Лингвистический турнир
Цель: способствовать овладению обучающимися русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывать уважение к родному языку, повышать интерес к языку как явлению культуры, к самому предмету.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать знания учащихся; расширять кругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.
Воспитывающие:
воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Учитель.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается человеку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложный предмет, и изучение его требует большого труда. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, песни, прибаутки – это язык. И так всю жизнь человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двигать вперед науку, развитие техники, т.е. саму жизнь. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Высказывания о языке
1 команда
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
2 команда
«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» - это слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.
3 команда
«Язык всем знаниям и всей природе ключ» - Гавриил Романович Державин.
Слайд 1.
Сегодня мы проводим «Лингвистический турнир» , в ходе которого выявим знатоков русского языка нашего класса. Класс разделен на 3 команды. Будет несколько конкурсов, за которые вы будете получать жетоны. Чья команда наберет больше жетонов, та и победит в Лингвистическом турнире.
А что такое лингвистика? (наука, изучающая законы языка). Сегодня на мероприятии мы с вами ещё раз убедимся, насколько могуч наш русский язык.
Главный гость на нашем празднике – Его Величество Русский Язык.
Желаю удачи. Начинаем.
1 конкурс «Разминка»
Я буду задавать вопросы, по 3 вопроса для каждой команды. Жетон получает та команда, которая правильно ответит на все 3 вопроса. Не подсказываем.
Итак, вы готовы?
Дети: Да!
1 команда
- Сколько букв в алфавите русского языка? (33)
- Сколько из них гласных букв? ( 10)
- Назовите их (а,о,у,ы,э,е,е,и,ю,я)
2 команда
- Сколько согласных? (21)
- Какие бывают согласные звуки? (Твердые мягкие, звонкие глухие, парные и непарные)
-А что вы можете сказать про буквы ъ и ь? ( Они звуков не обозначают)
3 команда
- Назовите звуки, которые всегда мягкие? (Ч Щ Й)
- Звуки, которые всегда твердые (Ж Ш Ц)
- Что мы узнаем по количеству гласных? (количество слогов)
Стихотворения о русском языке
Если ты хочешь судьбу переспорить.
Если ты ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык.
Он твой наставник, великий, могучий.
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница -
Выучи русский язык!
2 конкурс «Отгадай пословицу»
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание: отгадать пословицу по 2 словам. Устно. Задание на слайде.
За правильно выполненное задание - жетон.
Свет, тьма. (Ученье – свет, а неученье – тьма)
Труд, лень. (Труд кормит, а лень портит)
Встречают, провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают)
Сценка «Несуразные вещи»
Ребята сейчас покажут, что может случиться, если плохо знать родной язык.
(Дети разыгрывают сценку)
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные – то?
- Разные вещи я несу. Разные! Вот несу мел.
- Что не сумел? Ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел - то?
- Мел несу. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки – то жена? А ты шутник. Я сказал: «Ему же надо будет», понадобится, значит.
- Вот оно что…
- А еще у меня для Мишки новость приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- Какая?
- Красивая такая! Зеленая.
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки – то.
- Что – о?
- Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»
-Та! Марка! Марка, понимаешь. Та марка нарисована.
- Ага, все – таки нарисована Тамарка. На марке, значит, нарисована Тамарка, да?
- Пока, некогда мне.
- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
3 конкурс «В гостях у басни»
Учитель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? Конечно, любите. И дети, и взрослые любят смотреть мультфильм. Сейчас мы посмотрим мультфильм «Слон - живописец» по мотивам одноимённой басни Сергея Михалкова. Я приглашаю вас на особый просмотр мультфильма. Вам надо не просто смотреть мультфильм, но и выполнить творческое задание. После просмотра мультфильма вы перечислите слова по теме «Изобразительное искусство», которые встретились в этой басне. Кто напишет больше слов, та команда и побеждает. Вам дается на это 3 минуты
Слова: живописец, пейзаж, полотно, картина, вернисаж, художник, ценители, краски, кисть.
Каждая команда зачитывает слова, считаем их количество. Жетон получает та команда, у которой записано 9 слов.
Итак ребята, вы очень хорошо поработали, давайте мы с вами немного отдохнем, сделаем физминутку.
4 конкурс «Собери текст»
Учитель: На столе лежат предложения из текста. Вам нужно собрать из отдельных предложений текст, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.
Команда 1
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
( Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдемся!» И хвост оторвался от головы и пополз вперед. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.)
Команда 2
Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину».
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».
Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.
У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
Они пошли судиться к соседу.
Они сказали: «Он велел делить все пополам».
( У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте пополам всю посуду и пополам разрежьте всю скотину». Братья послушались соседа, и у них ничего не осталось.)
Команда 3
Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!
(Любе подарили котенка. Котёнок сидел на полу и играл с бумажным шариком.Вдруг пролетела муха и села на шляпу. Котёнок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку. Видны только белые лапки. Вот такой шалунишка!)
Сценка «Ударение»
Ребята вновь покажут сценку о том, как важно знать русский язык.
По комнате ходит мальчик, держится за голову.
- Ой, как болит голова, а так хочется в школу пойти, надоело болеть. Нужно принять лекарство. (Берет бутылочку и читает.) Принимать 3 раза в день по одной столовой ложке, после приема пищи. (Принимает и начинает пищать).
- Что случилось, Вадим? Почему ты пищишь?
- Я лекарство принял, а там написано: после приема пищи.
- Вадим, но ты неверно прочитал. Принимать после приема пищи, а не пищи.
- Ой, и правда. Учительница в школе говорила про ударение, а я и не слушал.
- теперь я буду внимательнее на уроках.
Учитель: Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина
На нем мы объясняемся в любви,
Читаем книги, песни распеваем,
Воспоминанья пишем в дневники,
Поэмы и стихи слагаем.
Любите же родной язык
И грубым словом не поганьте,
Родной язык — могуч, велик,
Его цените, уважайте!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Итог: Вы убедились, как разнообразен, интересен русский язык.
Ребята!
Закончен турнир наш лингвистический.
Настала пора итоги подвести:
Все ваши жетоны подсчитать
И настоящих лидеров назвать.
Посчитайте свои жетоны.