СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистическое клубное объединение «UNIVERSE» как способ создания поликультурного образовательного пространства

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клубное объединение «UNIVERSE» возникло в 2010 году при гимназии № 29 города Уссурийска на основе проекта «Многоязычие в системе гимназического образования», созданного преподавателями гимназии.

2. Цель объединения - создать необходимые условия для развития системы поддержки одарённых детей с особыми лингвистическими способностями.

3. Задачи объединения:

  • выявление  и развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование устойчивого интереса к предмету, к изучению культуры и традиций других стран;
  • совершенствование практического владения языком;
  • привлечение как можно большего количества гимназистов для участия в традиционных гимназических, городских, краевых и международных мероприятиях;
  • социальная, психологическая и педагогическая помощь личности школьника, сохранение её психологического здоровья, оптимизация социально-психологических отношений в коллективе;
  • развитие коммуникативных и организаторских свойств личности;
  • формирование межкультурной компетенции школьников

Просмотр содержимого документа
«Лингвистическое клубное объединение «UNIVERSE» как способ создания поликультурного образовательного пространства»

  1. Положение о лингвистическом клубном объединении «UNIVERSE»

МБОУ гимназия №29 г. Уссурийска Уссурийского городского округа Приморского края

I.Общие положения

1. Основанием для создания и введения в действие данного положения является Конвенция о правах ребёнка, Устав гимназии МОУ гимназия №29

г. Уссурийска Уссурийского городского округа Приморского края.

Клубное объединение «UNIVERSE» возникло в 2010 году при гимназии № 29 города Уссурийска на основе проекта «Многоязычие в системе гимназического образования», созданного преподавателями гимназии.

2. Цель объединения - создать необходимые условия для развития системы поддержки одарённых детей с особыми лингвистическими способностями.

3. Задачи объединения:

  • выявление и развитие творческих способностей учащихся;

  • формирование устойчивого интереса к предмету, к изучению культуры и традиций других стран;

  • совершенствование практического владения языком;

  • привлечение как можно большего количества гимназистов для участия в традиционных гимназических, городских, краевых и международных мероприятиях;

  • социальная, психологическая и педагогическая помощь личности школьника, сохранение её психологического здоровья, оптимизация социально-психологических отношений в коллективе;

  • развитие коммуникативных и организаторских свойств личности;

  • формирование межкультурной компетенции школьников;

  • создание условий для вовлечения молодого поколения в решение проблем социально-культурной деятельности в свободное время.

4. Основные принципы деятельности:

  • добровольность вступления в объединение и активное участие в мероприятиях;

  • самодеятельность обучающихся в сочетании с педагогическим руководством и сотрудничеством с различными образовательными культурными центрами города и края;

  • учёт индивидуальных и склонностей и возрастных особенностей;

  • непрерывность и систематичность деятельности в объединении.

II. Организация деятельности

  1. Членами клубного объединения «UNIVERSE» могут быть учащиеся 2-11 классов, получившие рекомендацию педагогов.

  2. Для вступления в объединение необходимо ознакомиться с Уставом объединения, правами и обязанностями членов.

  3. Педагоги и администрация гимназии участвуют в работе объединения в качестве координаторов.

  4. Структура клубного объединения «UNIVERSE»:

  • Во главе стоит президент, который выбирается членами клуба на заседании.

  • Работой клубного объединения руководит Совет клуба, состоящий из представителей от каждого центра.

  • Клубное объединение состоит из трёх центров: Центр английского языка «Planet», Центр корейского языка «Мугунхва», Центр китайского языка «Хаохань».

  • Совет координирует деятельность всех Центров.

  • Совет клубного объединения составляет план работы на текущий учебный год, разрабатывает сценарии заседаний, предлагает задания каждому Центру, заслушивает отчёты о проделанной работе, принимает по ним необходимые решения.

  • Совет утверждает эмблему, девиз и план работы клубного объединения.

  • Организует выпуск газет.

  • Все решения клубного объединения «UNIVERSE» принимаются большинством голосов.

III. Права и обязанности

Обязанности:

  1. Основной формой отчётности является годовой отчёт о деятельности лингвистического клубного объединения «Universe», контроль осуществляет Президент объединения.

  2. Контролирует и несёт ответственность за деятельность клубного объединения педагог, назначенный администрацией гимназии.

  3. Члены клуба должны активно участвовать в общественной жизни гимназии.

  4. Выполнять решения Совета клуба.

  5. Уважать честь и достоинство других.

Права:

  1. Принимать участие во всех мероприятиях, которые организует Совет клуба, выражать своё мнение в корректной форме.

  2. Выдвигать кандидатуры в Совет клуба «Universe».

  3. Рекомендовать новых членов клуба.

  4. Получать любую информацию о деятельности клубного объединения «UNIVERSE».

IV. Заключение

  1. Настоящее положение рассмотрено и утверждено Советом лингвистического клубного объединения школьников «UNIVERSE» и согласовано на НМС гимназии №29.

  2. Данное положение вступает в силу с момента утверждения его директором. Изменения и дополнения могут быть внесены в связи с изменениями в Уставе гимназии.

  3. При необходимости администрация гимназии, педагогический совет, Совет клубного объединения «UNIVERSE» могут предлагать внесение изменений и дополнений в данное Положение.

II. Пояснительная записка

Глобализация экономики, развитие культурных сетей и повсеместное распространение Интернета привело к тому, что знание хотя бы одного иностранного языка стало уже почти обязательным условием для современного человека. В практику преподавания иностранных языков в школе входит обучение не только второму, но и третьему иностранному языку. Объясняется это, прежде всего, осознанием учащимися того, что овладение несколькими языками – одно из условий успешной карьеры в современном обществе. Всё больше российских школьников проходит обучение за рубежом, увеличивается количество поездок школьных групп в страны изучаемого языка, поэтому проблема формирования межкультурной компетентности школьников становится всё более актуальной.

Процесс внедрения в нашу страну новых зарубежных методик, учебников и учебных пособий нельзя не приветствовать, но лишь с той поправкой, что многие из них разрабатывались со ссылкой на непосредственный контакт с носителями языка. Условия же изучения иностранных языков в нашей гимназии носят искусственный характер, и в данной ситуации можно говорить лишь об управляемом обучении иностранным языкам в отрыве от языковой среды.

Любой урок иностранного языка сводится в конечном итоге к развитию у учащихся речевых навыков и умений, к выполнению большого количества языковых и речевых упражнений. Попытки перенести сформированные навыки и умения в естественную ситуацию общения за пределы классной комнаты не всегда заканчиваются успехом. Поэтому язык, изучаемый школьниками в такой обстановке, так и останется языком, который только в учебном процессе, языком образования.

Отсутствие мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни не позволяет достичь существенных результатов в обучении иностранному языку. Можно ли разрешить этот «методический конфликт»? Думаем, что да. Но это может произойти лишь в том случае, когда у учащихся возникнет потребность использовать иностранный язык, в идеале с носителями языка. Многие школьники после поездок за рубеж жаловались, что им было непросто общаться с иностранцами. Они не могли понять их намерений и мотивов. Можно прекрасно знать грамматику иностранного языка и обладать огромным словарным запасом, можно уметь формулировать свои мысли на иностранном языке и бегло на нём говорить, но при этом можно совершить непоправимую поведенческую ошибку или не понять поведения партнёра по общению. Для того, чтобы у российских школьников не возникало таких проблем в общении с представителями других культур, необходимо формирование межкультурной компетенции.

Межкультурная компетенция включает в себя «опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях на иностранном языке, переживание соответствовать нормам межкультурного общения в нестандартных ситуациях» (2,с.101). Таким образом, для формирования межкультурной компетенции необходимо не только обеспечить учащихся знаниями о нормах общения в данной культуре, но и сформировать у них умение находить правильные выходы из нестандартных ситуаций.

Но у каждой страны – свои нормы общения. Кроме того, малое количество часов и достаточно насыщенная программа не позволяют отводить время на изучение культуры стран изучаемого языка в объёме, необходимом для формирования межкультурной компетентности.

В этой ситуации нам показалось интересной идея создать лингвистический клуб, тем более, что в городе существует возможность выхода на носителей изучаемого языка – это американцы, англичане, корейцы, китайцы, работающие в школе педагогики ДВФУ, в Корейском Культурном Центре и Институте Конфуция в г. Владивосток.

Институт Конфуция ДВФУ - это центр разработки и реализации инновационных образовательных и культурно-просветительских проектов. Его деятельность укрепляет дружественные отношения и взаимопонимание между народами России и КНР через качественное преподавание китайского языка и знакомство с традиционной китайской культурой.

Институт Конфуция ДВФУ регулярно проводит конкурсы, олимпиады, культурно-просветительские мероприятия, самыми активными участниками которых являются члены клуба китайского языка «Haohan».

В ДВФУ с 2000 г. действует созданный по инициативе Государственного департамента КНР по распространению китайского языка за рубежом экзаменационный центр по проведению квалификационного экзамена HSK для определения базового, начально-среднего и высшего уровней владения китайским языком.

Перед получившими сертификат о сдаче экзамена HSK открываются новые возможности для деловой и творческой самореализации, так как этот документ служит основанием для предоставления рекомендаций при приеме на работу, при прохождении повышения квалификации, учитывается в кадровой политике учреждений, предприятий и организаций, нуждающихся в специалистах с качественным знанием китайского языка.

С мая 2008 г. Институт Конфуция ДВФУ проводит квалификационные экзамены по китайскому языку для детей по программе YCT. Этот экзамен успешно сдали наши учащиеся и получили возможность отправиться на языковую стажировку в Пекин. Сертификат, подтверждающий успешную сдачу этого экзамена, служит не только для определения эффективности преподавания китайского языка в средних учебных заведениях, но и может быть использован в качестве документа, подтверждающего уровень знания школьником китайского языка при переводе в другие школы и при выезде на учебу в другие страны.

В Институте Конфуция ДВФУ большое внимание уделяется методической работе, направленной на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и учителей китайского языка высших и средних учебных заведений Дальнего Востока и Забайкалья. Институтом проводятся семинары, круглые столы и мастер-классы, посвященные вопросам преподавания китайского языка.

МОУ «Гимназия №29» также тесно сотрудничает с Корейским образовательным центром г. Владивосток с 1999 года.

Корейский образовательный центр г. Владивосток создан 23 марта 1995 года решением Министерства просвещения Республики Корея при активном содействии ректора ДВГУ В.И. Курилова. Центр осуществляет обучение корейскому языку российских корейцев, а также всех желающих познакомиться с языком и культурой Страны утренней свежести. Ежегодно в Центре проходят обучение 150 - 200 человек. Несмотря на то, что главная задача Центра - это прежде всего обучение граждан корейской национальности, более 80% слушателей - это российские граждане других национальностей.

Учащиеся нашей гимназии регулярно посещают занятия образовательного центра. Образовательный центр оказывает большую помощь ДВФУ, гимназиям, школам в проведении олимпиад и конференций, в создании учебников и учебных пособий для студентов, учеников, в повышении квалификации преподавателей, в организации стажировок студентов, учеников, а также в пополнении фондов библиотеки учебных заведений. Корейский образовательный центр организует краевые фестивали, олимпиады, конкурсы корейской культуры среди школьников Приморского края, в которых участвуют и учащиеся гимназии №29.

При активном участии директора Корейского образовательного центра были созданы фольклорные коллективы, в состав которых входят члены клуба корейского языка «Мугунхва». Это ансамбль барабанщиков "Самуль - Нори" и группа корейского народного танца.

Образовательный центр оказывает большую помощь МОУ «Гимназия № 29» г. Уссурийска в проведении конкурсов, различных мероприятий и олимпиад. Так, ежегодно в гимназии №29 проводятся День корейской письменности, Восточный Новый год, Декада иностранных языков.

Человек, испытывающий интерес к музыке, литературе, истории, может реализовать его индивидуально: читать дома книги, слушать музыку, пойти на прогулку, на экскурсию. Такой способ удовлетворения интересов не приведёт к возникновению объединения. Но если у человека есть потребность в коллективном прослушивании музыки, в коллективных экскурсиях, в совместном переживании, обсуждении волнующих проблем, - здесь ему на помощь придёт клубное объединение. В нашем случае, основной интерес членов клуба – изучение языка, живое общение на языке. Формат клубного объединения позволяет выбирать материал и составлять программу в зависимости от реальных нужд учащихся и создавать неформальную обстановку. Кроме того, клубная форма работы приемлема для проведения выездных заседаний, а также для непосредственного общения с носителями иной культуры, что способствует не только освоению иностранного языка, но и положительно отражается на результатах учёбы: повышаются качество знаний и уровень обученности по предмету.

Таким образом, использование клубной деятельности в системе гимназического образования может помочь за несколько лет сформировать языковую и межкультурную компетенцию учащихся для общения с представителями разных стран.




  1. Клубное объединение «UNIVERSE»

Клубное объединение – инициативная, организационно оформленная и педагогически направляемая группа людей, связанная единством интересов и совместной социально-культурной деятельностью в свободное время (1, с. 678). Это самодеятельная организация, в которой имеется устав и программа деятельности и в которой активно творят все её члены.

Наш клуб существует второй год. Нам бы хотелось рассказать о его деятельности.

  • Цель деятельности: развитие системы поддержки одарённых детей с особыми лингвистическими способностями, выявление и развитие их творческих способностей. Формирование межкультурной компетенции школьников, устойчивого интереса к предмету, к изучению культуры и традиций других стран.

  • Содержание деятельности: участие в традиционных гимназических праздниках, участие в городских и краевых фестивалях, в международных конференциях, семинарах и олимпиадах.

  • Основные направления работы: участие в научно – исследовательской работе и предметных олимпиадах, участие в творческих конкурсах различных уровней, организация внеклассной работы на иностранном языке и международное сотрудничество.


Структура клуба


Президент клуба «Universe»


Совет из представителей клубных центров





Центр английского языка «Planet»

Центр китайского языка «Хаохань»

Центр корейского языка «Мугунхва»







Во главе стоит президент, который выбирается членами клуба на заседании. Как правило, это ученик, обладающий хорошими организаторскими способностями и хорошо владеющий иностранным языком.

Работой клуба руководит Совет клуба, состоящий из представителей от каждого центра; он составляет план работы на текущий учебный год, разрабатывает сценарии заседаний, предлагает задания каждому центру. Членами клуба были учащиеся только 5-11 классов, но в этом году мы планируем привлечь к участию в работе клуба и малышей, учеников 2-4 классов.

Необходимым условием успешной деятельности клуба с точки зрения формирования межкультурной компетенции является наличие её у руководителя этого клуба. Поэтому преподавателю необходимо иметь опыт общения с носителями языка. Кроме того, ознакомиться с необходимой литературой по теме. Одним из наиболее полезных для преподавателя источников является книга Кейт Фокс (Kate Fox) «Наблюдая за англичанами» (“Watching the English”) (5).

Для примера клубного объединения по формированию межкультурной компетенции школьников приведём программу заседаний английского центра «Planet» за прошлый год.

Центр английского языка «PLANET» (ПЛАНЕТА)


В работе И. С. Соловьёвой по результатам анализа литературы по психолого-возрастной периодизации развития детей (И. С. Кон, В.А. Крутецкий, Р.С. Немов, Жан Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин) в контексте исследуемой проблемы были рассмотрены возрастные параметры учащихся. С одной стороны, сенситивный период формирования межкультурной компетенции учащихся, с другой - психологические основания к установлению возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии учащихся в процессе отслеживания результатов работы (4). В соответствии с этим были выделены две стадии формирования межкультурной компетенции: 1) стадия усвоения задач, мотивов, норм межкультурной компетентности: и мотивационной потребности в ней, к которой предрасположены учащиеся 13 - 15 лет (VII - IХ классы); 2) стадия практического усвоения конкретных способов действий в области межкультурного образования и формирования операционно-технических возможностей его применения - учащиеся 16 - 17 лет (Х – IX классы). Вторая стадия может быть рассмотрена как стадия формирования межкультурной компетентности старшеклассников.

Данная программа заседаний ставит целью формирование межкультурной компетенции учащихся для подготовки к общению с англичанами. Клубные заседания проводятся раз в месяц. Если позволяют средства и время, можно проводить заседания чаще, детально рассматривая каждую тему и уделяя больше внимания практике. Программа предусматривает рассмотрение следующих тем:

  1. Meeting People.

  2. English Homes.

  3. Gardening: What English Gardens Can Tell Us about Their Owners.

  4. Cooking English Cuisine. Restaurants.

  5. Transport in England.

  6. Flirting Rules.

  7. Pub-Talk.

  8. English Humour.

  9. English Class System: How to Define Who Is Who.

На каждое заседание клуба приглашается носитель языка, англичанин (не шотландец, не валлиец, а именно англичанин, так как разница в культурах достаточно велика), который помогает руководителю клуба, корректирует информацию своими собственными примерами и является дополнительным стимулом для учащихся. Одному из участников клуба (и всем желающим) заранее выдаётся текст с информацией, и учащийся готовится выступить по этой теме. Обычно это небольшая часть общей темы, информация по которой является новой и зачастую неожиданной для учащихся. В результате, во время заседания клуба учащиеся сами делятся новыми для них знаниями по теме и бурно их обсуждают с носителем. На заседаниях разыгрываются различные ситуации общения, где нужно продемонстрировать умение применить то, о чём узнал. Очень важную роль в оценке достоверности разыгранных ситуаций играет приглашённый носитель языка, который корректирует недочёты и отвечает на вопросы учащихся. Носитель также участвует в обсуждении сходства и различий в поведении русских и англичан в ситуациях общения по данной теме с точки зрения англичанина, временно живущего в России.

Носитель языка не зависит от учебной ситуации, это человек, которого можно не стесняться. Он свободен в выражении мыслей, обладает новым видением любого вопроса и комментирует с других социокультурных позиций. Он ведёт дискуссию и пытается включить в разговор всех присутствующих без какого-либо давления со своей стороны.

Одна из наиболее успешных форм проведения работы клуба, это показ сюжета из новостей или отрывка из кинофильма, за которым следует дискуссия, в процессе которой участники клуба обмениваются вопросами и ответами, выдвигают аргументы и контраргументы в поддержку своей позиции.

Как правило, школьники проявляют большой интерес к заседаниям клуба, с увлечением готовятся к ним, активно занимаются языковой практикой, овладевают необходимым языковым материалом, охотно выполняют индивидуальные задания, испытывают удовлетворение от коммуникативно-познавательной деятельности. Подготовка к заседаниям английского клуба стимулирует интеллектуальную активность старшеклассников, их самостоятельность. Темп монологической речи носителя языка не вызывает у них растерянности и смятения. Это в свою очередь, несомненно, является гарантией успешной сдачи ЕГЭ. Известно, что первая трудность, с которой сталкиваются ученики 11- х классов при выполнении заданий Единого государственного экзамена, связана именно с восприятием звучащей речи.

Клубная деятельность помогает учащимся раскрыть себя, активизировать свой творческий потенциал. Младшим школьникам тяжело участвовать в заседаниях клуба. В основном они являются пассивными слушателями и часто не усевают за ходом дискуссии из-за недостаточного уровня владения языком. А у них огромное желание познакомится с новыми странами, культурой, традициями и обычаями. Как же им помочь и не «убить эту жажду познания»?

Как показывает практика, благодатным источником раннего иноязычного образования являются сказки. В сказках ярко выражается самобытность народа, его культура, нравы и обычаи. Изучение сказок увлекает детей. Сказка, в свою очередь, оказывает воздействие на их эмоциональное состояние: снижает тревогу и негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. Как показывает опыт, спектакли по сказочным сюжетам очень нравятся детям.

Театральная постановка – это ролевая игра, которая создаёт прекрасные условия для овладения языком, помогает усвоению языка в любом возрасте. Дети, с которыми я работаю, начиная с начальной школы, участвуют в театральных постановках до 11 класса. Я стараюсь делать так, чтобы в спектакле были задействованы дети разных возрастов. Участие в спектакле делает ребёнка более активным. Приучает его к коллективным формам работы.

Так возникла идея расширения рамок клубной деятельности и мы стали принимать участие в городских и краевых конкурсах « Talеnt Show », проводимых в нашем регионе, где неоднократно становились призёрами. Идея использования приёмов театрализации и драматизации в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Мы создали театрально-языковой социум. Под этим термином мы понимаем социолингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации. Наш театрально-языковой социум - это английский музыкальный театр, который является неотъемлемой частью работы нашего клуба. Особенность нашей работы заключается в следующем:

- она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логичным, динамичным и последовательным продолжением друг друга;

- при выборе репертуара учитывались требования Государственного стандарта преподавания английского языка к языковому (фонетическому, лексическому, грамматическому) и речевому (культуроведческому) материалу.

- участниками представлений являются только те дети, которых мы обучаем на уроках на уроках английского языка;

- инсценировки для спектаклей создаются нами на базе литературных произведений.

Большинство текстов написаны с максимальным использованием аутентичных источников. Примерами реализации на практике нашего подхода является работа над созданием спектаклей “Mary Poppins”, “Alice in Wonderland”, “The Jungle Book” и др.

Алгоритм деятельности на примере создания спектакля «Книга Джунглей»:

  1. Инициация идеи.

  2. Целеполагание.

  3. Анализ базового компонента Государственных программ.

  4. Насыщение базового курса дополнительным языковым материалом, необходимым для реализации идеи.

тема

Организационные формы

Дополнительный материал по аудированию

Результаты процесса обучения

Средства и способы контроля

Мир воображения

Практические занятия;

Музыкальные уроки;

Видеоуроки;

Уроки с элементами драматизации;

Урок-театр.

Домашнее чтение «The Jungle Book”

Мультфильм «Маугли» на русском и на английском языках.Книга «The Jungle Book»

Учащиеся умеют: правильно произносить, читать, писать, использовать в речи активную лексику; интерпретировать изученный материал в форме театрального действия.

Контроль навыков аудирования;

Спектакль на английском языке «The Jungle Book”



  1. Разработка сценария.

  2. Формирование основного и запасного актёрского состава.

  3. Работа над спектаклем.

  4. Контрольный этап - показ спектакля (на гимназическом уровне, на городском, на краевом)

  5. Этап корректировки.

  6. Обобщение накопленного опыта.

Поскольку каждая встреча не похожа на предыдущую, темы и виды деятельности постоянно меняются. В наших выступлениях принимают участие дети разных возрастов. Даже старшеклассники не могут устоять и принимают активное участие, несмотря на то, что они очень заняты подготовкой к Единому государственному экзамену.

Центр китайского языка «ХАО ХАНЬ» (Молодцы!)

Центр китайского языка объединяет около ста учащихся. Работа в клубе ведется по следующим направлениям: каллиграфия, страноведение, сценическое искусство, подготовка к олимпиадам и международным экзаменам, проведение внеклассных мероприятий и праздников.

  1. Каллиграфия:

Китайская иероглифика - один из древнейших видов письменности на земле. Изобретение и использование китайских иероглифов не только способствовали развитию китайской цивилизации, но и оказали глубокое влияние на развитие мировой культуры.

Иероглифика в Китае является одним из главных видов искусства, и иероглифы можно увидеть в самых различных местах. Умение писать красиво высоко ценится в Китае с давних времен.

Ребята, интересующиеся китайской иероглификой, умеют писать иероглифы не только ручкой, но и кисточкой. Они принимают участие в конкурсах по каллиграфии на гимназическом и краевом уровнях, не раз завоевывая призовые места. Среди победителей и призеров краевых конкурсов по каллиграфии 2010 - 2011:

Ломакова Алена - 1 место

Лю Диана - 2 место

Долгих Арина - 2 место

Строканидова Надежда - 2 место

Алашрафова Афина - 3 место

Исламова Кристина – 3место

Швецова Анастасия – 3 место.

  1. Страноведение

В последнее время неуклонно повышается интерес учащихся к изучению китайского языка. Это продиктовано особенностью географического положения нашего края, находящегося на границе с Китайской Народной Республикой, а также развитием экономических и культурных связей с соседним государством.

Хорошее знание языка невозможно без глубокого знания истории страны, ее культуры, обычаев и традиций китайского народа. Мною разработана программа для клуба по направлению «Страноведение», в рамках которого учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка, учатся представлять свою страну в условиях иноязычного межкультурного общения.

Данное направление имеет целью также развитие и воспитание у школь­ников понимания важности изучения китайского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореа­лизации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных куль­тур, формирование межкультурной компетентности.

В нашем клубе учащиеся знакомятся с Китаем не только посредством просмотра видеофильмов и презентаций об этой прекрасной стране, но и самостоятельно: читают книги, ищут материал в Интернете, самостоятельно создают презентации и выполняют проекты, рисуют газеты и делают фотоотчеты о своих поездках в Китай, а также пишут сочинения. Так, в краевом конкурсе сочинений на русском и китайском языках «Мои впечатления о Китае» принимали участие более десяти ребят, а работы Ломаковой Алены, Лю Дианы и Алашрафовой Афины были отмечены 1, 2 и 3 премиями соответственно. Статья Ломаковой Алены «Китай глазами путешественника» была опубликована в журнале «Институт Конфуция», издаваемом в КНР. В октябре 2011 года институт Конфуция ДВФУ проводил фотоконкурс «Китай моими глазами», в котором участвовали более 20 членов клуба китайского языка.

  1. Сценическое искусство

В рамках данного направления гимназисты разучивают стихи и песни на китайском языке, ставят сценки, с которыми выступают на городских и гимназических концертах и конкурсах.

  1. Подготовка к олимпиадам и международным экзаменам.

Учащиеся, демонстрирующие особые успехи в изучении китайского языка на уроках, занимаются им дополнительно в свободное время, готовясь к участию в олимпиадах различного уровня и международных экзаменах по китайскому языку. Среди призеров и лауреатов олимпиад:

Лю Диана – 3 место в краевой олимпиаде,

Ломакова Алена – почетная грамота за особые успехи в устной речи в краевой олимпиаде,

Лю Диана – 1 место в городской олимпиаде,

Исламова Кристина - 2 место в городской олимпиаде,

Залюбовская Валерия - 2 место в городской олимпиаде,

Кабыш Марина - 3 место в городской олимпиаде.

Наши учащиеся также принимали участие в международном экзамене по китайскому языку для школьников (YCL) и успешно сдали его, получив возможность отправиться в Пекин на языковую стажировку. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству между нашим клубом и институтом Конфуция во Владивостоке.

  1. Проведение внеклассных мероприятий и праздников

В Китае с древних времен отмечают множество традиционных праздников: Праздник Весны (Китайский Новый Год), праздник Фонарей, Праздник Лодок-драконов (Праздник Двойной Пятерки), Праздник Середины Осени (Праздник Луны), Праздник Двойной Семерки, а также современные праздники (День Образования КНР, День Учителя и т.д.). В эти дни участники лингвистического клуба организуют различные внеклассные мероприятия: викторины, КВНы, дружеские встречи, на которых учащиеся в неформальной обстановке знакомятся с традиционными китайскими праздниками, блюдами, традициями, обычаями и бытом китайцев. Это позволяет гимназистам лучше понять своего южного соседа и повышает интерес к изучению китайского языка.

Центр корейского языка «МУГУНХВА» (ГИБИСКУС)

На наш взгляд, одним из главных путей повышения эффективности обучения через деятельность является ее активизация и системность. Вне­классная работа в гимназии должна осуществляться не на формальном, а на конкретном деятельностном уровне, что становится возможным при оптимальном соотношении процессов познания, труда и игры. Эти процессы лежат в основе творческой клубной работы по корейскому языку.

Обучение через деятельность по корейскому языку составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательной работы в нашей гимназии. Различные формы работы учащихся (работа лингвистического центра любителей корейского языка «Мугунхва», олимпиады в ДВФУ, фестивали корейской культуры, которые организует корейский образовательный центр г. Уссурийска и Владивостока, стажировка в Корее (в дни летних каникул), Дни корейской письменности, День урожая, Декада иностранных языков в гимназии) обеспечивают повышение познавательной активности учащихся, расширение их коммуникативных возможностей и формирование межкультурной компетентности.

В данной работе мы расскажем о работе лингвистического центра корейского языка «Мугунхва» в МОУ «Гимназия № 29». Клуб объединяет учащихся гимназии № 29 с пятого по одиннадцатый класс. Цели работы — это прежде всего развитие и дальнейшее совершенствование речевых навы­ков, поиски интересных и содержательных форм организации досуга учащихся, расширение их кругозора, эрудиции и познавательных интересов, патриотическое и интернациональное воспитание. Программа воспитания педагога всем своим содержанием нацелена на его профориентацию, как в профессиональном, так и в нравственном, личностном плане. Клуб представляет собой содержательную форму досуга, он стимулирует активность учащихся, воздействует на его отношение к жизни, коллективу и профессиональной деятельности. Работа в клубе в достаточной степени способствует раскрытию творческих возможностей учащихся, формирует целеустремленность, дисциплинированность, чувство коллективизма, ответственность за свой труд и труд всего коллектива, самостоятельность и активность.

Учащиеся активно участвуют в работе клуба, ответственно относятся к исполнению своей роли, у них появляется интерес к другим возможным ролям. Роли организатора, сценариста, режиссера, оформителя, актера выявляют потенциальные возможности и способности. У него появляется уверенность в том, что он сумеет успешно смоделировать примерно такие же ролевые ситуации в жизни.

На всех этапах подготовки и проведения заседания клуба комментируются и мотивируются направления работы, ее цель, приемы, способы выполнения, даются рекомендации по организа­ции подобной работы в условиях гимназии. Поиск темы, определение игровой ситуации, педагоги­чески направленное распределение ролей, подбор материала, работа над сценарием, период репетиций, создание атмосферы праздника и непосредственная реализация замысла - все это имеет обучающий характер.

При планировании работы лингвистического клуба мы стремились разумно сочетать как поиск новых интересных тем, материалов, приемов и форм, так и отработку определенной структуры заседания, статочно апробированной, чтобы ее можно было закрепить и усвоить в качестве образца, рекомендуемого для школы.

Примерная схема заседания клуба

1.Церемония открытия заседания.

2.Посвящение пятиклассников в члены клуба «Мугунхва» — в почетные члены клуба; выборы президента и вице-президента; чествование гостей клуба.

3. Основная часть (театрализованное представление: драматизация сказок).

4.Песни, танцы в национальных корейских костюмах. (Заранее опре­деляется тематика.)

5.Тематические игры, викторины, конкурсы.

6.Награждение лучших исполнителей, оформи­телей, победителей игр и конкурсов.

7.Церемония закрытия.

Такая схема позволяет создать и постоянно поддерживать традиции клуба, что является осо­бенно интересным для членов клуба детского и юношеского возраста. Программа заседания предусматривает чередо­вание подготовленной и неподготовленной речи, домашних заданий и импровизации. В каждом пункте плана предусмотрено создание игровой ситуации при участии носителей языка, которых мы приглашаем из Корейского Культурного Центра. Мы используем ее действенный стимул для говорения. Определившаяся схема программы, а также закрепление заданий за учениками того или иного класса упрощают подготовительный период работы. Достаточно объявить тему, назвать задания, и все члены клуба приступают к их выполнению.

Городские, гимназические олимпиады по корейскому языку, как было сказано выше, являются одной из традиционных форм обучения через деятельность, они стали проводится с 1999 года. Учащиеся гимназии № 29 имеют высокие результаты по предмету.

Городская олимпиада по корейскому языку

(2010-2011 учебный год)

10 «Б» класс – Огай Н. – I место

7 «Б» класс – Ольховская Е. – I место

7 «Б» класс – Квон Л. – II место

При проведении олимпиады решаются такие задачи: проверить знания по корейскому языку, повысить интерес учащихся к предмету, показать возможности и перспективы, которые открывает перед учащимися корейский язык.

Участие учеников в Фестивалях корейской культуры, Днях корейской письменности, Дне урожая, Декаде иностранных языков дают возможность практически применять корейский язык, что способствует развитию у них речевых умений, повышает интерес к изучению корейского языка. Кроме этого отрабатывается произношение и навык выразительного чтения, закрепляется пройденный лексический и грамматический материал, расширяется лексический запас учащихся, приобретаются знания о быте, культуре, традициях изучаемого языка, а главное это неформальное общение с носителями языка.

Стажировка в Корее

(2010-2011 учебный год)

10«Б» класс – Огай Н.



Фестиваль корейской культуры

В 2010-2011 учебном году в МОУ « Гимназия № 133» на III Фестивале корейской культуры ученица 11 А класса Ли Ольга заняла I место в номинации «Хореография». Ученики 4 А класса Лим Диана, Квон Лариса, Ольховская Елена, Алиева Амина, Стальская Татьяна, Аскаров Рустам, Гиневский Влад, Яшкин Егор заняли II место в номинации «Вокал».

Краевой конкурс на лучший литературный перевод в рамках

Фестиваля корейской культуры

(2010-2011 учебный год)

10 «Б» класс - Огай Н. – I место

7«Б» класс – Серова О. – II место

10«Б» класс – Пак А. – III место

День корейской письменности, День урожая

Учащиеся с удовольствием принимают участие в праздновании Восточного Нового года, Дня корейской письменности, Дня урожая, во время которых ученики знакомятся с культурой, традициями, обрядами и историей Кореи. Как правило, эти мероприятия проводятся в Корейском Культурном Центре г. Уссурийск, либо в гимназии № 29, на этот праздник постоянно приглашаются представители НКА корейцев г. Уссурийск и Движения за мир в Северо-Восточной Азии, которые принимают участие в работе жюри, награждают победителей дипломами и сувенирами.

Краевой конкурс по каллиграфии в рамках празднования

Дня корейской культуры

(2010-2011 учебный год)

10 «Б» класс - Пак А. – I место

7«Б» класс – Сухая В. – II место


Краевой конкурс в рамках Фестиваля, посвященному Празднику

Урожая – «Чусок» в конкурсе «Мисс восточная грация»

(2011-2012 учебный год)

11 «Б» класс – Огай Н. - III место, звание «2 –ая вице Мисс»

В краевом конкурсе (2010 - 2011 уч. год) по каллиграфии в рамках празднования Дня корейской письменности ученики гимназии № 29 получили следующие места:

Декада иностранных языков

Ежегодно в гимназии проходит Декада иностранных языков и члены клуба принимают в ней активное участие, занимают призовые места.

Целью Декады иностранных языков является привлечение как можно большего числа участников, расширение знаний по предмету, выявление знатоков по иностранным языкам, одарённых и талантливых учеников. В течение Декады проводятся конкурсы стенгазет и ребусов, лекторские чтения, конкурс „Литературный перевод”, конкурс „Каллиграф”, познавательные КВН, в конце Декады проводится концерт, на котором учащиеся могли продемонстрировать свои знания и талант.

Стабильное количество участников в различных мероприятиях и положительные результаты учащихся гимназии подтверждает высокую мотивацию учащихся в изучении иностранных языков и прочные знания по предмету.



Заключение

Большинство исследователей (Г.В. Елизарова, Е.Б. Быстрай, В.А. Брылёва и др.) рассматривают проблему формирования межкультурной компетенции студентов высших учебных заведений. Мы же полагаем, что начинать формирование межкультурной компетенции необходимо со школы, с самого начала изучения иностранного языка, и оно не должно сводиться только к усвоению знаний о достопримечательностях и некоторых традициях стран изучаемых языков. Необходимы знания о негласных правилах поведения. Носители языка и культуры об этих нормах поведения, как правило, не задумываются, для иностранцев же эти нормы часто бывают неожиданными и необычными. Им трудно приспособиться и принять их, потому что у этих людей не сформирована межкультурная компетентность.

Клубная деятельность способствует созданию уникальной ситуации естественной языковой среды. Английский, китайский, корейский языки стали для наших детей языком социализации, а не просто языком образования. Для каждого члена клуба язык является способом выразить себя, средством коммуникации, своеобразным зеркалом, в котором отражаются уклад жизни русского, английского, китайского и корейского народов, их традиции, культура, история и география.

Предлагаем коллегам попробовать себя в клубной работе. Уверены, что этот вид деятельности принесёт желаемый результат: процесс изучения иностранных языков станет ещё более интересным и эффективным.



Список использованных источников и литературы:

  1. Ариранский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. – СПб.: Артстудия «Концерт», 2008.

  2. Волкова Е.В. Межкультурная компетенция или межкультурная компетентность?// Проблемы теории, практики и дидактики перевода. Материалы Международной научной конференции 13-15 апреля 2009г. – Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2009.

  3. Генкин Д.М., Тематический вечер как основная форма художественно-массовой работы клуба // Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1987.

  4. Соловьёва И.С. Педагогические условия формирования межкультурной компетентности старшеклассников.- Якутск, 2007.

  5. Fox, Kate. Watching the English: The Hidden Rules of English Behavior. – Hodder and Stoughton, 2004.

  6. Дусавицкий А.К. Формула интереса - М. : Педагогика, 1989, с.69.

  7. 7.Заславская А.И., Корчагина А. И. Клуб любителей английского языка // ИЯШ. - 1989. - №1, с.88

  1. Макаров В.М. Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России. – Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1999. – 448 с.

  2. Путеводитель на русском языке. ООО «Живой язык». - Москва, 2005. – 206 с.

  3. Республика Корея. Цифры и факты / Изд-во Корейской службы информации для зарубежных стран. Агентство правительственной информации. Москва, 2007 . – 203 с.

  4. Спиридовская Л.А. Внеурочная учебная работа по иностранным языкам в школах полного дня // ИЯШ. - 1989 - №5, с. 64

  5. Дзюина Е.В. «Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке». - М.: Вако, 2010.

  6. «Все о Китае» под ред. Царевой Г.И. - М.: Профит Стайл, 2008.

  7. Учебник «Новый старт», КНР, Пекин, 2004.

  8. Учебное пособие «Магические иероглифы», КНР, Пекин, 2008

  9. Учебное пособие «Тесты для экзамена HSK» , КНР, Пекин, 2008

  10. Учебное пособие «Общие знания по истории Китая», КНР, Пекин, 2006

  11. Учебное пособие «Общие знания по географии Китая», КНР, Пекин, 2006

  12. Учебное пособие «Общие знания по культуре Китая», КНР, Пекин, 2006

20.Хань Шаоган «Басни Эзопа». – Пекин: Иностранные языки, 2010. Цзян Липин «Здравствуй, Китай». – Пекин: Высшая школа