Линейка «О математике в шутку и всерьез».
Учитель. Дорогие друзья! Поздравляем вас с началом Недели математики, которую вы изучаете с начальных классов. Мы попытаемся представить математику в ее особом романтически приподнятом духе, слившуюся с образом тех, кто ее творил и кто ею жил. Надеемся, что на протяжении этой Недели вы будете с нами!
О простом и сложном,
Об истинном и ложном
Правдивые истории,
Серьезные, шутливые
Про опыты начальные
И про умы пытливые,
Про важные события –
Великие открытия.
Ведущий:
Евклид (жил в III веке до н.э.)
Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии
Ведущая:
Там, где с морем
Сливается Нил,
В древнем жарком краю
Пирамид
Математик греческий жил –
Многознающий,
Мудрый Евклид.
Геометрию он изучал,
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу
«Начала» зовут.
Чтоб попасть к нему
В ученики
И постигнуть мудрость
Старика,
Морем плыли,
Шли издалека…
А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? –
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
- Точка – это то,
В чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил,
Молодец! –
Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну, а в чем же линии секрет?
- Есть длина,
А ширины в ней нет!
- Снова в точку.
Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
- Я богатым стать хочу,
Как ты!
Я слыхал: наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат!
Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай! –
Ученый говорит. –
Ты теперь богаче, чем Евклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей?
Архилок поднялся: Я смогу!
Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
- Хорошо!
Потом спросил Евклид:
- А тебя к науке что манит? –
Юношу погладил по плечу.
- Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: «Как умен Евклид!»
Значит, славу знание сулит!
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
«Люди! Он умней, чем я, Евклид».
- На, иди!
Теперь ты знаменит!
Ну, а третий думает о чем?
Что-то чертит, чем-то увлечен.
- Что ты чертишь?
- Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид, -
Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
Он нашел себе ученика.
- Кто же ты?
И слышит он в ответ:
- Я из Сиракуз. Я – Архимед.
Ведущий:
Архимед ( около 287 – 212 гг. до н.э.)
Древнегреческий математик,
механик, военный инженер.
Учитель. В истории математики известны случаи очень раннего проявления математических способностей. Расскажем о некоторых из них.
1-й ученик.
Французский ученый 17 века Блез Паскаль стал интересоваться математикой в столь раннем возрасте, что отец запретил сыну ею заниматься. Однако, зайдя через некоторое время в детскую комнату, он обнаружил, что мальчик углубился в рассмотрение какого-то рисунка из прямых линий и окружностей.
Выяснилось, что маленький Блез самостоятельно нашел доказательства первых теорем геометрии Евклида и думал над тем, как доказать следующую теорему. В 16летнем возрасте он доказал утверждение, которое до сих пор изучается в высших учебных заведениях под именем теоремы Паскаля.
Паскаль сконструировал первую вычислительную машину «сумматор», написал несколько работ по арифметике, алгебре и вообще внес большой вклад в математическую науку.
2-й ученик.
Необыкновенные дарования проявил в детстве один из виднейших английских математиков 19 века Гамильтон. В 10 лет он изучил геометрию, прочтя латинское издание очень трудной книги Евклида «Начала». Когда в его родной город приехал изумительный счетчик Кольбурн и выступал на эстраде, юный Гамильтон вступил с ним в соревнование и ни в чем ему не уступил. А в 13 лет Гамильтон прочел «Всеобщую арифметику», написанную одним из величайших английских ученых Ньютоном, и поступил в университет. Уже в 22 года он был назначен профессором этого университета.
Учитель. Но не всегда математические способности раскрываются так рано.
3-й ученик.
Так, немецкий математик Якоб Штейн до 18 лет был пастухом и почти не знал грамоты. Но потом он быстро окончил школу и университет, а в 29 лет уже преподавал математику и стал членом Берлинской Академии наук.
У вас все впереди! Дерзайте…
Занимательные случаи из жизни математиков:
4-й ученик.
Знаменитому математику Остроградскому пришла в голову какая-то необыкновенно заманчивая математическая идея в тот момент, когда он шел по одной из улиц Петербурга. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал черной доской, предназначенной для записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это карета. Изумленный математик стал кричать кучеру: «Постой! Куда спешишь? Я сейчас».
5-й ученик.
Однажды Ампер с сыном остановились в Авиньоне передохнуть и подкрепить силы. Рассеянный Ампер никак не мог сосчитать, сколько следует заплатить хозяину. Наконец, с помощью последнего это удалось сделать.
Да, сударь, - заметил добродушный авиньонец, - вы немного умеете считать, но вам следовало бы поучиться арифметике у нашего священника… Уж сколько лет минуло с тех пор, как он меня обучал цифрам, а я, как видите, до сих пор кое-что помню. Знаменитый физик и математик не мог ничего возразить.