

Класс: 5

Тип урокаурок-игра

Цель проведения:

- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; 
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Наглядность : доска , ИКТ ,карточки.





Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Сообщение темы и целей урока.



- Что такое лингвистика?

Это наука о языке , изучающая язык во всех его проявлениях



1 тур

« Шутливые лингвистические вопросы»

  • Какую строчку не может прочитать ни один учёный?(выполненную на швейной машине)

  • Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичным, гаечным..)

  • Какие два местоимения портят дорогу? (ЯМЫ)

  • Что имеет голову, но не имеет мозгов? (сыр, чеснок, лук)

  • Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)

  • Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)

  • Какую часть сова можно в земле найти? (корень)

  • Сколько в букв в азбуке? (6 букв).

  • Чем заканчивается день и ночь? (ь)

  • - Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (Угол – уголь).

  • Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  • -.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют. (нос)

  • -. Ими можно стрелять. Они зеркало души. (глаза)

  • -.У хорошего человека она бывает нараспашку. А иногда она уходит в пятки. (душа).



  • 2 тур. Конкурс - разминка «Знаешь ли ты?»

Объясните значения фразеологизмов.

-Водой не разольешь (неразлучные друзья).

-Как в воду опущенный (очень грустный).

-Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

-Воды не замутит (тихий человек).

-Набрал в рот воды (молчаливый).

-Как в воду глядел (угадал, предусмотрел).

-Как две капли воды (очень похожи).

-Прошел огонь и воду (все испытал).



  1. тур. Сюрпризы морфологии

1) К каждой букве подберите слова разных частей речи.

•         «т» - труба, существительное

•         «р»  -разве, частица

•         «у» - удивляться, глагол

•         «д» - десять, числительное

•         «о» - ох, междометие

•         «л»   легко, наречие

•         «ю» - юла, существительное

•         «б»  - без, предлог

•         «и» -  или, союз

•         «е»  - еловый, прилагательное 




4 тур «Фонетические головоломки»

  1. 1 команде:

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я  в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, -

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару. (Мошка – кошка – крошка - окрошка)

2 команде:

Недалеко разгадка скрыта,

Не очень трудное задание:

Возьмём три буквы алфавита,

Из них легко построить здание.

Изменим букву мы в начале –

И пропадёт постройка вмиг.

Получим то, что мы встречали

Не раз на полочке для книг.

Теперь у найденного слова

Начало переменим снова,

И даже удивимся сами:

Какая рыбина с усами! (Дом – том – сом)

5 тур «Анаграммы». 

Придумайте слова, состоящие из этих же букв, но расположенные в другом порядке (*атлас-салат, *адрес-среда).

Анаграмма – это слово или сочетание слов , образованное путем перестановки букв , составляющих другое слово.

АРМИЯ (МАРИЯ) КУЛАК (КУКЛА)

АВТОР (ОТВАР, ТОВАР) КОРШУН (ШНУРОК)

ВЫБОР (ОБРЫВ)  ,ВЕРНОСТЬ (РЕВНОСТЬ) МОШКАРА (РОМАШКА)



6 тур «Соедини половинки».

(Здесь даны фразы с перепутанным смыслом.

Соедините половинки правильно, и вы прочтете

известные русские пословицы).

 - Смотришь в книгу – ума не надо.

- Цыплят – не вырубишь топором.

- Не плюй в колодец – вылетит – не поймаешь.

- Сила есть – а видишь фигу.

- Слово не воробей – пригодится воды напиться.

- Любишь кататься – дальше будешь.

- Что написано пером – по осени считают.

- Тише едешь – люби и саночки возить.



7. «Семь вопросов о цветах».

-Какой цветок говорит о самовлюбленности? (Нарцисс.)

-…переводится как «звезда»? (Астра.)

-… королева цветов? (Роза.)

-… звенит? (Колокольчик)

-… говорит об ответном чувстве? (Ромашка)

-… вначале как солнце, а потом как облако? (Одуванчик)

-… по мнению Наташи Королевой, «вестники разлуки»? (Тюльпаны)


8 тур Игра «Собери словечко»



рпи

(пир)

пра

(пар)

опл

(пол)

кушпа

(пушка)

тухпе

(петух)

кугенру

(кенгуру)

длеп

(плед)

плеча

(пчела)

тышкамар

(мартышка)

сылесоп

(пылесос)

биьилундк

(будильник)

дашкаран

(карандаш)



9 тур. Хитрости синтаксиса.

1) Сделайте синтаксический анализ предложения.

Я для песни задушевной взял лесов душевный шепот. (С.А.Есенин) 

2) Соберите текст из данных предложений:

  1. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

  2. Голова сказала: «Разойдемся!»   -

  3. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

  4. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

  5. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

  6. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».



10 тур «Загадочный»

1. Он на вокзале есть всегда, 
К нему приходят поезда, 
Двойное 
р содержит он, 
А называется… (перрон)

2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два 
к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).

3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два
 с
Называется …(экспресс).

4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).

5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)

6. Я – все то, что есть на свете, 
Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны, 
Друг труда и тишины. (мир)



11 тур «Орфоэпический»

Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.

Ударный слог, ударный слог – 
Он назван так недаром! 
Эй, невидимка – молоток, 
Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка 
Держи его в руках озорника.

Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Купи соли и соли капусту.

На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Огородное пугало всех пугало.

Сорваться в пропасть – значит пропасть.



12 тур. В мире поэзии.


1)Соберите стихотворение из данных слов.

береза серебром точно снегом под принакрылась окном белая моим.

Ответ: Белая береза под моим окном,

Принакрылась снегом, точно серебром.





13 тур «Следопыты».

Дядя прашу тибя, памаги

Тваей плимянницы оле,

А то нибудит ейной наги

В этай пративнай школи.

Мне фчира за дектант на слава

Учитиль паставел два,

А сам сказал што маю работу

Дажи  нисмог прочетать.

Папраси ево дядя  исправеть двойку

И паставеть мне пять.



( Дядя, прошу тебя, помоги

Твоей  племяннице Оле,

А то не будет её ноги

 В этой противной школе.

Мне вчера за диктант на слова

Учитель поставил два,

А сам сказал, что мою работу

Даже не смог прочитать.

Попроси его, дядя, исправить двойку

И поставить мне пять.)

14 конкурс «Одна буква, марш!»

Задание: прочитайте текст на карточке, которая лежит перед вами. Подберите глагол, который можно было бы поставить  вместо цифры в первом предложении. Отнимая по одной букве от этого глагола, заполните и остальные пропуски. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно заполнит все пропуски.

Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Шедшие впереди (2) ветки, которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками.  «А гадюки ядовитые (5) нет?» - спросил молодой охотник. «Ты (6) это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать». (Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и)



15. «Кто внимательный?»

Сколько ёжиков? Подсчитайте, сколько раз встретится вам в стихотворении «ёж» ? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов.

Медленно читаем стихотворение.



Убежал от друзей без оглядки.

Сказал: « Поищите! Играю я в прятки ».

Сначала в норе ёж укрылся в одёжке.

Затем покатился клубочком по стёжке.

Нашёл под берёзкой кудряшки-серёжки.

Решил подарить их мальчишке Серёжке.

А дальше? А дальше и вы поищите.

Где ёж? Догадались? Да он в алфавите!

А Б В Г Д Е Ё Ж З …





16. Дайте ответы на вопросы задачи-шутки.

И с той стороны, и с другой стороны.

   Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему в ответ: “Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай”.

   Задумался боец. Может, вы ему поможете?

Ответы: дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак.


17 Определите род занятий людей по следующим выражениям:

- направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,

- войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

- шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

- через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

- стричь под одну гребенку;

 Ответы: военный, актер, портной, аптекарь, парикмахер.


18 тур. Врожденная грамматика.


1)Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)

  2. К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)

  3. Врачиха выписала мне лекарство. (врач)

  4. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)

  5. Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)

  6. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (внука восьми лет)


19 тур. Готовимся к экзаменам.

А1. Найдите слово, в котором буквы Е,Ю,Я обозначают один звук в слове:

1) поехать

2) тебя

3) ёлка

4) сеять.


А2. Выберите слово, в котором количество букв и звуков совпадает:

1) шьешь

2) метель

3) ель

4) язык


А3. Найдите омонимы:

1) высокий, низкий

2) зоркий, меткий

3) пасть в бою, пасть тигра

4) солнце, море


А4. Найдите антонимы:

1) вперед, назад

2) высокий, толстый

3) крепкий, горячий

4) красивый, красный.


А5. Фонетика изучает:

1) звуки речи

2) словосочетания и предложения

3) части речи

4) состав слова.

Ответы: А1-2, А2-3, А3-3, А4-1, А5-2.

20 тур « Угадай –ка».

1 команде:

Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н.В.Гоголя. Кто это? (медведь)

2 команде:

Оно бывает пятым у телеги, вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Оно бывает причастно к ногам и груди. Что это? (колесо)







Подведение уроков .

Домашнее задание.