Здравствуйте.дорогие ребята. Рада вас видеть. Продолжаем изучение главы «Геометрическая оптика». Предлагаю ответить на вопрос. Что является основной частью всех оптических приборов, которыми мы пользуемся? (Линза) Правильно. И это тема нашего урока. (“Линза - слово латинское и означает чечевица. Чечевица – растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть - линзами.”) Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Что каждый из вас хочет узнать сегодня на уроке? | Приветствие. Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Ответ на приветствие учителя. Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока «Линзы» | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели. | Взаимодействие с учителем Взаимодействие с учителем | Слушание учителя Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Целеполагание Контроль правильности ответов обучающихся | Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
Вспомним основные понятия распространения света, законы преломления и отражения света. Задание: Трое учащихся готовятся отвечать на вопросы карточек. Карточка № 1 Что такое свет? Что такое световой луч? | Карточка № 2 Каким излучением называют свет? Что такое световой луч? | Карточка № 3 Что такое плоское зеркало? Что такое световой луч? | Остальные учащиеся отвечают устно на вопросы: Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света? Сформулируйте законы отражения света? Сформулируйте законы преломления света? | Задаёт вопросы. | Обучающиеся отвечают на вопросы карточек. 1. Свет – излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. 2. Свет называют видимым излучением 3. Плоским зеркалом называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет. 4. Световой луч – линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. АО - луч падающий, ОВ - луч отраженный, SN – отражающая плоскость, α – угол падения, β – угол отражения, точка О, в которую опущен перпендикуляр. 1. Угол падения равен углу отражения. 2. Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, проведенный в точку касания лучей, лежат в одной плоскости. 1. Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред. 2. Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, проведенный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости. | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности Взаимоконтроль выполнения задания в парах. | Регуляция учебной деятельности. |
Вопрос: что такое линзы? На столах линзы на подставках. Обучающиеся внимательно смотрят и вводят понятие линзы. Пользуются учебником Определения: (Слайд 1) Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями, называют линзой. Вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются? Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей. Линза может быть ограничена двумя выпуклыми поверхностями (двояковыпуклая линза), выпуклой сферической поверхностью и плоскостью (плосковыпуклая), выпуклой и вогнутой сферическими поверхностями (вогнуто-выпуклая линза). Эти линзы посредине толще, чем у краёв, и все они называются выпуклыми, они являются собирающими. (Слайд 2) Линзы, которые посредине тоньше, чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются рассеивающими. (Слайд 3) Практическая работа: определение вида линзы. Если толщина линзы пренебрежимо мала по сравнению с радиусами сферических поверхностей линзы и расстоянием от предмета до линзы, то такие линзы называют тонкими. Основные точки и линии в линзе: Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой осиназывают оптическим центром. Любую другую прямую, проходящую черезоптический центр, называют побочной оптической осью. Точка, в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы. У линзы дваглавных фокуса. Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы. (Слайд 5,6) Рассмотрите линзы и ответьте на следующие вопросы: Вопрос: от чего зависит фокусное расстояние линзы? Вопрос: Какая линза преломляет лучи сильнее? Характеристики линз Фокусное расстояние линзы обозначают буквой F. Величину, обратную фокусному расстоянию называют оптической силой линзы и обозначают буквой D: D = 1/ F. [D]=[1/м]=[дптр] т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F= 1 м. Оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным.(Слайд 6) Вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния? Обобщая ответы делаем вывод: чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше. Оптическая сила собирающих линз DО, т.к. F0. Для рассеивающих линз DF В случае плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз: С помощью линз можно не только собирать или рассеивать световые лучи, но и получать различные изображения предмета. Вопрос: Как же получаются столь различные изображения? От чего может зависеть характер изображения? Давайте проверим ваши предположения с помощью постановки демонстрационного эксперимента. Вопрос: какие световые лучи из бесчисленного множества лучей удобно использовать для построения изображения с помощью линзы? ( слайд 6,7,8 ) После этого учащиеся рассаживаются по заранее сформированным по интересам учащихся группам (6 групп). Каждой группе определяются задание и отводится определенное время для их выполнения. Задание для группы №1 1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между линзой и ее фокусом, т.е. dF. 2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В 1. 3. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод. Задание для группы №2 1.Постройте изображение (А 1 В 1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом, т.е. FdF. 2. Дайте характеристику полученному изображению А1В1 . 3. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод. Задание для группы №3 1.Постройте изображение (А1 В1 ) предмета АВ с помощью собирающей линзы при условии, что предмет находится за двойным фокусом линзы, т.е. d 2F. 2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В1 3.Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте Задание для группы №4 1. Постройте изображение (А 1В1) предмета АВ с помощью рассеивающей линзы при условии, что предмет находится между линзой и ее фокусом, т.е. d 2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В1 . 3. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод. Задание для группы №5 Постройте изображение (А 1 В 1) предмета АВ с помощью рассеивающей линзы при условии, что предмет находится между фокусом линзы и ее двойным фокусом, т.е. FdF. 2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В 1 3. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод. Задание для группы №6 1.Постройте изображение (А 1 В 1) предмета АВ с помощью рассеивающей линзы при условии, что предмет находится за двойным фокусом линзы , т.е. d2F. 2. Дайте характеристику полученному изображению А1 В 1. 3. Сравните результат, полученный при построении, с результатами компьютерных исследований, проанализируйте и сделайте соответствующий вывод. Обучающиеся выполняют работу, делают вывод по ней, после чего заполняется сводная таблица. расстояние от предмета до линзы d | характеристика изображения | собирающая линза | рассеивающая линза | d | | | F | | | d 2 F | | | | Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент: Демонстрация ЭОР. Проводит демонстрационный эксперимент. Учитель проводит консультационную индивидуальную работу. | Слушание учителя. Читают параграф выделяют существенную информацию. Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе. Наблюдение за материалом ЭОР. Ответ: Фокусное расстояние зависит от кривизны ее поверхностей Ответ: Линзы с более выпуклыми поверхностями Отвечают на вопрос учителя. Ответ.Вероятнее всего, характер получаемого изображения зависит от взаимного расположения предмета и линзы. Выполняют задание по группам , объясняют наблюдаемое явление, делают выводы. | Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя. Умение строить речевое высказывание. Анализ объектов с целью выделения признаков. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | Обсуждают выводы. В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы. | Слушание. Умение слушать и вступать в диалог. Чтение. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности | Контроль правильности ответов обучающихся. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
«Откройте учебник на странице 164 и поработайте в парах сначала над ответами на вопросы после параграфа 66, затем на странице 167, после параграфа 67. Затем будем работать над этими вопросами по «Цепочка». Решение тестовых заданий (слайд 9) | Дает обучающимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением правил игры «Цепочка» | Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке». | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. | Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |